Лекции по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:23, лекция

Краткое описание

Уголовная политика получила новый импульс благодаря Францу фон Линту, который поддержал антрополога криминологическое понимание и уголовно-политическое представление реформы итальянских криминологов, а с другой обогатил криминологию поисками новых социальных факторов. За это его причислил к социолого-криминологической школе. Пиком развития криминологии стали: основание 1881г., «Журнала для общих наук уголовного права», представление в 1882г. «Марбургской программы» учреждение в 1889г международного союза криминалистов. Основными столпами развития континентально - европейской науки криминологии в плоть до 50-х гг. были правовая наука (уголовное право) и медицинская (психиатрия);

Оглавление

Понятие криминологии, предмет, задачи.
Методология и методы криминологии.
Место криминологии в системе других наук.

Файлы: 1 файл

Лекции крим..doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Во-вторых,  преступность анализируется во взаимодействии, взаимозависимости  с другими явлениями и процессами. Она всегда рассматривается в  контексте общественных отношений.  Преступность тесно связана со многими другими общественными явлениями и прежде всего с негативными социальными отклонениями или разными формами социальной патологии. Например, с теневой экономикой, наркотизмом, административными правонарушениями. Преступность также рассматривается во взаимосвязи с иными актами поведения человека, в контексте всей его деятельности.

В-третьих, рассмотрение криминологически значимых явлений, в  их движении и изменении, т.е. необходимо изучать прошлое, настоящее и проанализировать будущее.

В-четвёртых, развитие криминологически значимых явлений рассматривается как процесс, в котором движение носит поступательный характер, т.к. количественные изменения при их накоплении развития переходят в качественные и порождают новые состояния преступности. Это требует изменения подходов к борьбе с преступностью.

В-пятых, учитываются  внутренние противоречия, разные стороны  изучаемых криминальных явлений, и  внешние, т.е. противоречия между криминальным и иными явлениями.

В изучении криминологии, большое значение философские законы и категории. Значение закона единства и борьбы противоположностей для криминологии обусловлено прежде всего тем, что криминология является инструментом познания определённых общественных противоречий, с которыми связано существование преступности, действие её причин и условий.

Личность преступника  криминология изучает в соответствии с законом  перехода количественных изменений в качественные и обратно. Например, антиобщественная позиция  личность преступника, взята в динамике, и может быть представлена как цепочка своеобразных состояний, которые имеют свои скачки различаемые в соответствии с данным философским законом понятия качества и свойства имеют большое значение для адекватной оценки отклонений в развитии личности правонарушителя, для определения оптимального варианта интенсивности профилактического воздействия на правонарушителей используются категории меры, которые выражают диалектическую связь количества и качества.

Философские категории  причин и следствия имеют основополагающее значение для познания детерминальный преступности. Криминология описывает, объясняет и прогнозирует изучаемые ею явления и процессы, опираясь на философские категории, общего собственного и единственного вся преступность – это общее, отдельные виды преступлений, между ними существует сложная диалектическая взаимосвязь, выражаемая философскими категориями.

Исходя из философских  категорий необходимого и случайного, отдельное преступление является случайным событием, т.к. оно могло и не совершается существование же преступности в целом на определённых этапах развития общества неизбежно.

Криминология опирается  также на философские категории  возможности и действительности. Последователь профилактический подход к решению задач борьбы с преступностью  предполагает прогнатическое выявление и своевременное лакирование возможных издержек, теневых сторон, позитивных, социальных процессов и явлений, ещё не сыгравших свою криминогенную роль и только могущих «войти в систему детерминацией преступности. Большое методологическое значение для криминологии также философские категории, как содержание и форма, сущность и явление, эффективности криминологической профилактики прямо зависит от того, насколько на практике удастся обеспечить соответствие различных форм предупредительной работы их целям и определённому ими содержанию.

К общественным методам  криминологических исследований относится: анализ и синтез, формализация, индукция, дедукция, гипотеза, обобщение, абстрагирование, эксперимент, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы, исторический метод, сравнение.

Анализ как пиём научного мышления выявляет структуру целого, фиксирует его составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи  между ними. Важным средством логического  анализа социальных явлений служит метод формализации. Это представление какой – либо содержательной области знания в виде символов, т.е на формализованном языке. Формализация даёт возможность установить логические связи и отношения м/д исходными определяющими элементами исследуемого процесса или явления, позволяет систематизировать уточнить и логически обосновать содержание процесса или явления, сформулировать не разрешительные проблемы.

Синтез как приём  научного познания используется криминологией  для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Анализ и синтез представляет собой процессы мысленного или реального разложения целого на части и их соединения в единое целое.

Индукция заключается  в изначальном познании отдельных сторон или свойств изучаемого процесса или явления, на основе которого затем делают обобщения различного уровня. Выявив признаки конкретного вида преступлений. Можно сделать обоснованный вывод о том, какие причины и условия способствуют их совершению.

Дедукция – это  логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к  частным, доказательство или выведение  следствия из посылок, совершаемое  на основе законов логике носящее  достоверный характер. На основе знаний общих закономерностей и свойств преступлений конкретного вида они расчленяются на определённые группы, единичные образования, им даётся научная оценка.

Индукция и  дедукция, как и анализ и синтез, органически  взаимосвязаны в познавательном процессе.

Гипотеза – это  научное предположение выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Пользуясь методом гипотезы мы совершаем на основе имеющихся факторов переход от незнания к знанию, выявляем скрытые закономерности исследуемых процессов преступности, причины и условия её порождающие.

Обобщение – это прежде всего отражение и формулирование закономерностей и тенденций, лежащих в основе изучаемого процесса.

Абстрагирование – это  процесс мысленного выделения одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от множества других свойств и связей этого же явления. Понятие преступности как социального явления, в котором отражены не все признаки, а лишь некоторые основные.

Эксперимент – это исследование явление в контролируемых и управляемых условиях с целью получения новой информации о нём.

Аналогия – соответствие, сходство, различие предметов в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – такой мысленный приём, когда знания, полученные при изучении одного объекта, приносят на  менее изученные объекты, сходные по некоторым существенные свойства.

Исторический подход – это рассмотрение и изучение закономерного процесса движения и развития общества с характеристик и особенностей конкретного временного периода. С историческим подходом связанного требования рассматривать преступность как сложное социальное и уголовно – правовое исторически изменчивое явление за конкретный промежуток времени и на определенной территории.

Системный подход – так называют направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в их целостности и единстве многообразных связей. Этот подход позволяет исследовать процесс или явление не только со всех сторон, но и во взаимосвязи с другими явлениями или процессами.

Системный анализ – это  совокупность методологических средств  и приёмов, используемых для подготовки и обоснования решения по сложным  проблемам социального, экономического, политического, технического характера.

Моделирование – это  способ исследования процессов или  систем объектов путём построения и изучения новой информации. Исследование преступности не мыслимо без использования методов моделирования. Под моделью понимается условный образ объекта характеризуется комплексом элементов, определённым образом взаимосвязанных и отражающих функционирование развитие данного объекта. В качестве элементов моделируют системы могут вступать в процедуры, если объектом моделирования является кокой - либо процесс, показатели или признаки, если объектом моделирования являются системы.

Математические методы представляют совокупность подходов, путей и средств исследования пространственных форм и количественных соотношений реального мира.

Криминология как социально – правовая наука широко использует в своих исследованиях математические методы. Целью изучения математических методов в криминологии является раскрытие механизма и реализации и определения области наиболее эффективного применения, что в качестве классификационного признака можно применять характер используемого математического аппарата. В криминологии используется математическая статистика, линейное программирование, теория массового обслуживания, теория мер, экспертные оценки все относятся к прикладным математическим методам.

Специальные методы криминологических  исследований – это способы и  приёмы конкретного исследования соответствующих  социальных объектов или процессов  с целью оптимального регулирования.

К этим методам относятся:

  1. аналитическое обследование (группировка и ранжирование). Группировка – это метод обработки и анализа данных обследования, при котором изучаемая совокупность явлений расчленяется на однородные по отдельным признакам группы и подгруппы и каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Ранжирование – это распределение статистических показателей исследуемого явления по порядку, например по степени общественной опасности преступного деяния.
  2. Социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки).

Контент–анализ состоит:

а) в выделении содержании документа некоторых ключевых признаков (проблем, категорий, содержаний единиц анализа) и их значений (индикаторов  материальных носителей), которые с необходимость отражали бы определённые существенные стороны данного содержания;

б) в последующем подсчете частоты употребления эти единиц, выявления соотношения различных элементов содержания документа друг с другом и сравнении их с различным объектом информации.

Системный анализ – это  метод выведения заключения на основе объективного и систематизированного выявления в уголовных задачам исследования характеристик документа.

Выборкой называют последовательность независимых одинаково распределяемых случайных величин. Процесс выборки  основан на взаимосвязи обусловленности качественных характеристик социальных объектов. Различают выборки вероятные и целенаправленные.

Вероятная (случайной) выборка  характеризуется тем, что каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть  в выборку. Выборка рассчитывается по формуле: К= N

                n

К - ключ отбора

N – величина генеральной совокупности

 n – величина случайной выборки

Целенаправленная выборка  исключает элемент случайности  в указанном смысле. Она осуществляется с помощью методов:

  • стихийности выборки (почтовый опрос);
  • основного массива (пилотажный метод) – опрашиваются 60-70%;
  • квотная выборка, при которой соблюдается соотношение  принципов (число их превышает четырёх). Различает выборку высококачественную (ошибка до 3%), работая 3-10%, приближенная - 10-20%, ориентировочная – 20-40%. В зависимости от цели обследования определяется и допустимая точность выборки. Методы экспертных оценок применяются обычно при изучении чрезвычайно сложных систем и процессов, когда необходима рекомендация специалистов. Комитет экспертов – 20-30 человек. Метод экспертных оценок состоит из составляющих: интуитивно – логический анализ задач или её части; решение задачи и выдача количественной оценки; обработка и интерпретация  результатов решения, оценок полученных от экспертов.

Статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция). Метод  аппроксимации – это втравливание ломаной линии для определения  тенденции изменения исследуемого параметра в двумерном пространстве; замена одних математических объектов другими более простыми, но близкими по сути к исходным, например замена кривых линий близкими к ним ломаными. Метод особенно полезен при исследовании динамики преступности. Экстраполяция в статистике означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; перенесение характеристики, исследуемого параметра и будущее на основании результатов его поведения в прошедшем и настоящем времени. Метод экстраполяции часто используют для кратковременных прогнозов преступности.

Социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование). Опросы проводятся методами анкетирования и интервьюирования. Анкетный опрос – групповой и индивидуальный. Вопросы в анкете по содержанию, формам и функциям. Интервьюирование – формализованное, направленное на изучение конкретного социально явления, свободное.

Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный). К дисперсионному анализу относится  совокупность методов определения  размеров частей и целого в дисперсионных  системах. Дисперсия в математической статистике и теории вероятности организует меру рассеивания, отклонение от среднего значения наблюдаемой величины.

Корреляция – вероятная  или статистическая зависимость. Дисперсионный  и корреляционный анализ необходимы при исследовании не только самой преступности, но и определении тесноты её связи с причинами и условиями. Криминологическое исследование начинается с составления программы и плана. Программа – это теоретико–методологическая база исследования, основанная на результатах сбора, обработки и анализа  информации. Поводом для криминалистического исследования  является осмысливание актуальной проблемы. Затем принимается научная гипотеза. Формулирование требует оценки теоретических и эмпирических данных, соотнесение их с предметом объектом и задачами исследования. Цель исследования определяется в начале в общей форме, затем после изучения соответствующих материалов и литературы уточняется. Далее конкретизируются задачи исследования, объект и предмет, подбор методов и методик исследования. Создаётся работа круга криминального исследования: входит криминологии, социологии, математики, практики, психологии.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"