Криминологическая характеристика преступлений против собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

Исторический анализ преступности убедительно свидетельствует, что она возрастает тогда, когда общество длительное время находится в ситуации социально-экономического и политического преобразования. Многочисленные социально-экономические проблемы в современной России, резкое снижение жизненного уровня большинства населения, его имущественное расслоение привели к значительному росту преступлений против собственности, которые охватывают совершение разбоев, грабежей, краж.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4 - 6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
§1. История развития законодательства о преступлениях против собственности………………………………………………………..7 - 21
§2. Понятие и виды преступлений против собственности………22 – 31
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
§1. Уголовно – правовая характеристика кражи………...………32 - 37
§2. Уголовно – правовой анализ грабежа……………………….38 - 41
§3. Уголовно – правовая характеристика разбоя…………………42 - 46
ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
§1. Криминологическая характеристика корыстных преступлений………………………………………………………47 - 56
§2.Причины и условия совершения преступлений против собственности……………………………………………………….57 - 61
§3.Предупреждение и профилактика преступлений против собственности………………………………………………………..62 - 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..82 - 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Файлы: 1 файл

Окончат.вариант Юля.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

       Массовый характер приобрели хищения и присвоения чужой собственности с использованием похищенных паспортов, подложных платежных документов, неконтролируемый перелив капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, легализация криминальных денег и т.д. Подобные явления способствовали росту корыстных настроений среди населения.

      Состояние преступности, связанной с разбоями в 2001 – 2007 г.г41.

Годы Количество  преступлений Количество  привлеченных к ответственности В % ко всем привлеченным к ответственности
2001 41135 38560 2,2
2002 39473 36686 2,1
2003 44802 39188 2,4
2004 47041 35391 2,8
2005 48673 33683 2,7
2006 55448 35907 2,9
2007 63671 36662 2,8

 

       Состояние преступности, связанной  с грабежами в 2001 – 2007 г.г. (39)

Годы  Количество  преступлений Количество  привлеченных к ответственности В % ко всем привлеченным к ответственности
2001 138970 75367 4,4
2002 132383 71301 4,1
2003 148812 71208 4,3
2004 167267 61278 4,9
2005 198036 66079 5,3
2006 251433 84287 6,9
2007 344440 96390 7,6

 

       Влияние социально – политических факторов на неблагоприятные тенденции рассматриваемых преступлений также весьма значимо. Демократические реформы осуществляются вяло и крайне противоречиво. К тому же они не обеспечены четкой и понятной долгосрочной программой, из которой было бы видно, какими путями идет развитие, какие механизмы при этом действуют, какие способы проведения им соответствуют и т.д. Все это неизбежно обостряет напряжение в обществе.

      Политические процессы, влияющие на криминальную обстановку в стране, в значительной степени связаны с состоянием экономики, методами решения экономических проблем. В этом смысле одними из самых важных  и политически значимых следует считать противоречия, связанные с перераспределением собственности, формами и методами приватизации. Основная масса населения утратила иллюзии и надежды на «приобщение» к собственности. Достояние, считавшееся общенародным, оказалось во владении сравнительно узкого круга лиц. Естественно, это рождает у большинства граждан разочарование, неудовлетворенность, неприятие сложившегося положения, стремление к более справедливому перераспределению собственности.

       При анализе социально – психологических  факторов в первую очередь  следует отметить, что в обществе  резко сменились критерии ценностей. Если раньше труд представлял ту ценность, на которую следовало ориентироваться, то ныне материальное благополучие,  независимо от способов его достижения, определяет ценность человека в значительно большей мере, чем его труд. Резко растущее богатство узкого круга лиц, порождает не только зависть, но и стремление получить такие же блага. Корысть формирует и определяет поведение многих слоев населения.

      Происходит усиление криминального  профессионализма преступников, объединение  их под прикрытием различных  легальных структур, повышение технической оснащенности организованных преступных групп, рост числа рецидивистов, возрастание влияния корпоративной морали и распространение криминальных стереотипов поведения. При этом бытующие циничные выражения типа: «Воруют все», «Все мы преступники, только одни попались, а другие нет» - признаются достаточными для самооправдания преступного поведения. Продолжает оставаться высоким порог терпимости населения к преступным проявлениям.  Это обусловлено, с одной стороны, превращением преступника в общественном сознании в удачливого, богатого, достойного подражания человека, с другой – привыканием к повсеместно наблюдаемым правонарушениям и неверием в способность правоохранительной системы навести порядок, надежно защитить население от преступных посягательств.

      Моральным критериям поведения  человека в обществе государство  в настоящее время не уделяет  должного внимания, в какой –  то мере переложив обязанность  развивать и внедрять в сознание  людей заповеди «Не убий», «Не  укради» и другие на религиозные конфессии. Однако едва ли можно считать, что церковь и ее догматы стали внутренней потребностью общества, несмотря на то, что влияние ее сильно распространилось, особенно в местах лишения свободы. К сожалению этого мало. Должны работать заложенные в Конституции положения, как право свободы выбора рода деятельности и профессии, право на образование, социальное обеспечение и т.п.

      На сложившуюся ситуацию существенно влияет недостаточный потенциал правоохранительных органов, осуществляющих предупреждение, выявление, регистрацию, раскрытие, расследование преступлений против собственности. Ограниченность ресурсного обеспечения правоохранительной системы значительно снижает ее функциональные возможности. Одним из трудно преодолимых препятствий для образования новой системы социального контроля над преступностью следует считать падение престижа правоохранительной деятельности, утрату уважения к правоохранительным органам значительной частью населения. Многие россияне убеждены, что правоохранительные органы не эффективно выполняют функцию обеспечения безопасности и защиты прав граждан, а порою сами выступают в роли их нарушителя.  
 
 
 
 
 
 

§3. Предупреждение и профилактика преступлений против собственности 

     Предупреждение преступлений против собственности является одной из важнейших задач правоохранительных органов, и в первую очередь органов внутренних дел.

     Целью такого предупреждения  является минимизация преступлений  против собственности, в связи  с чем правоохранительные органы решают следующие задачи:42

- обеспечение  охраны собственности;

- создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступлений против собственности на определенной территории или объекте;

- реализация  оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступления против собственности, для склонения к отказу от их совершения;

- своевременное  разобщение выявленных групп,  совершающих преступления против  собственности, в том числе  организованных, с целью прекращения их преступной деятельности;

- оперативное  с использованием всех имеющихся  сил и средств реагирование  на сообщения граждан, должностных  лиц, на иную поступившую информацию  о совершаемых или совершенных  преступлениях против собственности  для задержания преступников и раскрытия преступлений;

- накопление, систематизация и использование  информации о лицах, совершивших  преступления против собственности,  с целью обеспечения своевременного  принятия к ним предусмотренных  законом мер;

- активное  привлечение общественности к работе по предупреждению преступлений против собственности;

- информирование  населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств на собственность;

- внесение  в соответствующие государственные  органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений против собственности.

     Деятельность по предупреждению  преступлений против собственности  основывается на криминологической  информации: о состоянии и динамике преступлений против собственности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество таких преступлений; о лицах, совершивших преступления против собственности и склонных к их совершению;  об уровне латентности различных видов преступлений против собственности; о жертвах этих преступлений; о социальных последствиях указанной категории преступлений; о состоянии и мерах предупреждения преступлений против собственности и эффективности их применения; о влиянии на состояние этих преступлений различных социальных, экономических, политических и других процессов. При этом необходимо выявлять не только причины и условия, обуславливающие негативные тенденции преступлений против собственности, но и позитивные факторы, которые следует изучать и стимулировать.

     Переработанная и проанализированная  криминологическая информация служит  информационной базой для служб  и подразделений органов внутренних  дел, позволяющей сосредоточивать  усилия по предупреждению преступлений  на наиболее криминогенных участках и объектах, выбирать эффективные методы предупреждения преступлений против собственности, изучать и внедрять передовой опыт предупредительной деятельности, прогнозировать тенденции преступлений против собственности.

     На основе прогнозов планируется работа по борьбе с преступлениями против собственности и разрабатываются на федеральном и региональном уровнях программы борьбы с преступностью, включающие разделы о предупреждении преступлений против собственности. Для успешного выполнения этих программ осуществляются координация и взаимодействие всех субъектов предупредительной деятельности.

     Координация и взаимодействие  правоохранительных органов в  деятельности по предупреждению  преступлений против собственности  осуществляется с использованием следующих форм:43

- создание  постоянно действующих координационных  органов;

- взаимный  обмен информацией;

- совместное  проведение совещаний, инструктажей, учебных занятий;

- выработка  согласованных действий по предупреждению  преступлений;

- совместный  анализ состояния преступности  и участия в предупреждении  преступлений различных субъектов;

- совместное  планирование и проведение согласованных  профилактических мероприятий;

- совместная  практическая деятельность с  оказанием разнообразной помощи друг другу;

- совместное  осуществление контроля и общее  подведение итогов предупредительной  деятельности.

     Основными субъектами предупреждения  преступлений против собственности  являются подразделения милиции  общественной безопасности и  криминальной милиции органов внутренних дел. На федеральном и региональном уровнях они в основном осуществляют организаторскую деятельность по предупреждению преступлений против собственности, сосредоточивая главное внимание на обеспечении повседневного организационно – методического руководства подведомственными аппаратами.

     Непосредственными исполнителями  задач, связанных с предупреждением преступлений против собственности, являются соответствующие службы и подразделения городских, районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте.

    Все, что говорилось в предыдущих главах о преступлениях против собственности, ее причинах, личности преступника, причинах и механизме совершения конкретного преступления, в конечном счете преследует цель - овладеть современными криминологическими знаниями, необходимыми для предупреждения преступлений.

Информация о работе Криминологическая характеристика преступлений против собственности