Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и
укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал
“...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1. Особое значение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…………4
2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность..8
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности……………………………………………11
4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Задача №1……………………………………………………………………….23
Задача №2……………………………………………………………………….24
Используемая литература……………………………

Файлы: 1 файл

прокурорский.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

2. Прокурор не вправе  своим указанием отстранить сотрудника  оперативно-розыскного подразделения  от выполнения им I своих должностных  обязанностей в связи с нарушением  требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых  актов или по иным причинам.

3. Прокурор не вправе  своим решением отменить незаконные  или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД.

4. Прокурор не может  опротестовать судебное решение  о производстве оперативно-розыскных  мероприятий.

5. Сведения о лицах,  внедренных в организованные  преступные группы, о штатных  негласных сотрудниках органов,  осуществляющих ОРД, а также  о лицах, оказывающих содействие  этим органам на конфиденциальной  основе, предоставляются прокурору  только на основании письменного  согласия перечисленных лиц, за  исключением случаев, требующих  их привлечения к уголовной  ответственности.

6.Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

7. В ходе проведения  надзорных мероприятий в органах  внешней разведки Министерства  обороны РФ прокурор должен  изучать только те оперативно-служебные  документы, которые заведены в  связи с обеспечением собственной  безопасности указанных органов.

 

 

 

 

Полномочия прокурора  по осуществлению надзора за законностью  оперативно розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности

        Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в Приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно указаниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непосредственное осуществление надзорных функций по рассматриваемому направлению деятельности.

        Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа сотрудников аппарата соответствующей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления надзора.

     Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.

       Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.

         Допуск для работы с документами оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.95. № 1050.

        Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее -- Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.

        Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций.

       Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.

        Согласно совместному Указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.02 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности» у прокурора должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным нормативным документам.

         В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

        Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:

* знакомиться с подлинными  оперативно-служебными документами,  включающими в себя дела оперативного  учета, материалы о проведении  оперативно-розыскных мероприятий  с использованием оперативно-технических  средств, учетно-регистрационную  документацию и ведомственные  нормативные правовые акты, регламентирующие  порядок проведения ОРД, а также  с иными оперативно-служебными  материалами, необходимыми для  осуществления надзора за исполнением  Закона об ОРД;

* требовать письменные  объяснения от должностных лиц,  осуществляющих ОРД и допустивших  при этом нарушения закона;

* давать письменные указания  об осуществлении тех или иных  оперативно-розыскных мероприятий  либо их прекращении;

* опротестовывать незаконные  и необоснованные постановления  руководителей органов, осуществляющих  ОРД, в том числе и о передаче  результатов проведения оперативно-розыскных  мероприятий следователю (органу  дознания, в суд);

* отменять незаконные  и необоснованные постановления  следователя (органа дознания) о  возбуждении уголовного дела, вынесенные  в порядке реализации результатов  ОРД;

* опротестовывать противоречащие  закону ведомственные *правовые  акты, принятые руководителями органов,  осуществляющих ОРД;

* вносить представления  об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами  органов, осуществляющих ОРД;

* требовать от руководителей  органов, осуществляющих ОРД,  отстранения подчиненных им оперативных  работников от дальнейшего ведения  оперативных проверок в случае  нарушения ими закона;

* проводить проверку при  обнаружении признаков преступления  в соответствии с требованиями  уголовно-процессуального законодательства;

* направлять в суд жалобы, проверка которых относится к  исключительной компетенции судей.

         При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

       При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

      В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

          Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в предоставленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.

       Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация прокурорского  надзора за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность

         Специфика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, состоит в том, что в этой деятельности принимает участие значительное количество государственных правоохранительных структур. Данное обстоятельство требует от надзирающих прокуроров постоянного накопления и анализа поступающей информации о состоянии законности в поднадзорных органах. В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 уполномоченные нижестоящие прокуроры должны вести статистическую отчетность о своей работе по надзору за исполнением законов при осуществлении ОРД. Эта отчетность предусматривает отражение необходимых данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушении закона при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также установленного порядка их проведения и законности принимаемых при этом решений руководителями соответствующих органов.         Систематизация материалов об имеющихся фактах нарушений законов при осуществлении ОРД позволит прокурору более эффективно и целенаправленно планировать свою работу.

        Уполномоченным прокурорам при проведении проверок следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

1) законность и обоснованность  принятия решений соответствующими  должностными лицами о производстве  или прекращении оперативно-розыскных  мероприятий, а также использования  результатов ОРД.

Согласно федеральному законодательству оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач  ОРД или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

2) обязательность регистрации  и заведения дел оперативного  учета, законность постановки  и снятия с оперативного учета  лиц, в отношении которых проводятся  оперативно-розыскные мероприятия.  Органы, осуществляющие ОРД, для  решения задач, возложенных на  них Законом об ОРД, могут  создавать и использовать информационные  системы, а также заводить дела  оперативного учета.

3) соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  ОРД, а также на недопустимость  применения информационных систем  и технических средств, наносящих  ущерб жизни и здоровью людей  и причиняющих вред окружающей  среде.

4) наличие полномочий  у лиц, осуществляющих ОРД,  на проведение только тех оперативно-розыскных  мероприятий, перечень которых  определен федеральным законом.

       Так, в соответствии с Законом об ОРД при ее осуществлении проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

      Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом;

5) наличие оснований для  осуществления оперативно-розыскных  мероприятий, в том числе на  проведение которых разрешение  дано судом.

       Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

* возбужденное уголовное  дело;

* ставшие известными органам,  осуществляющим ОРД, сведения  о: а) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, а также  о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,  если нет достаточных данных  для решения вопроса о возбуждении  уголовного дела; б) событиях или  действиях, создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической  безопасности РФ; в) лицах, скрывающихся  от органов дознания, следствия  и суда или уклоняющихся от  уголовного наказания; г) лицах,  без вести пропавших, и обнаружении  неопознанных трупов;

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность