Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:13, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить какие меры принимаются правоохранительными органами для борьбы с данным негативным явлением, в чем заключаются сложности выявления и расследования контрабанды, какие меры необходимо предпринимать для успешного расследования дел о контрабанде а так же какие меры необходимы для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.
Введение
1. Криминалистическая характеристика контрабанды
2. Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде
2.1. Типичные ситуации начального этапа расследования, обстоятельства, подлежащие установлению
2.2. Следственные версии и планирование расследования
3. Особенности тактики первоначальных следственных действий
3.1. Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных документов
3.2. Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетельствование
3.3. Допросы свидетелей
4. Тактика расследования на последующих этапах
4.1. Обыск по месту жительства и работы
4.2. Назначение экспертиз
4.3. Следственный эксперимент
5. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды
5.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, отравляющих и ядовитых веществ
5.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
5.3. Контрабанда культурных ценностей
5.4. Контрабанда автомашин
Заключение
Список использованной литературы
- распространители - лица, сбывающие наркотическое средство, нередко сами являющиеся наркоманами;
- руководитель, организатор преступной группы. Нередко это - "смотрящие за общаком", "авторитеты", реже - коммерсанты, бизнесмены. Их организующая роль состоит в предоставлении денежных средств на приобретение оптовых партий наркотиков и в подборе перевозчиков. Обычно изготовители и распространители руководителя не знают.
5.2. Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления
Расследование дел о контрабанде огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ заводского изготовления представляет значительную сложность. Расследование случаев контрабанды указанных предметов в единичных экземплярах или собственного изготовления не имеет особой специфики и производится с помощью общих методик расследования.
При обнаружении контрабанды больших партий оружия следует учитывать следующее:
- данное преступление
может совершаться только
- при задержании транспортного
средства с оружием следует
убедиться, что перевозчика не
сопровождает группа. В противном
случае задерживающие могут
- важно проследить, чтобы
задержанный не подал какого-
- следует провести личный
обыск задержанного и обыск
транспортного средства на
Контрабанда оружия чаще всего совершается следующими способами:
1) оружие скрывают от
таможенного контроля среди
2) наиболее распространенный
и наименее рискованный для
преступников способ - контрабандное
оружие перевозится
При производстве осмотра выясняется способ упаковки и транспортировки оружия, что позволяет определить источник его приобретения. На оружейных заводах при упаковке оружия применяются специальные мягкие прокладки и пропитанная смазкой бумага, чтобы исключить его повреждения. На ящиках указываются дата изготовления, дата упаковки, вид оружия, его количество, проставляется штамп предприятия-изготовителя, индивидуальный номер упаковщика. Если технология упаковки соблюдена, следует проверить возможность участия в контрабанде работников оружейного завода. Если оружие погружено "навалом", то, вероятно, оно приобреталось небольшими партиями или поштучно у разных лиц, в том числе у военнослужащих.
Следует проверить, соблюдена ли технология сборки оружия (закалены ли его отдельные части, нет ли разболтанности, нарушений сборки оружия, не изготовлено ли оно из "сырых", необработанных частей), и визуально убедиться, производились ли выстрелы из оружия (окончательный ответ на вопросы даст экспертиза).
Как с самим оружием, так и с упаковкой следует обращаться очень осторожно, так как на них могут быть следы преступления.
После проведения осмотра назначается баллистическая экспертиза, на которую должна быть представлена вся партия изъятого оружия. Перед экспертами следует поставить следующие вопросы: является ли данное оружие огнестрельным, если да, то к какому типу оно относится, на каком оружейном предприятии изготавливается; имеется ли среди представленных образцов оружие импортного производства, если да, то какое, в каком количестве и где оно изготавливается; какова сборка данного оружия-заводская или кустарная; имеет ли данное оружие какие-либо конструктивные изменения, выполненные кустарным способом, если да, то какие и для чего они предназначены; производились ли выстрелы из данного оружия; имеются ли номера на оружии, нет ли следов кустарного клеймения номеров или их спиливания; являются ли боеприпасами изъятые патроны, шашки, гранаты, снаряды и т.п. (если таковые имеются); предназначены ли изъятые боеприпасы для стрельбы из представленного на экспертизу оружия.
Кроме установления самого факта контрабанды, следует выяснить, где и у кого было приобретено оружие, куда и с какой целью оно перемещалось через таможенную границу. Производится допрос задержанных, осмотр документов отправителя груза, назначается экспертиза с тем, чтобы установить предприятие-изготовителя.
Версий о покупателе оружия может быть несколько. Как правило, покупатель не входит в состав организованной группы, занимающейся контрабандой, и ему безразлично, кто и откуда ему поставит оружие. Таким образом, ответственность покупателя за контрабанду будет обусловлена тем, охватывалось ли содеянное (контрабанда оружия) его умыслом. Соответственно, если будет установлено, что продавцы оружия знали, что оно приобретается, например, для совершения террористического акта, они должны нести ответственность за соучастие в этом преступлении.
Если установлено, что оружие похищено из воинских частей, но нет возможности определить, из какой именно воинской части, следует направить запрос в Министерство обороны РФ, указав номера изъятого оружия.
В последнее время широкое распространение получила контрабанда взрывчатых веществ: патронов аммонита 6-ЖВ, детонирующих шнуров ДШЭ-12, пиротехнических реле КЗДШ-69, тротила, похищенных со строительных и горнодобывающих предприятий. Эти вещества не используются в вооружении. Экспертиза определит предприятия-изготовителей этих веществ и предприятия, на которых они используются и откуда могут быть похищены, - по индивидуальным особенностям таких веществ.
159
5.3. Контрабанда культурных ценностей
Наряду с незаконным перемещением наркотиков, оружия и некоторых других товаров через таможенную границу России в последние годы возрос незаконный вывоз за рубеж, в частности на Запад, предметов, представляющих историческую, художественную и иную ценность, часть из которых является национальным достоянием народов России.
Данные преступления совершаются в основном организованными, относительно стабильными и сплоченными группами, специально созданными для занятия контрабандной деятельностью на основе четкого распределения ролей на так называемой конвейерной основе. Среди участников групп выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории России. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек, церквей и оценщики предметов старины. Переправщики - обычно специально нанятые курьеры, реже - непосредственные скупщики ценностей. Обычно эти лица пользуются особым доверием организаторов преступления, так как утрата товара означает срыв сделки, ведь покупателям (любителям российской старины) нужна конкретная вещь, а не родовой товар. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы - сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом.
Контрабандисты применяют все более ухищренные способы сокрытия культурных ценностей, что позволяет им безнаказанно действовать, порой длительное время. В контрабандную деятельность часто вовлекаются работники таможенных учреждений, сотрудники различных министерств, ведомств, организаций, регулярно выезжающие за рубеж и имеющие контакты с иностранными организациями и фирмами, в частности, с различными благотворительными фондами. В большинстве случаев к моменту возбуждения уголовного дела предметы контрабанды отсутствуют, как и сама возможность вернуть их нашему государству из-за границы.
Получателями контрабанды выступают, в основном, лица, выехавшие из России на постоянное место жительства за границу, зачастую они сохраняют российское гражданство. Обычно они же занимаются реализацией незаконно вывезенных из России ценностей через открытые для этих целей магазины, лавки.
Контрабандные группы, специализирующиеся на вывозе из России культурных ценностей, формируются, как правило, из лиц, выехавших на жительство за границу, их ближайшего окружения, родственников, знакомых, бывших сослуживцев, оставшихся в России. Последние часто также преследуют цель покинуть пределы России и перед этим обычно переправляют имеющиеся у них ценности своим родственникам или знакомым на Запад. В других же случаях преступники активно занимаются на территории России поиском определенных культурных ценностей по подсказке из-за границы с тем, чтобы незаконно переправить эти ценности за рубеж и создать таким путем определенный капитал, материально обеспечив свою жизнь после выезда на жительство за границу.
Договоренность между участниками преступной группы о совместном занятии контрабандной деятельностью может быть достигнута лично, перед выездом кого-либо из них на жительство за границу, в период пребывания отдельных представителей группы зарубежной командировке или туристической поездке, или посещения по частным, туристическим визам России ранее выехавших лиц. Кроме того, установление преступных контактов и получение согласия на участие в контрабандной деятельности осуществляется через посредников по телефону либо с помощью почты. Выехавшие за рубеж лица часто информируют в письмах и по телефону своих родственников, знакомых о появившихся у них возможностях реализации культурных ценностей (покупка ими в частную собственность магазинов и пр), сообщают цены на российские культурные ценности на Западе, о знакомстве с владельцами магазинов, галерей, с частными коллекционерами и получении их согласия на реализацию или покупку культурных ценностей по выгодным ценам и пр.
При расследовании уголовных дел о контрабанде культурных ценностей обычно удается обнаружить материальные следы преступления, совершенного в относительно недавнее время. Вещественные доказательства этого преступления, относящиеся к более отдаленному периоду, изымаются сравнительно редко, что затрудняет доказывание так называемых старых эпизодов. Однако о прошлой контрабандной деятельности могут свидетельствовать различные записи о расчетах преступников между собой, адреса, номера телефонов сообщников, проездные, багажные документы, письма и тому подобное. Нужно иметь в виду, что для определения стоимости вывезенных из России на Запад предметов антиквариата, религиозного культа или исторической значимости преступниками привлекаются специалисты различных направлений, используются изданные за рубежом каталоги, проспекты, прейскуранты. Установление этих обстоятельств весьма важно для доказывания вины по делам о контрабанде. Конкретными вещественными доказательствами по этим делам могут быть обнаруженные у участников преступной группы фотографии, эскизы, описания переправленных за границу предметов, документы об их приобретении или оценке. При производстве обысков, выемок, иных следственных действий эти предметы подлежат обязательному изъятию. В процессе следствия они тщательно осматриваются, а затем при необходимости предъявляются обвиняемым или свидетелям для получения по ним подробных показаний.
При задержании на таможне курьеров с контрабандой следственные и оперативные подразделения правоохранительных органов должны принять все меры для выявления настоящих владельцев предметов контрабанды. Эти предметы подвергаются тщательному исследованию в целях обнаружения сопроводительных писем и других улик в отношении соучастников контрабанды.
Если курьерами являются иностранные дипломаты, у них через соответствующие подразделения МИД истребуются объяснения и решается вопрос об их дальнейшем пребывании в России.
В процессе расследования уголовных дел в отношении лиц, занимающихся контрабандой культурных ценностей, как правило, проводится комплекс следственных и оперативных мероприятий, направленных на изъятие денег и других ценностей, нажитых преступным путем, а также возвращение в Россию незаконно вывезенных за границу ценностей либо получение их эквивалента в иностранной и российской валюте.
Эти задачи решаются путем целенаправленных допросов обвиняемых, свидетелей, организацией оперативно-розыскной работы. Допросы обвиняемых и свидетелей строятся на разъяснении указанным лицам положений о добровольном возмещении нанесенного преступной деятельностью ущерба государству, частным лицам как обстоятельстве, смягчающем наказание.
Иногда в рамках проведения оперативной разработки обвиняемых используется следующий тактический прием: до их сведения доводятся имеющиеся в распоряжении следствия данные, характеризующие их соучастников как лиц, которые присвоили причитающуюся обвиняемым долю от реализации контрабанды, затем обвиняемым предлагается обратиться к соучастникам или другим лицам, у которых находятся ценности, нажитые преступным путем, с просьбой выдать их следствию в качестве добровольного погашения обвиняемым ущерба, причиненного государству.
В подобных случаях возможно, что такое предложение обвиняемого, если он обратится с ним к указанным выше лицам, не вызовет у них положительной реакции, и они попытаются оказать на раскаявшегося негативное воздействие. В подобных ситуациях нецелесообразно проведение очной ставки, хотя бы и при наличии противоречий в показаниях. Желательно исключить контакт раскаявшегося с соучастниками, при этом следователь может ограничиться видеозаписью допроса обвиняемого, получением от него записки к сообщникам с предложением о выдаче ценностей, нажитых преступным путем. Реакцию участников преступной группы и свидетелей на предложение целесообразно проконтролировать оперативным путем.
По уголовным делам о контрабанде иногда возникает необходимость в производстве экспертиз по определению исторической ценности и стоимости незаконно вывезенных за границу предметов: художественных произведений, антиквариата, икон и пр. Такие экспертизы могут производиться и в отсутствие самих предметов по документам, которыми располагает следствие. Для их проведения привлекаются специалисты-искусствоведы. Подобные экспертизы требуют тщательной подготовки и, прежде всего, создания полной информационной базы для их проведения. С этой целью всех лиц, имеющих отношение к переправленным за границу предметам и ценностям, подробно допрашивают о внешних признаках и особенностях каждого предмета, обстоятельствах его приобретения, хранения, оценки, сбыта, перемещения через таможенную границу. При этом очень важно установить и подробно допросить прежних владельцев картин, икон и предметов антиквариата, по возможности составить с участием специалиста-искусствоведа и подробное описание этих предметов, принять все меры к отысканию фотографий, эскизов, слайдов, зарисовок, изготовленных с оригиналов или каталогов с их изображениями.
Информация о работе Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды