Криминологическая характеристика преступлений против собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:15, дипломная работа

Краткое описание

Исторический анализ преступности убедительно свидетельствует, что она возрастает тогда, когда общество длительное время находится в ситуации социально-экономического и политического преобразования. Многочисленные социально-экономические проблемы в современной России, резкое снижение жизненного уровня большинства населения, его имущественное расслоение привели к значительному росту преступлений против собственности, которые охватывают совершение разбоев, грабежей, краж.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4 - 6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
§1. История развития законодательства о преступлениях против собственности………………………………………………………..7 - 21
§2. Понятие и виды преступлений против собственности………22 – 31
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
§1. Уголовно – правовая характеристика кражи………...………32 - 37
§2. Уголовно – правовой анализ грабежа……………………….38 - 41
§3. Уголовно – правовая характеристика разбоя…………………42 - 46
ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
§1. Криминологическая характеристика корыстных преступлений………………………………………………………47 - 56
§2.Причины и условия совершения преступлений против собственности……………………………………………………….57 - 61
§3.Предупреждение и профилактика преступлений против собственности………………………………………………………..62 - 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..82 - 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Файлы: 1 файл

Окончат.вариант Юля.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

    При осуществлении индивидуального  предупредительного воздействия необходимо также исходить из того, что формирование преступного поведения не является единовременным актом, а происходит постепенно и на различных этапах жизнедеятельности антиобщественная направленность индивида выражается по-разному и с неодинаковой степенью интенсивности. Здесь, по нашему мнению, речь следует вести не только о конкретных носителях антиобщественных взглядов, но и о степени криминогенной "зараженности" тех или иных явлений и процессов. Чем раньше на такие объекты будет оказано предупредительное воздействие, тем больше вероятность получить ожидаемый профилактический эффект. Поэтому допустимо говорить о двух основных этапах индивидуального предупредительного воздействия: раннего и непосредственного. Основанием для такого разграничения служат степень социальной "испорченности" лица либо интенсивность проявления криминогенных элементов в том или ином явлении или процессе51.

    Непосредственное  предупредительное воздействие  осуществляется тогда, когда криминогенные  элементы как в личности, так и в явлениях (процессах) уже достаточно закрепились (например, лицо уже находится в состоянии, близком к совершению преступления, или в интересующем нас явлении криминогенные элементы стали преобладающими). В этой ситуации наряду с профилактическими применяются и меры предотвращения преступлений в целях недопущения конкретным лицом замышленного или готовящегося уголовно наказуемого деяния, склонения к добровольному отказу от его совершения.

    Процесс индивидуального предупреждения складывается из выполнения соответствующей работы на следующих основных этапах:

    подготовительном, который заключается в выявлении  и изучении лиц с антиобщественными  установками и ориентациями, а  также элементов микросреды, оказывающих  на них отрицательное влияние;

    непосредственном, состоящем из комплекса мероприятий по организации, планированию и непосредственному практически преобразовательному воздействию на личность и окружающую ее среду;

    заключительном, когда осуществляется анализ и проверка результатов проведенных профилактических мероприятий, намечаются новые цели и задачи по закреплению достигнутого.

    Важнейшим требованием, предъявляемым к индивидуальному  предупреждению преступлений, является педагогическая подготовленность и  психологическая обоснованность этой деятельности, поскольку речь идет о конкретной личности, нуждающейся в педагогической коррекции поведения и имеющей свои индивидуально-психологические особенности. Исходя из этого, можно выделить:

    а) лиц, обнаруживших первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение простейших норм морали, правил общежития, совершение малозначительных правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;

    б) лиц, поведение и образ жизни  которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам, о наличии  системы в нарушении их требований;

    в) лиц, ранее совершивших преступления.

    Помимо  этих типологических характеристик  следует также учитывать индивидуальные особенности лиц, в отношении  которых осуществляется предупредительное  воздействие (особенности их духовного  облика, привычные формы поведения, жизненный опыт, ценностные ориентации, специфика условий, в которых формировалась личность). Изучение и использование типологических особенностей позволяют выработать наиболее действенную программу социального оздоровления личности, избрать педагогически и психологически верные приемы воздействия на нее.

    При этом особую значимость приобретают  такие педагогические меры индивидуального  предупреждения преступлений, как воспитание в коллективе и через коллектив, умелое сочетание убеждения и принуждения, целенаправленность и непрерывность воспитательного процесса, преемственность и систематичность воспитательных мероприятий, индивидуальный подход52.

    Общее и индивидуальное предупреждение преступлений часто обозначается профилактикой. С таким названием можно согласиться, учитывая семантическую близость этих терминов. В то же время термин "профилактика" используется для характеристики не только криминологического вида деятельности, направленного на недопущение самой возможности совершения преступления. Выделяется несколько иных разновидностей профилактики, к числу которых относятся:

    моральная - утверждение нравственных принципов, предписаний и оценок, моделирующих определенный тип поведения и  ставящих его под контроль общественной морали;

    правовая - направленная на недопущение правонарушений и любых форм противоправного поведения;

    уголовно-правовая и уголовно-исполнительная - осуществляемая в отношении лиц, совершивших  преступления и нуждающихся в  исправлении и перевоспитании;

    виктимологическая - направленная на лиц, которые могут стать жертвами преступления.

    Все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов, которыми в широком социологическом плане являются общество в целом, коллективы трудящихся, отдельные социальные группы и индивиды; в социально-политическом плане - государство, государственные органы, общественные организации, граждане.

    Субъектами  предупреждения преступлений являются органы государственной власти и  органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации  и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных  масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфере определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.

    К субъектам государственной системы  предупреждения преступлений относятся:

    федеральные органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов  Федерации, осуществляющие функции  правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;

    федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, организующие работу подчиненных органов по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;

    межведомственные  комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;

    органы  прокуратуры; органы юстиции и учреждения Федеральной службы исполнения наказания; органы внутренних дел; органы Федеральной  службы безопасности; органы Федеральной  службы по контролю за оборотом наркотиков; органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.

    В предупреждении преступлений принимают  участие в пределах своей компетенции  и в формах, установленных законодательством, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, другие учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане.

    Участие общественных объединений и граждан  в деятельности по предупреждению преступлений осуществляется на основе добровольности, материального и морального стимулирования при организационно-методической, информационной и иной поддержке субъектов государственной системы предупреждения преступлений53.

    К числу правоохранительных органов  как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, Федеральной  службы безопасности, юстиции, Федеральной  службы исполнения наказания, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

    Важной  особенностью правоохранительных органов  как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

    Каждый  из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей  и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы  правоохранительных органов на уровень  преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо54.

    Как уже говорилось, органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

    Особенно  возросла роль органов внутренних дел  в последние годы, когда усилилась  социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные 

конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

    Особо важное значение в предупредительной  деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

    Предупреждение  преступлений в широком плане  предполагает такое развитие экономики, политики, идеологии, культуры и быта, которое способствовало бы устранению или подавлению негативных сторон общественной жизни, могущих проявиться в качестве причин и условий преступности. Такая организация общественной жизни должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием.

    Предупредительная роль права состоит в таком  регулировании сфер общественной жизни, при котором существующие криминогенные  факторы либо устраняются, либо их действию ставится надежный заслон. Право не может, разумеется, уничтожить экономические, социально-культурные причины и условия преступности, но оно может воздействовать на их негативные проявления: локализовать, блокировать, организовать надлежащее противодействие отрицательным явлениям и процессам. Так, сбои в материально-техническом снабжении, нарушение договорных условий поставки продукции, аритмия производства, скопление на складах сверхнормативных материалов, запущенность учета и контроля создают условия для злоупотреблений и хищений. Из-за плохо отлаженного механизма рыночных отношений происходит деформация морального сознания граждан, притупляется чувство личной ответственности за действия, противоречащие общественным интересам, на первый план выступает личная выгода.

    Упорядочение  законодательного регулирования экономических  связей способно предотвратить возможные  криминогенные последствия55.

    Проведение такой работы предполагает улучшение законодательства, его совершенствование, а также неуклонную реализацию законов и иных нормативных актов, наличие безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.

Информация о работе Криминологическая характеристика преступлений против собственности