Лицензирование отдельных видов деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:56, научная работа

Краткое описание

В практике правового регулирования некоторых видов деятельности встречаются различного рода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственным или международным стандартам, квоты на продажу и многие другие). Зачастую, на практике встречаются специфическую форму правовых ограничений – лицензирование.

Файлы: 1 файл

1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.docx

— 18.65 Кб (Скачать)

1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК  ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

     В практике правового регулирования  некоторых видов деятельности встречаются  различного рода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственным или  международным стандартам, квоты  на продажу и многие другие). Зачастую, на практике встречаются специфическую  форму правовых ограничений –  лицензирование.

     Необходимо  отметить, что данное определение  появилось не сразу. Оно имеет  широкую историю.

     Уже с периода буржуазных революций государство становится центром реальной политической власти, способным использовать ее (путем законодательного закрепления и гарантированного исполнения того или иного правового запрета) как во вред, так и во благо общества.

     С выдвижением и разработкой идей правового государства, страны, воспринявшие эту идею, следят за тем, чтобы сдерживать и контролировать чрезмерную силу одной  категории лиц путем ограничения  монополий путем продуманной  системы не слишком «жестких»  налогов, не давать им возможность поработить аппарат управления, подчинить себе законодательную власть. Его цель — избежать социальных конфликтов, чрезмерного богатства одних  и обнищания других, сохранить  равновесие общественных сил. Вместе с  тем опыт бюрократических государств дал возможность сделать вывод  о том, что чрезмерное вмешательство  госчиновников в дела общества значительно  тормозит прогресс всего общества.

     Тем не менее, многие специалисты (политики, юристы, экономисты и др.) считают, что  в настоящее время важнейшей  тенденцией развития государственности  является движение к новой разновидности социально-правового демократического государства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методов деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это государство, выполняющее, «общие дела», ограниченное и ответственное, где степень государственного вмешательства в регулирование важнейших общественных отношений должно быть опосредовано правом, и соответствовать уровню саморегулирования общества.

     Дело  в том, что этот вопрос о лицензировании, как виде правовых ограничений только на первый взгляд чисто теоретический. На самом деле он является жизненно важным для многих стран, как недавно  вступивших в Евросоюз (Польша, Венгрия, Чехия, прибалтийские государства  и т.д.), так и для стран, которые  готовятся к вступлению в ВТО. Это, прежде всего, Россия, Беларусь и еще ряд других стран-членов СНГ. В ближайшие несколько лет предстоят серьезные изменения в законодательстве, а также в практике его применения и т.д. [21, с.218].

     По  существу, лицензирование является одной  из необходимых мер вмешательства  государства в экономику. Конституция  Республики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, но только в интересах человека и  общества; государство также обеспечивает направление и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях.[7]. В принципе, лицензирование обладает сравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Так, сертификация товаров и услуг введена для защиты прав всех категорий потребителей. Необходимость осуществления государственного валютного контроля можно обосновать защитой институтов валютного регулирования. Иными словами, лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина, общества и государства. Это делается в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Иными словами, государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираются осуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию), вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствие определенным государством критериям. Такой порядок может являться некой гарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами и потребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продукта низкого качества.

     Ряд авторов считают, что определение  специфических целей и задач  лицензирования возможно при сравнении  лицензирования с иными институтами  разрешительной системы, в частности  с институтами государственной  сертификации и валютного контроля. [13]. Вопрос о специфике лицензирования как особой формы государственного контроля с помощью правовых запретов и ограничений имеет практическое значение. В отношении лицензирования как особого вида деятельности государственных органов существует большое количество правовых ограничений. Эта классификация может осуществляться по различным критериям - например: по видам госорганов, осуществляющих лицензирование, сроками действия лицензии, размеру платежей за выдачу лицензии и т.д. Данные ограничения никак не могут быть обойдены или заменены какой-то другой формой контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.

     Законодательством определены критерии отнесения отдельных  видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной  среде или угрожать здоровью людей. [17, с.37].

     Белорусское законодательство содержит многочисленные примеры подобных правоотношений в  сфере лицензирования предпринимательской  деятельности. К ним, в частности, относятся сертификация товаров  и услуг, отношения в области  антимонопольной политики, валютного  контроля и т.д. Аналогично указанным  видам отношений государство  в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением  лицензиатами лицензионных требований и условий.

     Большинство как теоретиков, так и практиков, отмечают, что лицензирование является единым комплексным административно-правовым режимом, в основе которого лежат  общие принципы, к которым относятся  законность, обязательность, публичность, заявительный характер, платность, достоверность, открытость; особенности отдельных  лицензионных режимов определяются его целевым назначением в  зависимости от вида реализуемого публичного интереса.

     Лицензионное  производство представляет собой разновидность  управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельность органов исполнительной власти по применению норм лицензионного  права как административно-правового  института. Правовое значение опосредования  лицензирования категорией административного  процесса состоит в обеспечении  легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь  незаконность последнего.

     Отметим обоснованность необходимости разграничения и правового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионного производства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, могут дифференцированы на обязательные и факультативные. К общим обязательным процедурам относятся возбуждение лицензионного производства, лицензионная экспертиза, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, оплата лицензионного сбора; к общим факультативным относятся: переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление текущего контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, применение мер принуждения за их несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. К специальным лицензионным процедурам относятся процедуры, отражающие специфику отдельных видов лицензирования, обусловленную характером лицензируемого объекта. [11]

     Важным  элементом является тот факт, что институт лицензирования включает и такие функции, как государственный контроль за законностью лицензируемого вида деятельности. Механизм лицензирования предусматривает как предварительный контроль (проверка соответствия соискателя лицензии квалификационным требованиям), так и последующий (контроль за законностью лицензируемой деятельности, выражающийся в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных условий и требований).

     В нашей стране правовое регулирование  лицензирования осуществляется на основе «Положения о лицензировании отдельных  видов деятельности», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 с последующими изменениями и дополнениями.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов деятельности