Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и
укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал
“...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1. Особое значение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…………4
2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность..8
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности……………………………………………11
4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Задача №1……………………………………………………………………….23
Задача №2……………………………………………………………………….24
Используемая литература……………………………

Файлы: 1 файл

прокурорский.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Особое значение прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность…………4

2. Объекты, предмет и  пределы прокурорского надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность..8

3. Полномочия прокурора  по осуществлению надзора за  законностью оперативно розыскной  деятельности. Акты прокурорского  реагирования на выявленные нарушения  законности……………………………………………11

4. Организация прокурорского  надзора за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность……………………16

Заключение………………………………………………………………………22

Задача №1……………………………………………………………………….23

Задача №2……………………………………………………………………….24

Используемая литература………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и

укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а 

также охраняемых законом  интересов общества и государства, назвал

“...надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими 

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное 

следствие” и “...уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации” (п. 2 ст. 1 Закона “О прокуратуре РФ”).

        Эти функции тесно связаны между собой и, выполняя их, органы

прокуратуры решают важнейшую  задачу, поставленную перед ними

Генеральным прокурором РФ: “...борьба с преступностью, особенно с ее

организованными формами  и коррупцией...”.

       Надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и  предварительное следствие - одно из

приоритетных направлений  прокурорской деятельности, соответственно

структурно организованное, имеющее необходимые подразделения  на всех

уровнях прокурорской системы. Функции по борьбе с преступностью 

возложены на ряд органов  правоохранительной системы, наделенных

весьма большими полномочиями, затрагивающими существенные права  и 

свободы граждан, интересы общества и государства, что требует 

особого внимания к соблюдению законности данными органами. К ним 

относятся органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

органы МВД, ФСБ, таможни, налоговой полиции; следственные подразделения  прокуратуры, МВД, ФСБ, налоговой полиции. Именно эти органы - хотя они и  являются органами предварительного следствия, поскольку собирают необходимые  материалы до суда и для суда, принимают решения о привлечении  в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечения, иных мер принудительного  характера.

         Практика показывает, что при выполнении ими определенных законом функций и использовании предоставленных полномочий весьма часто допускаются нарушения законности.

         При надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор наделен полномочиями, регламентируемыми в основном УПК РФ, более широкими, чем в других отраслях прокурорского надзора. Это определяется особым характером деятельности поднадзорных органов и предметом надзора.

         В предмет рассматриваемой отрасли надзора входит: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве оперативно-розыскной деятельности и расследовании преступлений; обеспечение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; обеспечение законности выполнения оперативно-розыскных

мероприятий; соблюдение законности при производстве дознания и предварительного расследования по уголовным делам.

 

 

Особое значение прокурорского надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность

       В реализации политики государства, направленной на борьбу с преступностью, существенная роль принадлежит государственным органам, наделенным в силу закона правом осуществлять ОРД. Данная деятельность позволяет эффективно выявлять, раскрывать и пресекать преступления. По оценкам специалистов, правоохранительные органы, используя оперативно-розыскной потенциал, раскрывают до 70% всех совершенных преступлений.

        Особое значение ОРД приобретает в условиях продолжающегося в России роста преступности. Преступники используют современные методы как совершения преступлений, так и противодействия правоохранительным структурам в их обнаружении и раскрытии. Особую озабоченность вызывают новые виды преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие ОРД, не имеют достаточного опыта. Указанные обстоятельства требуют повышения качества и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

      Являясь эффективным средством борьбы с преступлениями. ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами.

      Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как снятие информации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров, затрагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его личной жизни. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища.

      В связи с этим важен баланс между, с одной стороны, активной и целенаправленной деятельностью по реализации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение, выявление и пресечение преступлений, а с другой -- всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД. Гарантией этого будут правовая регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспекты деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.

         Следует отметить, что в области развития нормативного регулирования ОРД в последнее десятилетие наблюдаются положительные тенденции.

         До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми, носящими ведомственный характер нормативными актами. Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре закрепил в качестве одного из основных направлений реализации прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

         Затем 13 марта 1992 г. был впервые принят Закон об ОРД, в котором были определены субъекты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. В ст. 21 Закона об ОРД от 5 июля 1995 г, эта норма была закреплена в том же виде, в ней указано, что прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

          Рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, обязанностью прокурора от имени Российской Федерации осуществлять уголовное преследование (ч. 1 ст. 37 УПК), а также координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона о прокуратуре), а с другой -- обязанностью осуществлять надзор за законностью уголовного преследования и деятельности правоохранительных органов, способствовать охране прав и свобод личности.

         В соответствии с Законом об ОРД последняя представляет собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, В приведенном законодательном определении четко указаны цели, для достижения которых проводится ОРД.

         Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач частного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД. К ним относятся:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление  лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

2) осуществление розыска  лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся  от уголовного наказания, а  также без вести пропавших;

3) сбор информации о  событиях или действиях, создающих  угрозу государственной, военной,  экономической или экологической  безопасности РФ.

        Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что должно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

        Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты, предмет  и пределы прокурорского надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность

          На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется подразделениям следующих правоохранительных структур органов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, государственной охраны, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ, внешней разведки Министерства обороны РФ, Министерства юстиции РФ.

         Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.

         Перечень органов, осуществляющих ОРД, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.

        Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 25.04. 2000 № 56 «Об организации надзора за исполнением федерального законодательства "Об оперативно-розыскной деятельности"» (далее -- Приказ Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56) предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

        Поводами для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

* жалобы граждан и обращения  должностных лиц на незаконные  действия и решения должностных  лиц органов, осуществляющих ОРД;

* результаты изучения  материалов уголовных дел о  нераскрытых преступлениях.

         Прокурорская проверка осуществляется также в плановом I порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших. Законодательно также определены пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

1. В пределы прокурорского  надзора не входит контроль  за исполнением внутриведомственных  нормативно-правовых актов, принятых  в развитие положений федерального  законодательства об ОРД. Вместе  с тем прокурор для обоснования  своих выводов о соблюдении  законов в действиях и решениях  поднадзорных органов, вне всякого  сомнения, должен знать положения  этих документов.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность