Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и
укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал
“...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
1. Особое значение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…………4
2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность..8
3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности……………………………………………11
4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Задача №1……………………………………………………………………….23
Задача №2……………………………………………………………………….24
Используемая литература……………………………

Файлы: 1 файл

прокурорский.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

* поручения следователя,  органа дознания, указания прокурора  или определения суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве;

* запросы других органов,  осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в федеральном законе;

* постановление о применении  мер безопасности в отношении  защищаемых лиц, осуществляемых  уполномоченными на то государственными  органами в порядке, предусмотренном  законодательством РФ;

* запросы международных  правоохранительных организаций  и правоохранительных органов  иностранных государств в соответствии  с международными договорами  РФ. Кроме приведенных оснований  органы уполномочены осуществлять  ОРД, прямо не связанную с  добыванием информации непосредственно  в криминальной среде для нужд  уголовного преследования. В пределах  своих полномочий они вправе  также собирать данные, имеющие профилактический характер, которые необходимы для принятия следующих решений о; а) допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; в) допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате ее осуществления; г) установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; д) обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; е) выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Осуществляя надзор за соблюдением  законов органами, осуществляющими  ОРД, прокурор должен обращать внимание на соблюдение условий и порядка  проведения оперативно-розыскных мероприятий.

        В Законе об ОРД указаны следующие специфические условия проведения оперативно-розыскных мероприятий:

* технические и другие  специальные средства при проведении  оперативно-розыскных мероприятий  применяются только в том случае, если это не наносит ущерба  жизни и здоровью людей, а  также не причиняет вреда окружающей  среде;

* проведение оперативного  эксперимента возможно только  лишь для выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия тяжкого  или особо тяжкого преступления;

* о проведении таких  оперативно-розыскных мероприятий,  как оперативное внедрение, проверочная  закупка, контролируемая поставка  предметов, веществ и продукции,  оборот которых ограничен или  запрещен, оперативный эксперимент,  должно быть вынесено соответствующее  постановление, которое утверждается  руководителем органа, осуществляющего  ОРД;

* о проведении оперативно-розыскных  мероприятий, ограничивающих конституционные  права и свободы граждан, к  которым относятся контроль почтовых  отправлений, телеграфных и иных  сообщений, прослушивание телефонных  переговоров, а также проникновение  в жилище, должно быть вынесено  мотивированное постановление одним  из руководителей органа, осуществляющего  ОРД. Основанием для принятия  этих решений может быть информация  о подготовке или совершении  преступления, по которому обязательно  предварительное следствие, или  событиях (действиях), создающих угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  РФ;

* для проведения некоторых  оперативно-розыскных мероприятий  требуется судебное решение. Следует  учитывать, что срок действия  вынесенного судьей постановления  не может превышать шести месяцев,  но при необходимости он может  быть продлен на основании  вновь представленных материалов;

6) своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими  ОРД, о их проведении без  разрешения судьи в случаях,  не терпящих отлагательства и  могущих привести к совершению  тяжкого преступления, при наличии  данных о событиях и действиях,  создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической  безопасности государства, при  действиях, ограничивающих конституционные  права граждан на тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,  передаваемых по сетям электронной  и почтовой связи, а также  права на неприкосновенность  жилища;

7) законность привлечения  граждан к сотрудничеству с  органами, осуществляющими ОРД, на  конфиденциальной основе и соблюдение  принципа их добровольного согласия  на это.

При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих  содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного  согласия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Важным шагом на пути развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности явилось принятие Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г.

        В связи с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года нормы Закона «Об Оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» Оказались противоречащими некоторым статья Основного Закона. Конституции РФ были предусмотрены следующие нормы; «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается на основании решения (ч. 2 ст. 23), «Жилище неприкосновенно. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц иначе как в случаях, установленном федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). Данные нормы нашли отражение в Законе «Оперативно-розыскной деятельности в РФ». Оперативно-розыскной деятельности принадлежит существенная роль в решении конституционной задачи по защите прав и свобод человека и гражданина. От совершенства ее правового регулирования в значительной степени зависит защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

         Для приведения оперативно-розыскного законодательства в соответствие с положениями новой Конституции РФ, другими законами, регулирующими деятельность правоохранительных органов, был принят новый Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. Как всякий закон переходного периода, обусловленный, скоротечностью этого развития, в котором находится наша страна, Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. на лишен недостатков, нуждается в развитии и совершенствовании.

Задача №1

    Помощник прокурора  района Малков расследовал уголовное  дело о групповом преступлении. Дело поступило в суд. За  три дня до начала  судебного  разбирательства Малкову было  поручено поддержание государственного  обвинения в суде по этому  делу.

      Защитники  подсудимых заявили в судебном  заседании отвод государственному  обвинителю, ссылаясь на то, что  его беспристрастность вызывает  сомнения. Суд отводы отклонил, а  по делу был постановлен обвинительный  приговор.

         В поданных на приговор жалобах  ставится вопрос об отмене  приговора.

         Обоснованы ли жалобы защитников  подсудимых? Ответ мотивируйте ссылками  на закон.

          Охарактеризуйте процессуальное  положение прокурора при участии  в суде.

Решение

      Жалобы  защитников подсудимых не обоснованы, так как согласно п.2 ст.66 УПК  РФ «Отвод прокурора» участие  прокурора в производстве предварительного  расследования, а равно его  участие в судебном разбирательстве   не является препятствием для  дальнейшего участия прокурора  в производстве по данному  уголовному делу.

       Прокурор  участвует в рассмотрении дел  судами в случаях, предусмотренных   процессуальным законодательство  РФ и другими Федеральными  законами. Осуществляя уголовное  преследование в суде, прокурор  выступает в качестве государственного  обвинителя (Ст.35 ФЗ «О прокуратуре  Российской Федерации»).

 

Задача №2

     Тарасов признан судом виновным в совершении нескольких преступлений, при этом одно из преступлений он совершил будучи военнослужащим, а другое – после того, как был уволен в запас.

     Данное уголовное  дело было расследовано следователем  районной  прокуратуры и рассмотрено  областным судом.

      Кассационная  инстанция возвратило дело на  новое расследование.

      Заместитель  Генерального прокурора РФ принес  протест в Верховный суд РФ  в порядке надзора в связи  с тем, что следственным органам  о первом преступлении стало  известно лишь после увольнения  Тарасова в запас и с ним, как военнослужащим следственные действия не проводились, его права не нарушены, а совершенные им преступления, не относятся к преступлениям против военной службы.

  1. Назовите отрасль прокурорского надзора.
  2. Прав ли прокурор? Ответ мотивируйте.

 

Решение

1.Отраслью прокурорского надзора является - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, согласно Главы 3, Ст.29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» .

2. Прокурор прав, как военнослужащим следственные действия не производились, преступления, совершенные Тарасовым , не относятся к преступлениям против военной службы. Согласно действию уголовно-прцессуального закона  во времени Ст.4 УПК РФ, при производстве по уголовному делу применяется уголовно – процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия и принятия процессуального решения.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

  1. Уголовно –процессуальный кодекс РФ.-Москва:Проспект,2012. -256с.
  2. ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92г. с изменениями и дополнениями внесенными Федеральным законом от 10.02.99г. № 31ФЗ// Собрание законодательства РФ 1999 №7.Ст.878.

     3. Гельдибаев М.Х. Прокурорский надзор. СПб: Питер, 2002.

    4. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.

    5. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-М, 2001.

   6. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: НОРМА, 2002.

   7. Скуратов Ю. И. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Российская газета. 1997. 18 февр.

 


Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность