Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 06:40, контрольная работа
Задача
В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении уголовного дела. Гражданин А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно-розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.
1) Каким образом судья проверит заявление гражданина А. согласно ст. 5 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ?
Задача…………………………………………………………………3
1.1. Вопрос 1…………………………………………………………..3
1.2. Вопрос 2…………………………………………………………..5
2. Теоретические вопросы……………………………………………….7
2.1. Вопрос 1……………………………………………………………7
2.2. Вопрос 2……………………………………………………………9
Список используемых источников……………………………………..
Содержание
1.1. Вопрос 1…………………………………………………………..3
1.2. Вопрос 2…………………………………………………………..5
2.
Теоретические вопросы………………………
2.1. Вопрос 1……………………………………………………………7
2.2. Вопрос 2……………………………………………………………9
Список
используемых источников……………………………………..15
ВАРИАНТ 9
Задача
В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении уголовного дела. Гражданин А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно-розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.
1) Каким образом судья проверит заявление гражданина А. согласно ст. 5 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ?
Согласно ст. 5 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г.№ 144-ФЗ, гражданин А. полагал, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод и он вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Гражданин А., виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ).
Полученные
в результате проведения оперативно-розыскных
мероприятий материалы в
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещалось в отношении гражданина А.: разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ); фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ).
Если же должностные лица оперативно-розыскной деятельности нарушали права и законные интересны физического лица вышестоящий орган – судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Нарушения
настоящего Федерального закона при
осуществлении оперативно-
2) Какие пределы имеет информация, которая может быть предоставлена судье соответствующим органом осуществляющие оперативно-розыскную деятельность?
В России предусмотрено в ст. 24 Конституции РФ общее правило, запрещающее сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако можно выделить исключение из этого правила с указанием на то, что не требуется согласия лица при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Так в п. 7 определения Конституционного суда РФ от 14.07.1998 № 86, где отмечено, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускается собирать, хранить и использовать без его согласия, а проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор информации о вероятном совершении преступления, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст.24 Конституции РФ.
Личные
и семейные тайны также защищены
от разглашения в процессе проведения
оперативно-розыскных
В соответствии с федеральным законом от 20 марта 2001г. № 26 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате такого оперативно-розыскного мероприятия, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонним лицам.
Также отметим, что личные и семейные тайны не могут быть разглашены оперативно-розыскными органами и после смерти гражданина, которого они касаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну находит конкретизацию в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. При этом право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5 данного закона, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений.
Федеральный
закон «Об информации, информатизации
и защите информации от 20 февраля 1995г.
Относит к «персональным
Теоретические вопросы
1) Дать общую характеристику Положения о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено постановлением правительства РФ от 14 октября 1996г. №1190).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.10.1996г. № 1190 «Об утверждении положения о Национальном центральном бюро Интерпола», Национальное центральное бюро Интерпола (далее именуется - НЦБ Интерпола) - подразделение криминальной милиции, входящее в систему Министерства внутренних дел РФ, имеющее статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола (далее именуется - Интерпол) и Генеральным секретариатом Интерпола.
Министр внутренних дел РФ в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.
Главными задачами НЦБ Интерпола являются:
НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим Положением.
НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции: