Лекции по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 20:23, лекция

Краткое описание

Уголовная политика получила новый импульс благодаря Францу фон Линту, который поддержал антрополога криминологическое понимание и уголовно-политическое представление реформы итальянских криминологов, а с другой обогатил криминологию поисками новых социальных факторов. За это его причислил к социолого-криминологической школе. Пиком развития криминологии стали: основание 1881г., «Журнала для общих наук уголовного права», представление в 1882г. «Марбургской программы» учреждение в 1889г международного союза криминалистов. Основными столпами развития континентально - европейской науки криминологии в плоть до 50-х гг. были правовая наука (уголовное право) и медицинская (психиатрия);

Оглавление

Понятие криминологии, предмет, задачи.
Методология и методы криминологии.
Место криминологии в системе других наук.

Файлы: 1 файл

Лекции крим..doc

— 283.50 Кб (Скачать)

В криминологических исследованиях  обычно выделяются такие факторы, как  урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, свободное  время, образовательный и культурный уровень населения и др. Все эти факторы рассматриваются органично связанными друг с другом.

 

4. Объективные детерминанты преступности  и возможности влияния на них.

 

По источнику возникновения  детерминанты преступности принято  подразделять на объективные, объективно - субъективные и субъективные. Объективные, объективно - субъективные не зависят или мало зависят от воли людей и поэтому не могут быть устранены волевым воздействием по крайней мере в тех условиях, в которых развивается современное общество. Их можно нейтрализовать, блокировать, препятствовать усилению их криминогенного воздействия. Объективны по своей природе такие детерминанты преступности, как отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общественного, а также многие противоречия социального развития.

Социальные отношения могут  стимулировать рост преступности  при неблагоприятной экономической  ситуации, когда ухудшаются условия  жизни целых регионов и быстро растет социальная напряженность.

Социальные конфликты, которые  приводят к совершению преступлений, могут отражать недовольство человека своим социальным статусом, неполученным образованием, обстановкой в коллективе, семье. Социальный климат в обществе приводится к неустойчивому, конфликтному положению между различными слоями, что ведет к усилению преступности.

Насильственная преступность в  своей значительной части по статистике является следствием межличностных конфликтов. Такие конфликты опасны прежде всего непредсказуемостью поведения людей, что значительно усложняет их предупреждение. Нередко в этих условиях вмешательство работников милиции или общественности не предотвращают эти преступления, а даже ускоряют их (взрывают ситуацию). Уровень правосознания, личностной оценки социальной справедливости, психофизиологическая структура личности являются как бы гарантами протестующего, а иногда и преступного поведения.

 

 

 

 

 

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ

КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

 

План

 

  1. Понятие причин и условий конкретного преступления.
  2. Социально - психологический механизм совершения конкретного преступления.
  3. Понятие и основные положения виктимологии.

 

Литература

 

  1. Аванесов Г.А. Криминология. -М., 1984.
  2. Иншаков С.М. Зарубежная криминология М. 1997.
  3. Иншаков С.М. Криминология. -М., 2000.
  4. Кузнецова Н.П. Проблемы криминологической детерминанты. -М., 1994.
  5. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. –М., 2002.
  6. Криминология: Учебник для вузов / Под общей ред. А.И. Долговой. –М., 2002.
  7. Хохряков Г.Ф. Криминология. -М., 2002.
  8. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно - розыскной деятельности М. 1996.

 

 

1. Понятие причин и условий  конкретного преступления.

 

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального поведения.

Причины и условия конкретного  преступления подвержены в большей  степени влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Сама микросреда, оказывает прямое воздействие на формирование конкретного индивида.

В конкретном преступлении и его  причинах проявляется взаимосвязь  преступления с личностными особенностями индивида.

Каждое отдельное преступление детерминируется, с одной стороны, личностными особенностями данного индивида - его потребностями, интересами, мотивами, целями, а в конечном итоге взглядами и отношениями к различным социальным ценностям и установлениям; с другой - совокупностью внешних объективных обстоятельств, которые, взаимодействуя с личностными особенностями, вызывают намерение и решимость совершить умышленное преступление или действие, приводящее к преступному результату по неосторожности.

При этом, с позиций изучения причин отдельного преступления и практических задач профилактики личностные особенности  интересуют криминологию не только в  статике, как уже сложившиеся, но главным образом в их динамике, - зарождении и развитии, т.е. в связи с условиями нравственного формирования личности.

Совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия негативных нравственно - психологических  свойств личности, которые сложились  под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида, производная от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

В конкретном преступлении и его  причинах в большей степени, чем  это происходит на общем уровне, проявляется взаимосвязь преступления с личностными особенностями индивида.

Как мы уже с вами отмечали причины  конкретного преступления корениться в криминогенной мотивации. Она  складывается у лица постепенно под  влиянием 2-х групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации. Искажение и деформация в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, они и создают криминогенную ситуацию, например при совершении квартирной кражи ( открытые форточки и т.д.)

При содействии этих условий с личностными  особенностями рождаются намерение  и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного  преступления является результатом взаимодействия (взаимоналожения) образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий, негативных нравственно - психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию.

Суммируя сказанное можно сделать  вывод, что совершение конкретного  преступления является результатом  взаимодействия негативных нравственно - психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных нравственного формирования индивида, и внешних объективных обстоятельств, которые образуют ситуацию преступления. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются психологические предпосылки, возможность совершения преступления данным лицом. На уровне конкретной ситуации данная возможность реализуется в действительность. На этих двух уровнях проявляется и связь причин и условий преступности с причинами и условиями отдельного преступления. Причины и условия преступности различными  своими сторонами входят в индивидуальные условия нравственного формирования личности, проявляются в их содержании и в то же время они определяют конкретные ситуации, в которых оказывается и действует индивид. В свою очередь причины отдельных преступлений отражают на индивидуальном уровне причины преступности и конкретные ситуации, возникающие в реальной действительности.

Органы внутренних дел осуществляют свою профилактическую деятельность на обоих уровнях, выявляя условия, которые отрицательно влияют на нравственное формирование людей в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, других сферах социальной жизни, принимают меры к их устранению, а также предупреждают возникшие криминогенные ситуации. Различные службы органов внутренних дел осуществляют эту деятельность в соответствии со своей компетенцией: ОУР - в отношении тех условий и ситуаций, которые могут привести к совершению краж, грабежей, разбоев, насильственных преступлений против личности; ОБЭП - применительно к условиям и ситуациям, характерным для хищений, взяточничества, спекуляции; ППН - с учетом условий нравственного формирования и ситуаций поведения, проживающих на административном участке лиц, со стороны которых можно ожидать совершение различных преступлений.

С учетом 2-х уровней взаимодействия личности с социальной действительностью должен вестись анализ причин отдельного преступления.

Анализ предполагает рассмотрение социально - психологического механизма  индивидуального преступного поведения  и условий, под влиянием которых  формируются негативные нравственно - психологические свойства людей, которые являются субъективной причиной подобного поведения, а также внешних ( объективных ) ситуаций и обстоятельств, которые вызывают, облегчают или способствуют совершению конкретного преступления.

 

 

 

2. Социально - психологический механизм совершения

конкретного преступления.

 

Социально - психологический  механизм совершения конкретного преступления, как и любого иного человеческого поступка, складывается из определенных элементов (звеньев) и этапов его функционирования. Элементами психологического механизма конкретного поступка являются нравственные свойства личности, среди которых с этим поступком непосредственно связаны потребности, интересы, мотивы, цели. Этапами функционирования являются: формирование нравственных свойств, принятие поведенческого решения и его реализация.

Исследуя звенья и этапы  психологического механизма преступного  поведения, можно выявить его  дефекты и искажения, которые  приводят к преступлению, определить, в чем кроются причины и  условия подобного искажения, и на этой основе осуществить необходимые профилактические меры.

Преступное действие - это  мотивированный, целенаправленный, сознательный и управляемый акт противоправного поведения, которым достигается определенная цель и этот акт не разлагается на более простые. Каждое действие имеет смысловое содержание и направлено на достижение относительно близких целей, которыми оно регулируется в период его осуществления. Мотивы, побуждающие определенное лицо к действию, удовлетворяются при осуществлении поставленной цели.

В силу этого преступное действие приобретает определенный смысл и носит характер законченного волевого акта.

Преступное действие имеет  внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив, цель, действия  и формы вины лица (психологические компоненты)

2) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (фактические и вещественные компоненты)

3) результат действия, т.е.  последствия, которые наступили  от действия.

Цель как компонент  преступного действия, выполняет в нем определенные функции. Первая ее функция состоит в осознании действующим лицом объекта, предмета или лица, на которое направляется его действие.

Вторая функция выражается в желании достигнуть определенного  результата этого действия. Благодаря цели лицо реализует свои действия и направляет их на достижение того результата, который содержится в ней.

Прямой результат - это  тот, который входит в субъективную цель лица. Результат является реализацией  и непосредственным выражением цели. Отношения между результатом и целью могут выступать в форме “перевыполнения” цели. В этом случае результат действия превосходит предполагаемую цель, и содержит сверх ожидаемого - неожиданный результат, что не входило в субъективную цель данного лица. Например перевыполнение цели является причинение тяжких телесных повреждений, которые повлекли за собой смерть потерпевшего, хотя это и не входило в субъективную цель действовавшего лица.

Преступное действие имеет  свою динамику, свое начало и свой конец. Как правило преступное действие имеет 2 этапа: мотивационный (подготовительный) и этап его практического осуществления. Здесь необходимо отличать этапы преступного действия от стадий совершения преступления: приготовление и покушение.

Как правило, приступая  к действию лицо мысленно создает его модель в своем уме. Подготовка преступного действия в сознании лица (мотивация) составляет первый подготовительный этап, который состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Этап мотивации заканчивается принятием лицом решения о совершении преступления или воздержания от него. Лицо кладет конец своим сомнениям и колебаниям и решает: “буду действовать, воздержусь от действия”.

Лицу, совершающему преступление, приходится принимать решения в различных психологических условиях:

1) простые условия без  стрессов и возбужденного состояния,  когда достаточно времени на  обдумывание, что характерно для  принятия решений расхитителями  собственности, совершения акта терроризма;

2) сложные психологические условия ввиду сильного возбуждения, недостатка времени на обдумывание решения, наличие конфликтной ситуации, т.е. поведение, основанное на порыве, что характерно для принятия решений при совершении преступлений против личности (совершение убийств на эмоциональной основе, причинение умышленных телесных повреждений, изнасилование).

Как правило после принятия решения  наступает главный этап: реализация сформированной мотивом и целью  воли лица в действиях. Затраченная  лицом психическая и физическая энергия воплощается в результате действия. Поэтому содержание преступного действия должно рассматриваться прежде всего с результативной стороны, т.е. как процесс реализации цели в результатах действия. Достижение цели означает окончание действия как волевого акта. Лицо оценивает достигнутый результат, сопоставляя его с намеченной целью. При этом лицо констатирует удачу или неудачу, успех или неуспех.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"