Контрольная работа по "Криминалистика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:20, контрольная работа

Краткое описание

Криминалистика это наука о закономерностях механизма совершения преступления, возникновения информации о нем и его участниках, закономерностях собирания, оценки, исследования и использования доказательств и основанных на познании данных закономерностей приемах, методах и средствах расследования преступлений. Криминалистика стремится достичь данной цели, решая ряд специальных задач, отвечающих ее предмету. К ним относятся: а) углубленное изучение объективных закономерностей действительности, составляющих основу предмета криминалистики, развитие ее общей и частных теорий как базы криминалистических методов, приемов и средств; б) разработка новых и совершенствование используемых технико-криминалистических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по

Файлы: 1 файл

Криминалистика.doc

— 1,013.50 Кб (Скачать)

 

  1. Следы человека и орудий взлома. Их свойства и криминалистическое значение

 

Раздел трасологии, изучающий  следы рук, традиционно называется дактилоскопией (от греч. daktilos палец, skopeo рассмотрение). Дактилоскопия отрасль криминалистической техники, изучающая строение кожных узоров на пальцах рук человека для использования их следов в целях отождествления, регистрации и розыска преступников. Она включает также пальмоскопию и плантоскопию, изучающие узоры ладоней рук и стоп ног человека. В последние годы начала формироваться криминалистическая дерматоглифика, в которой дактилоскопия стала одной из основных частей. Известно, что рельеф кожного покрова неодинаков. На ладонях (ступнях ног) кроме валикообразных выступов, называемых папиллярными линиями и разделенных бороздками, есть флексорные (сгибательные) линии, морщины и складки (белые линии), а также поры. Самые заметные элементы рельефа флексорные линии. Белые линии (морщины) появляются вследствие потери эластичности и сухости кожи, а также возрастных изменений. Эти линии играют при идентификации, как правило, вспомогательную роль. Наиболее значимы папиллярные линии и поры, имеющие различную форму и расположенные на разном расстоянии одна от другой и от краев папиллярных линий. Эти линии на ладонях и ногтевых фалангах пальцев обладают достаточно сложным и разнообразным строением. Основные свойства папиллярного узора это индивидуальность, устойчивость и восстанавливаемость. На местах происшествия нередко остаются следы ног (обуви) преступника. Они образуются при ходьбе, беге, прыжках, стоянии на месте. По этим следам можно выяснить путь движения лиц к месту происшествия, как они там передвигались, куда ушли, организовать преследование подозреваемых. Так, у хромого человека длина шага больной ноги всегда заметно короче, чем здоровой. По следам ног можно судить и об обстоятельствах совершения преступления, а также о некоторых особенностях субъекта, который их оставил, что необходимо для его розыска. По этим следам нетрудно отождествить человека (его обувь). Отражение индивидуальных признаков ног в следе зависит не только от особенностей подметки обуви, но и от качества поверхности следовоспринимающего объекта. Следы босых ног встречаются на местах происшествия довольно редко. При этом нужно помнить, что в поверхностном следе ступня отображается в виде двух крупных участков пятки и плюсны, соединенных полосой, передающей свод стопы. Только в объемных следах особенности строения стопы отражаются более полно: видны папиллярные узоры и различные дефекты кожного покрова: мозоли, шрамы, рубцы, складки и др. Предварительное изучение единичного следа обуви производится с целью: а) выяснения особенностей обуви; б) сопоставления с другими следами; в) его правильного измерения и описания в протоколе. Общие признаки следов: 1) длина следа обуви по линии от середины переднего края носка до середины заднего края каблука; 2) длина подошвы по оси следа (если задний ее срез отчетливо выражен); 3) ширина подошвы в наиболее широком месте; 4) ширина промежуточной части в самом узком месте; 5) длина каблука от заднего края до переднего края по оси; 6) ширина каблука в самом широком месте, а босой ноги в самом широком месте пятки. Изучив общие признаки следа обуви, переходят к исследованию частных признаков. К ним относятся особенности отдельных частей следа, дефекты рельефной поверхности (протектора) подошвы, обозначения размера, фирменного знака и др. Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома. Под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, пола, потолка или других преград. К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой. Орудия взлома и инструменты, применяемые взломщиками, обычно классифицируются на: а) специально изготовленные в преступных целях; б) приспособленные для взлома; в) обычные инструменты, используемые для повседневных нужд;

г) случайно оказавшиеся  в руках взломщика предметы. При  воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные  или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом. В зависимости от места локализации следы орудий взлома и инструментов классифицируются на оставленные: 1) на запирающих устройствах; 2) на других преградах. Запирающие устройства это замки, имеющие определенную степень секретности, механизм которых открывают и закрывают при помощи ключа, и запирающие приспособления. Последние подразделяются на самостоятельные (задвижки, щеколды, крючки и др.), которые предназначены для запирания (закрывания), и вспомогательные (кольца, петли, пробои), применяемые только вместе с замками.

 

  1. Практические задачи, решаемые на основе криминалистического исследования материальных следов преступлений

 

Изучение следов имеет  важное криминалистическое значение, поскольку дает возможность определить орудие преступления и получить сведения о субъекте, его применившем (физические данные, профессиональные навыки, одежда и др.). Иными словами, следы могут быть полезными при решении следующих криминалистических задач, входящих в предмет доказывания по уголовному делу: а) идентификация лиц и предметов по оставленным следам; б) установление групповой принадлежности объектов; в) выяснение отдельных анатомо-физиологических особенностей лица, оставившего следы; г) определение механизма следообразования и связанных с ним обстоятельств расследуемого преступления. В ряде случаев помимо решения перечисленных задач криминалистический анализ следов позволяет установить причины и условия, способствовавшие преступлению, что облегчает разработку мероприятий по их предупреждению, в частности путем технической защиты объектов от преступных посягательств.

 

  1. Содержание криминалистического исследования оружия. Понятие огнестрельного оружия и его классификация

 

Криминалистическая баллистика это отрасль криминалистической техники, разрабатывающая средства, приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования огнестрельного оружия и последствий его применения в материальной обстановке совершения преступления для разрешения вопросов, возникающих в следственной и судебной практике. Криминалистическое оружиеведение понятие видовое, включающее несколько самостоятельных классов оружия. Основой для классификации является характер объектов, подлежащих отнесению к оружию, а также основная цель его использования (назначение). По характеру действия оружие подразделяется на огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое и сигнальное; по назначению на гражданское, служебное, боевое (стрелковое). В криминалистической баллистике ручное огнестрельное оружие, применявшееся при совершении преступления, классифицируется по: 1) способу изготовления; 2) назначению; 3) внутреннему устройству канала ствола; 4) длине ствола; 5) калибру; 6) степени автоматизации боевого механизма; 7) количеству стволов. 1. По способу изготовления оружие подразделяется на: заводское, кустарное и самодельное. Заводское оружие изготавливается в промышленных условиях с соблюдением установленных стандартов, тогда как кустарное как правило, в частных мастерских без соблюдения установленных стандартов, причем небольшими партиями или отдельными экземплярами. Самодельное оружие изготавливают отдельные лица с использованием различных механизмов, подручных материалов, деталей заводского оружия или иных устройств. 2. По назначению (в зависимости от целей, поражать которые оно предназначено) оружие подразделяется на: военное ручное, спортивное, охотничье, специальное и атипичное. Военное ручное оружие включает боевые винтовки, карабины, карабины-автоматы, пистолеты-пулеметы, пистолеты и револьверы. Спортивное это малокалиберные и другие винтовки, пистолеты и револьверы. Охотничье гладкоствольные и нарезные пуледробовые ружья и самозарядные гладкоствольные охотничьи карабины. Специальное бесшумное оружие, пистолеты газовые, сигнальные, строительно-монтажные. Газовые, сигнальные и строительно-монтажные пистолеты могут быть отнесены к огнестрельному оружию лишь в том случае, когда они специально приспособлены для причинения телесных повреждений. Атипичное оружие нестандартной конструкции, различные стреляющие приспособления, замаскированные под бытовые предметы (стреляющие авторучки, портсигары, трости и т.д.), самодельные пистолеты, револьверы, обрезы и самопалы, конструкция которых отклоняется от стандартного оружия. 3. По внутреннему устройству канала ствола оружие подразделяется на нарезное, гладкоствольное и гладконарезное.

 

  1. Объекты баллистической экспертизы и комплекс экспертных задач

 

Объектами судебного баллистического  исследования являются: а) ручное огнестрельное оружие и его части; б) патроны к ручному огнестрельному оружию — как снаряженные, так и их компоненты, в том числе выстреленные пули, стреляные гильзы, дробь, картечь, пыжи, прокладки, порох и т. п.; в) следы-повреждения при поражении из ручного огнестрельного оружия; г) иные боеприпасы (гранаты, мины), их части, следы их применения; д) взрывные устройства, взрывчатые вещества и следы их применения. Задачи, решаемые при баллистических исследованиях, делятся, как и в других отраслях криминалистической техники, -на две категории: идентификационные и диагностические. К первым относятся: отождествление оружия по стреляным пулям, гильзам, дроби; установление групповой принадлежности, в том числе общего источника происхождения боеприпасов, их компонентов, частей; идентификация путем установления целого по части (пуля и гильза, пыж и часть бумажного листа). К диагностическим относятся: а) задачи, связанные с определением соответствия объекта заданным характеристикам: является ли данный объект огнестрельным оружием; исправно ли огнестрельное оружие и пригодно ли оно для производства выстрелов; возможен ли из данного оружия выстрел без нажатия на спусковой крючок; является ли данный объект взрывным устройством и т. п.; б) задачи по выяснению механизма происшедшего события: установление факта производства выстрела; определение его направленности и дистанции; установление места выстрела, места взрыва и т. п.

 

  1. Объекты взрывотехнической экспертизы, ее возможности

 

Взрывотехническая экспертиза решает: 1) является ли обнаруженное вещество взрывчатым, каким именно, изготовлено ли оно фабричным или кустарным способом; 2) из каких компонентов изготавливается данное вещество, каким путем они могут быть приобретены, какие навыки и знания необходимы для его изготовления, какая аппаратура; 3) какие меры безопасности должны быть приняты при изготовлении взрывчатых веществ или снаряжении им взрывного устройства, соблюдались ли эти меры; 4) что представляет собой исследуемое взрывное устройство, каково его происхождение, каким образом оно должно приводиться в действие, какой силы взрыв может быть им произведен; мог ли взрыв представлять опасность для многих людей; 5) в надлежащих ли условиях осуществлялись хранение и транспортировка взрывчатых веществ или взрывных устройств, не представляли ли эти условия опасности для жизни и здоровья окружающих.

 

  1. Особенности осмотра места происшествия по делам о взрывах

 

В задачу следователя, производящего  осмотр места происшествия, входит обнаружение, фиксация, изъятие комплекса  объектов, могущих иметь отношение  к взрыву. Известные сложности при этом порождает то обстоятельство, что к данному моменту еще не известен вид примененного СВУ, а следовательно, и его компоненты, которые следует искать. Поэтому при осмотре места взрыва совершенно необходимо участие специалиста по боеприпасам, взрывным устройствам и взрывчатым веществам. С учетом конструкции СВУ на месте происшествия могут быть обнаружены следы взрывчатого вещества, часть боеприпасов, снаряда (или его заменителя), остатки источников питания, проводов, часового механизма или иного устройства, призванного вызвать взрыв. Оставшимися частями взрывателя могут быть части детонационной цепи (провода, элементы), исполнительных механизмов (ударники с жалом, электроконтакты, поршни и т. п.), капсюлей детонаторов, шариков, чек и т. п. Обнаруживаемые объекты фотографируют, фиксируют в протоколе и на плане (схеме), отмечают точное местоположение каждого объекта, внешний вид, состояние, материал (хотя бы приблизительно), наличие следов-наложений, в том числе взрывчатых веществ. Остатки их могут бить обнаружены как на частях боеприпасов, так и на пораженных объектах, одежде и т. п.

Описывая повреждения, отмечают их вид (пробоина, вмятина), размеры, форму, вывороченность краевых участков, местоположение. Изъятые объекты упаковывают  по отдельности и направляют на экспертизу для установления: конструкции СВУ, принципа действия, определения материалов, использованных для его изготовления; вида взрывчатых веществ. В отношении последних выясняют, где они применяются, нельзя ли изготовить их кустарно. Важным является и вопрос о профессиональных навыках лица, изготовившего самодельное устройство

 

  1. Огнестрельное оружие, боеприпасы и следы их применения. Значение следов для раскрытия и расследования преступлений

 

Ручное огнестрельное оружие имеет  достаточно простую и приемлемую для криминалистической практики классификацию. В соответствии с ней оружие подразделяется на боевое, гражданское охотничье, учебно-спортивное, криминальное. Боевое оружие представляет собой оружие заводского изготовления, одноствольное, многозарядное, с нарезным стволом и, как правило, скользящим затвором, предназначенное для стрельбы пулями. Короткоствольное оружие имеет длину ствола до 20 см. К нему относятся полуавтоматические пистолеты и револьверы. К среднествольному оружию (длина ствола 20—50 см) — пистолеты-пулеметы, автоматы и карабины. Длинноствольные (длина ствола более 50 см) — это винтовки (карабины) и ручные пулеметы.  Важным свойством боевого оружия является наличие нарезов в канале ствола. Оно имеет для судебной баллистики первостепенное значение как с точки зрения дальности и пробивного действия снаряда, так и для отождествления оружия по выстреленным пулям. Для характеристики оружия важен его калибр — диаметр канала ствола. В нарезном оружии калибр определяется расстоянием между противоположными полями нарезов Полуавтоматическое и автоматическое оружие перезаряжается под действием пороховых газов. Но в полуавтоматическом оружии каждый раз необходимо нажимать на спусковой крючок, а в автоматическом стрельба производится до тех пор, пока спусковой крючок нажат и в магазине имеются патроны (пистолеты-пулеметы, автоматы, карабины). Данные свойства огнестрельного оружия имеют важное криминалистическое значение, так как определяют наличие, месторасположение и вид следов, возникающих на стреляных гильзах и пулях, используемых для установления вида (системы, модели, образца) оружия и его отождествления. Охотничье оружие заводского изготовления, длинноствольное. Оно подразделяется на пулевое, дробовое, комбинированное. Пулевое охотничье оружие обычно имеет один нарезной ствол для стрельбы пулями (оболочечными, полуоболочечными). В зависимости от калибра различают карабины (5,6—9 мм), нитроэкспрессы (менее 16 мм), штуцера (12—28 мм). Дробовое охотничье оружие имеет один или несколько гладких стволов, расположенных горизонтально или вертикально. Такие ружья предназначены для стрельбы дробью или картечью, а также свинцовыми пулями круглой формы или специальной конструкции. Учебно-спортивное оружие. К нему относится учебное оружие, главным образом так называемое малокалиберное (5,6 мм), для стрельбы патронами кольцевого воспламенения (пистолеты, револьверы, винтовки), а также спортивное и пневматическое оружие. Спортивное оружие делится на целевое малокалиберное (пистолеты, винтовки); целевое произвольное под патроны для военного оружия (пистолеты, винтовки); садочные ружья (двухствольные гладкоствольные, предназначенные для спортивной стендовой стрельбы). Криминальное оружие, как правило, короткоствольное. Оно подразделяется на: а) самодельное, т. е. изготовленное целиком или с использованием отдельных частей заводского изготовления. Это могут быть пистолеты, заряжаемые с дула (шомпольные), или казнозарядные, выполненные по типу пистолета или револьвера. Самодельное оружие может быть однозарядное, магазинное и даже автоматическое. Стволы обычно гладкие. Нередко такое оружие маскируют под авторучки, трости, зонты и т. п.; б) обрезы, изготовляемые путем укорачивания стволов (а также ложа) боевого оружия, охотничьего, учебного (винтовок, карабинов); в) специальные устройства, предназначенные для стрельбы снарядами (пистолеты и револьверы сигнальные, стартовые, газовые, строительно-монтажные); г) заводское оружие, переделанное под другой патрон. Существенную информацию относительно характеристик оружия удается получить при анализе государственных оружейных фирменных знаков, заводских эмблем, текстов с указанием страны, города, где изготовлено оружие, года выпуска, калибра оружия. В зависимости от вида огнестрельного оружия различают патроны боевые, спортивные, охотничьи. К боевым патронам относятся винтовочные, пистолетные, револьверные и промежуточные (занимающие среднее положение между пистолетными и винтовочными). Современный унитарный патрон к боевому оружию состоит из гильзы, капсюля с инициирующим составом, навески пороха и снаряда (пули). Гильзы изготавливаются из металла (латунь, железо) и имеют форму цилиндрическую, бутылочную или коническую (рис. 3). К оружию гражданских образцов предназначены патроны только цилиндрической гильзы, к боевому — всех трех видов. Бутылочная гильза позволяет при относительно малом калибре патрона (пули) снаряжать его большим количеством пороха. В гильзе различают: дульце, корпус и шляпку. В дульце крепится пуля, поэтому его внутренний диаметр соответствует наружному диаметру пули и приблизительно — калибру оружия (диаметр пули более калибра ствола на 0,02 мм). Патроны к нарезному охотничьему оружию почти не отличаются от боевых. Иногда между пороховым зарядом и пулей в таких патронах помещают войлочный пыж. Патроны к гладкоствольным (дробовым) ружьям имеют гильзу цилиндрической формы цельнометаллическую или картонную (папковую). У картонной нижняя часть корпуса и шляпка изготовлены из металла. В шляпку гильзы помещают капсюль. В гильзу насыпают порох, поверх которого помещают прокладку и пыж. Затем засыпают дробь (или загоняют пулю), поверх дроби накладывают прокладку или пыж и заливают парафином, воском, а у картонной гильзы закручивают внутрь края. Следует учитывать, что охотники могут многократно использовать одну и ту же гильзу, особенно металлическую, выбивая из нее после выстрела старый капсюль и снаряжая патрон заново. Внешние признаки следов выстрела зависят от вида примененного оружия и боеприпасов, от материала преграды, в которую произведен .выстрел, и от дистанции выстрела. Определяя дистанцию, различают: а) выстрел в упор (полный упор, неполный упор), б) выстрел с близкого расстояния, в) выстрел с дальнего расстояния. Основные следы выстрела возникают от непосредственного воздействия на преграду. В результате образуются пробоины (сквозные или слепые отверстия), вмятины (в твердом, чаще металлическом предмете) и отщепы, отколы (в дереве, на хрупких преградах), являющиеся следом рикошета. В области входного отверстия наблюдается поясок обтирания, а на коже тела — поясок осаднения. Дополнительные следы возникают от воздействия факторов, сопутствующих близкому выстрелу: динамическое и термическое действие газов, образуемых при выстреле в канале ствола; отложение копоти и несгоревших порошинок; отложение продуктов смазки канала ствола или осалки пули. На основании криминалистического изучения признаков огнестрельного оружия устанавливают факт его применения, вид оружия и боеприпасов, определяют входное и выходное отверстие, направление выстрела и дистанцию выстрела. Для определения входного отверстия и направления полета снаряда используют следующие признаки. Пуля, поражая преграду, выбивает часть предмета и уносит его в пулевой канал (внутри пробоины). Поэтому первым признаком входного отверстия является отсутствие (дефект) небольшого участка поверхности. В сухом дереве, фанере, картоне, железном листе размеры дефекта приблизительно соответствует диаметру снаряда. В хрупких веществах (стекло, кирпич) они больше диаметра. Дефект может быть плохо или совсем неразличим при попадании пули в пластичный, материал (резина, свежая кора дерева и т. п.). Для огнестрельного повреждения в стекле, пластмассе и подобных материалах характерно воронкообразное (конусообразное) расширение в сторону выхода пули. Если стекло распалось на отдельные куски по трещинам, то обращают внимание на поверхность ребер осколков. Трещины в стекле могут быть радиальными и концентрическими. Соответственно трещине на ребрах осколков наблюдаются веерообразные волнистости. Расширяющаяся часть веера в радиальных трещинах обращена в сторону полета пули, а в концентрических — навстречу полету. Второй признак входного отверстия — поясок обтирания. Он представляет собой колечко темного (темно-серого, черного) цвета по периферии отверстия. Поясок обтирания возникает из-за соприкосновения пули с краями отверстия и отложения на этих участках ряда веществ. Это микрочастицы металла самой пули, продукты выстрела и порохового нагара, которые пуля воспринимает на свою поверхность, проходя по каналу ствола. Третий признак входного отверстия — вывороченность его краев в направлении пулевого канала: в текстильных тканях — смешение волокон (нитей) ткани в сторону движения снаряда; в стекле — воронкообразное отверстие; в листовом железе — изгиб краев в направлении полета пули; в дереве — наличие отколов и отщепов древесины на выходе снаряда. Если выстрел произведен в упор, то в области входного отверстия наблюдается отпечаток дульного среза оружия, так называемая штанц-марка. Признаком входного отверстия являются и дополнительные следы (опаления, копоти, порошинок), когда выстрел был произведен в пределах воздействия этих факторов. Однако главное криминалистическое значение этих следов — возможность установить дистанцию выстрела. К дополнительным следам относятся: а) следы опаления, обугливания в виде изменения волокон текстильных тканей, их скручивание. На коже тела образуются следы ожога; б) разрывы ткани одежды. Они могут иметь линейную, крестообразную или лучеобразную форму, что зависит от вида ткани и типа переплетения нитей; в) отложение копоти выстрела, характеризуемое: величиной зоны отложения (измеряется по диаметру окружности); цветом (зависит от вида примененного пороха); однородностью (разнородностью) отложения; формой отложения (кольцеобразная, лучеобразная, пятнистая). Обычно в центральной зоне отложения копоти — непосредственно вокруг входного отверстия цвет ее более темный, так как отложение здесь наиболее интенсивное. По периферии копоть слабее; г) отложение несгоревших порошинок. Этот признак характеризуется величиной зоны, интенсивностью отложения, видом порошинок (несгоревшие, полуобгоревшие); д) следы смазки канала ствола возникают вокруг входного отверстия в виде мелкоточечных брызг маслянистого вещества. Остаются при стрельбе из вычищенного и смазанного канала.

 

  1. Следы орудий взлома, инструментов и транспортных средств и их криминалистическое значение

 

Механоскопия представляет собой  раздел трасологии, посвященный изучению следов орудий взлома, инструментов, производственных механизмов, замков, пломб. Под взломом понимают полное или частичное разрушение запирающего устройства, стены, потолка, пола, окна, иной преграды с целью проникновения в закрытое хранилище (помещение, шкаф, сейф). Орудия, применяемые преступниками для взлома, могут быть классифицированы на три вида: 1) специально предназначенные: "уистита", "фомка", "балерина", "гусиная лапа"; 2) имеющие общетехническое применение: инструменты, приспособления для резки металла; 3) случайно оказавшиеся на месте взлома: полосы железа, металлический прут, отрезок водопроводной трубы и т. п.  Все орудия и инструменты, независимо от того, к какой из трех категорий они принадлежат, можно подразделить по способу их воздействия на механические и термические. К первым относятся: режущие — нож, ножницы, стеклорезы, кусачки и т. п.; рубящие и долбежные — топор, зубило, долото, лом и т. д.; пилящие — напильники, пилы; сверлильные — сверла, буравы. Ко вторым — газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки. Следы взлома могут быть обнаружены на косяке двери (отжим двери); на поверхности двери (сверление, распил); на стенке сейфа (Сверление отверстий и перекусывание перемычек между ними); на коробе замка (срубание заклепок); на дужке замка (распил, перекусывание); на кирпичной или деревянной стене (пролом, выбивание досок или кирпичей); на раме окна (отжим, выдергивание гвоздей); в потолке и полу (распил, выламывание перекрытий). По характеру воздействия и вида орудия (инструмента) механической группы следы подразделяют на: следы давления, скольжения (трения), резания. Следы давления образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность преграды (воспринимающая поверхность). Если она достаточно твердая, остается поверхностный след. Если она обладает остаточной деформацией, образуется вдавленный след — вмятина. Глубина вмятины зависит от силы удара (нажима). Форма вмятины повторяет конфигурацию контактной части орудия взлома и передает ее размеры. Следователь, получив представление о форме и размере орудия, оставившего след, может на основе этих данных сформулировать задание о его розыске. Следы давления нередко возникают и при дорожно-транспортном происшествии. Следы скольжения (трения) образуются, когда орудия взлома (лом, полоса железа) действуют под углом к поверхности преграды. При этом могут образовываться как царапины (соскобы), так и уплотнение (сжатие) материала преграды. Следы трения тем отчетливее, чем тверже орудие по сравнению с преградой. По ним можно судить о виде примененного орудия и о механизме взлома. Большое значение при наличии следов как давления, так и трения имеют частицы вещества преграды (краски, материала), обнаруживаемые на орудии преступления (следы-вещества). Следы резания чаще всего встречаются на деревянных и металлических преградах. Это следы топора, ножа, долота, ножниц и других инструментов. Одна из разновидностей — следы распила. Близки по своему механизму следы сверления и строгания. В них отображается режущий (рубящий) край инструмента. Это следы, как правило, динамические (линейные), где каждая точка рабочей грани оставляет линию. Чередование бороздок и валиков (трассы) отражает микрорельеф образующей поверхности. По следам разруба, разреза возможно отождествление орудия, инструмента, которым эти следы были оставлены (рис. 9). По следам распила определяют вид пилы, иногда количество зубьев, приходящихся на определенный отрезок. По следам сверления определяют вид и диаметр использованного сверла. Следы термического воздействия образуются главным образом при взломе металлических преград — сейфов, стальных дверей, защитных решеток. О применении газоэлектрорезки свидетельствует оплавление краевых участков, наличие капель оплавившегося металла. Анализ следов на месте происшествия (в том числе экспертное исследование) позволяет определить: вид взлома (пролом, распил и т. д.); механизм взлома (в какой последовательности образовались следы); направление взлома (снаружи, изнутри); вид использованного орудия; количество участвовавших лиц; примерный рост и физическую силу преступников; наличие определенного навыка обращения с орудием (инструментом); сколько времени потребовалось для взлома преграды; какие следы могли остаться на одежде и теле преступника (в отворотах брюк, в обуви, под ногтями, в ушах, в волосах). Полученные данные важны для поиска и изобличения преступника. При идентификационном экспертном исследовании следов взлома решаются следующие вопросы: к какой группе (роду, виду) орудий относится предмет, использованный для взлома; одним или несколькими орудиями оставлены следы на месте взлома; не оставлены ли следы на разных преградах (в разных местах, в том числе при совершении разных преступлений) одним орудием (рис. 10). Фотографируют следы взлома по методу масштабной съемки. Сначала — все следы и участки, на которых они расположены, затем те, где наиболее четко отобразились признаки орудия (инструмента). Мелкие следы и их детали фотографируют с насадочными кольцами. Целесообразно с каждого следа изготавливать 2—3 фотоснимка при различной направленности освещения. Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы). Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование. Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д. Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др. Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии. Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов). Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения. Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами. В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях. По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление. Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи. Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода. Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса. Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком. Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства. При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора. Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах: а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения; б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения; в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет; г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения; д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения; е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки); ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения; з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес; и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения. О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения), то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля. Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра. Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда. Остающиеся на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом: 1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства; 2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия; 3) обломки частей транспортного средства; 4) составные части или крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого модель автомобиля. Указанные данные в совокупности с другими используют для его розыска. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то проводят экспертизу для установления целого по части. Частицы лакокрасочного покрытия позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения. После обнаружения автомобиля проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы. В результате трасологическим путем удается установить совпадение кусочков по линиям разделения и определить место, где раньше находилась краска. При материаловедческих исследованиях сопоставляют химические и физические свойства лакокрасочного покрытия. В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали. В случае их обнаружения по форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) автомобиля. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали. Для этого составляют (на месте слома) часть, найденную на месте, и часть сохранившуюся на автомобиле. Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.), Следы контактного взаимодействия изучаются для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для реконструкции события дорожно-транспортного или иного происшествия, т. е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы. Говоря о таких следах, также различают следы статические и динамические. Первые образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали. Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью). Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистика"