Контрольная работа по "Криминалистики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 06:40, контрольная работа

Краткое описание

Задача

В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении уголовного дела. Гражданин А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно-розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.

1) Каким образом судья проверит заявление гражданина А. согласно ст. 5 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ?

Оглавление

Задача…………………………………………………………………3
1.1. Вопрос 1…………………………………………………………..3

1.2. Вопрос 2…………………………………………………………..5

2. Теоретические вопросы……………………………………………….7

2.1. Вопрос 1……………………………………………………………7

2.2. Вопрос 2……………………………………………………………9

Список используемых источников……………………………………..

Файлы: 1 файл

ВАРИАНТ 9 ОРД.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

    Содержание

  1. Задача…………………………………………………………………3

         1.1. Вопрос 1…………………………………………………………..3

         1.2. Вопрос 2…………………………………………………………..5

    2. Теоретические вопросы……………………………………………….7

        2.1. Вопрос 1……………………………………………………………7

        2.2. Вопрос 2……………………………………………………………9

    Список  используемых источников……………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВАРИАНТ 9

    Задача

    В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении  уголовного дела. Гражданин  А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно-розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.

    1) Каким образом  судья проверит  заявление гражданина  А. согласно ст. 5 федерального закона  «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ?

    Согласно  ст. 5 федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12 августа 1995г.№ 144-ФЗ, гражданин А. полагал, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод и он вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

    Гражданин А., виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

    В целях обеспечения полноты и  всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

    В случае признания необоснованным решения  органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 N 150-ФЗ).

    Полученные  в результате проведения оперативно-розыскных  мероприятий материалы в отношении  лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном  законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.

    Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещалось в отношении гражданина А.: разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;  подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация) (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ); фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ).

    Если  же должностные лица оперативно-розыскной  деятельности нарушали права и законные интересны физического лица вышестоящий  орган – судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

    Нарушения настоящего Федерального закона при  осуществлении оперативно-розыскной  деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации.

    2) Какие пределы  имеет информация, которая может быть предоставлена судье соответствующим органом осуществляющие оперативно-розыскную деятельность?

      В России предусмотрено в ст. 24 Конституции РФ общее правило, запрещающее сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако можно выделить исключение из этого правила с указанием на то, что не требуется согласия лица при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Так в п. 7 определения Конституционного суда РФ от 14.07.1998 № 86, где отмечено, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускается собирать, хранить и использовать без его согласия, а проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор информации о вероятном совершении преступления, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст.24 Конституции РФ.

    Личные  и семейные тайны также защищены от разглашения в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. В декларации о правах и свободах человека и гражданина РФ дан исчерпывающий перечень личных и семейных тайн. К личным тайнам можно отнести: тайну творчества и общения, тайну семейных и интимных отношений, тайну жилища, дневников и личных бумаг, тайну почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров. Особое пояснение требует отнесение тайны почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных переговоров к личным тайнам. Это обусловлено тем, что клиент доверяет почте и телеграфу не само содержание корреспонденции и разговоров по телефону, а лишь пересылку корреспонденции (без ознакомления с ней) или техническое обеспечение телефонных переговоров (без прослушивания).

    В соответствии с федеральным законом  от 20 марта 2001г. № 26 «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате такого оперативно-розыскного мероприятия, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонним лицам.

    Также отметим, что личные и семейные тайны  не могут быть разглашены оперативно-розыскными органами и после смерти гражданина, которого они касаются, за исключением  случаев, прямо предусмотренных  законом.

    Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну находит конкретизацию в ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. При этом право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах федерального закона об оперативно-розыскной деятельности, но оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5 данного закона, где устанавливается запрет на разглашение таких сведений.

    Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995г. Относит к «персональным данным»  сведения об обстоятельствах жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (ст. 2). Конституция РФ и указанный закон защищают личность от несанкционированного сбора персональных данных, от злоупотреблений при сборе, обработке и распространении сведений персонального характера.

    Теоретические вопросы

    1) Дать общую характеристику  Положения о Национальном  центральном бюро  Интерпола (утверждено  постановлением правительства  РФ от 14 октября  1996г. №1190).

        Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.10.1996г. № 1190 «Об утверждении положения о Национальном центральном бюро Интерпола», Национальное центральное бюро Интерпола (далее именуется - НЦБ  Интерпола) - подразделение криминальной милиции,  входящее  в систему Министерства внутренних дел РФ, имеющее статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных   и  иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств  - членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола (далее   именуется - Интерпол) и Генеральным   секретариатом Интерпола.

    Министр внутренних дел РФ в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований может   создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола.

    Главными задачами НЦБ Интерпола являются:

  • обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
  • оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ;
  • наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.

    НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,  постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами  международного  права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим Положением.

       НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными  преступлениями, не затрагивая преступлений,   носящих политический, военный, религиозный  или расовый характер.

       В соответствии с возложенными  задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

  • в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросы для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления;
  • принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола  запросов правоохранительных и иных государственных органов РФ;
  • определяет, подлежат ли исполнению на территории РФ запросы,  поступившие из НЦБ Интерпола  иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы РФ;
  • анализирует практику исполнения запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств;
  • запрашивает и получает материалы и  документы для представления в Генеральный секретариат;
  • обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией;
  • участвует по поручению Министерства внутренних дел РФ в разработке международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам борьбы с преступностью;
  • разрабатывает и представляет на утверждение министра внутренних дел РФ согласованный порядок взаимодействия с международными правоохранительными организациями;
  • вносит предложения о формировании делегаций для участия в проводимых Интерполом форумах и других встречах;
  • оказывает необходимую консультативно-методическую помощь по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола;
  • формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер;
  • составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности;
  • осуществляет иные функции, возложенные на НЦБ Интерпола.

Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистики"