Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 06:40, контрольная работа
Задача
В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении уголовного дела. Гражданин А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно-розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.
1) Каким образом судья проверит заявление гражданина А. согласно ст. 5 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ?
Задача…………………………………………………………………3
1.1. Вопрос 1…………………………………………………………..3
1.2. Вопрос 2…………………………………………………………..5
2. Теоретические вопросы……………………………………………….7
2.1. Вопрос 1……………………………………………………………7
2.2. Вопрос 2……………………………………………………………9
Список используемых источников……………………………………..
2) Раскрыть основные направления приказа «Об организации надзора за исполнением федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» (приказ Генпрокурора РФ от 25 апреля 2000г. №56).
Согласно приказу «Об организации надзора за исполнением федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» Приказ Генпрокурора РФ от 25.04.2000г. № 56) можно подчеркнуть, что в целях организации надлежащего надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно – розыскной деятельности", руководствуясь статьей17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Генпрокурор приказывает:
1. Заместителям Генерального прокурора РФ, Главному военному прокурору и его заместителям, начальникам управлений и отделов, их заместителям, прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним транспортным, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить действенный надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
2. Во исполнение требований закона заместителю Генерального прокурора РФ приказом определить в аппарате Генеральной прокуратуры, а заместителю Генерального прокурора РФ - Главному военному прокурору - в аппарате Главной военной прокуратуры уполномоченных прокуроров, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций.
3. При организации и осуществлении надзора исходить из того, что его предметом является обеспечение: гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; законности выполнения оперативно - розыскных мероприятий.
Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать выполнению задач оперативно - розыскной деятельности по выявлению предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.
4. Проверки законности проведения оперативно - розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений осуществлять:
а) по жалобам граждан и
б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;
в) в плановом порядке, в
том числе по указанию
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
5. Уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание:
а) на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно – розыскных мероприятий, а также использования результатов;
б) на обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно - розыскные мероприятия;
в) на соответствие оперативно – розыскных мероприятий целям и задачам оперативно – розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств;
г) на наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно -розыскную деятельность;
д) на возможность
е) на наличие оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
ж) на соблюдение условий и порядка проведения оперативно -розыскных мероприятий;
з) на своевременность уведомления судей органами осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих, а также при создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
и) на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
6. При проверках выполнения
7. Уполномоченный прокурор в
а) знакомиться с подлинными оперативно - служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно – розыскных мероприятий с использованием оперативно - технических средств, учетно - регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно – розыскных мероприятий, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности";
б) требовать письменные
в) давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно - розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;
г) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно - розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);
д) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно - розыскной деятельности;
е) опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
ж) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;
з) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно -розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
и) при обнаружении признаков преступления проводить проверку в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РСФСР;
к) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.
При нарушении органом (
8. В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
9. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно - розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
10. Руководителям прокуратуры обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об оперативно - розыскной деятельности поднадзорных органов.
11. Ввести в действие с 1 января 2000 года отчет о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности.
12. Прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить составление отчета о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно - розыскной деятельности (ОРД) и информировать Генеральную прокуратуру РФ о результатах надзора за законностью в ОРД.
13. Начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за ОРД, прокурорам субъектов Федерации и приравненным к ним прокурорам обеспечить контроль за организацией надзора за исполнением законодательства при осуществлении ОРД, анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно проверять постановку делопроизводства, учета и сохранности документов ОРД в подразделениях органов прокуратуры.
14. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора РФ и заместителя Генерального прокурора РФ – Главного военного прокурора.
15. Приказ объявить прокурорским работникам центрального аппарата, направить его прокурорам субъектов Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, в Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу налоговой полиции, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Государственный таможенный комитет, Службу внешней разведки, Министерство юстиции, Министерство обороны РФ и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.
16. Приказ Генерального прокурора
РФ "Об организации надзора за
исполнением Федерального закона "Об
оперативно - розыскной деятельности"
от 09.08.96 N 48 и приложения к нему считать
утратившими силу.
Список используемых источников