Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:12, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования. В современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в Группу государств против коррупции (ГРЕКО), реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также ряд иных нормативных правовых актов, которые имеют специальное антикоррупционное предназначение. Указанные мероприятия образовали стратегическую линию государственной политики в сфере противодействия коррупции в необходимом ресурсном обеспечении. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспрецедентная для России система антикоррупционных средств, обладающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом.
Информационное
обеспечение антикоррупционной
политики в современной
России преимущественно
формируется посредством
государственных
инициатив. При этом
отмечается дефицит
активных форм участия
населения и институтов
гражданского общества
в этой сфере. Достижение
деятельного участия
указанных субъектов
противодействия
коррупции требует
реализации комплекса
мер: публичных форм
просвещения населения,
использования
Российское законодательство содержит предпосылки для вовлечения граждан в информационное обеспечение противодействия коррупции, но требуется использование вспомогательных контрольных механизмов (парламентские и общественные институты, возможности СМИ).
Во втором параграфе «Общественный и парламентский контроль в информационном обеспечении антикоррупционной политики» рассматривается роль и возможности общественного и парламентского контроля в контексте информационного обеспечения противодействия коррупции.
Высказано предположение о том, что в современной России формы общественного контроля в сфере противодействия коррупции не задействованы в полной мере и стратегически не определены. Созданные общественные советы при федеральных органах исполнительной власти имеют преимущественно представительские функции и не выполняют задач информационного контрольного обеспечения антикоррупционной политики. Отмечаются деструктивные формы участия некоторых общественных организаций в противодействии коррупции, нередко выходящего за рамки законности. Использование общественного контроля для обеспечения антикоррупционной политики востребовано и диктуется недостаточностью имеющихся мониторинговых ресурсов у правоохранительных органов для целей выявления коррупции.
Парламентский контроль в контексте информационного обеспечения антикоррупционной политики рассматривается в формате предусмотренных законодательством мер, пока слабо реализуемых. К таким мерам можно отнести: анализ правоприменительной практики (обращения граждан и юридических лиц) и на этой основе разработка антикоррупционных законодательных инициатив; заслушивание отчетов руководителей правоохранительных органов; проведение независимого парламентского расследования; организация парламентских слушаний с привлечением представителей общественности.
В третьем параграфе «Информационно-контрольное обеспечение антикоррупционной политики в рамках СМИ и института обращений граждан и юридических лиц» исследованы массово-коммуникативные криминологически значимые меры предупреждения и пресечения коррупции.
Деятельность СМИ в связи с противодействием коррупции рассматривается с учетом экономического обеспечения их независимости. Высказываются предложения о необходимости принятия мер (введение налоговых льгот, субсидий), позволяющих обеспечить свободу СМИ от фактора влияния. Рассматриваются вопросы оптимизации участия СМИ в информационно-контрольном обеспечении противодействия коррупции. Порядок обнародования сведений декларантов имущества из числа государственных служащих подвергается критике, отмечается недостаточность правового обеспечения этой меры, потенциал которой может быть усилен участием общественности в проверке достоверности и полноты таких сведений.
Анализируются перспективные направления информационно-контрольного обеспечения противодействия коррупции, которые могут осуществляться СМИ и связаны с непосредственным опубликованием сведений о коррупционных фактах (ведение реестра, если не физических лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, то хотя бы юридических лиц, причастных к ним, предлагается применять по аналогии с ведением реестра недобросовестных поставщиков в сфере госзакупок).
Особое значение придается организации обратной связи государства с обществом посредством рассмотрения обращения заявителей, в том числе по продуцирующим коррупцию недостаткам работы государственных органов. Институт обращений граждан и юридических лиц рассматривается как мера обеспечения информационно-контрольной составляющей противодействия коррупции, представляющий собой совокупность определенных правомочий заявителей: инициировать принятие, отмену, изменение нормативно-правовых актов, решений органов власти и их должностных лиц; обращаться за восстановлением нарушенных прав и законных интересов.
В заключениидиссертации содержатся основные теоретические выводы, а также излагаются концептуальные основы антикоррупционной политики в криминологически значимых ее аспектах, которые позволяют обеспечить эффективность противодействия коррупции
В приложениях содержатся результаты анкетирования по теме диссертации.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Монографии, комментарии, учебно-методические комплексы
1. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. Монография. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. – 8,5 п.л.
2. Астанин В.В. Организованная коррупция и реагирование на нее. Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006. – 4,5 п.л.
3. Астанин В.В. Анализ и оценка коррупциогенных рисков в законодательстве о земле и недрах. Монография. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2007. – 4 п.л.
4. Астанин В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). СПб.: Юридический Центр – Пресс, 2009. – 18 п.л.
5. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти. Учебно-методический комплекс. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2009.– 2,3 п.л.
6. Астанин В.В. Антикоррупционная политика России: криминологические аспекты. Монография. М.: Юнити, 2009. – 13 п.л.
Статьи в журналах, включенных ВАК в перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации
на соискание ученой степени доктора юридических наук
7. Астанин В.В. О регулятивных возможностях организованной преступности в период избирательных процессов // Закон и право, 2003. № 6. – 0,2 п.л.
8. Астанин
В.В. О регулятивных
возможностях
9. Астанин В.В.Организованная коррупция в России. Динамика за 2000 г. – первое полугодие 2004 года // Закон и право, 2004. № 9. – 0,25 п.л.
10. Астанин В.В.К вопросу о присоединении России к Дополнительному Протоколу к Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию // Lex Russiсa. Научные труды МГЮА, 2005. № 4.– 0,3 п.л.
11. Астанин В.В.Криминологическая характеристика проявлений организованной коррупции // Lex Russiсa. Научные труды МГЮА, 2007. № 1. – 0,8 п.л.
12. Астанин В.В.Недобросовестная конкуренция и коррупция // Вестник Московского Университета МВД России, 2007. № 10. – 0,3 п.л.
13. Астанин В.В.Понятие «публичное должностное лицо» в контексте международных обязательств Российской Федерации по имплементации. // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2007. № 4.– 0,3 п.л.
14. Астанин
В.В.Взаимосвязь
15.Астанин В.В.Антикоррупционный мониторинг законодательства как направление научно-практического исследования (методологические аспекты) // Lex Russiсa. Научные труды МГЮА, 2008. № 2. – 0,7 п.л.
16. Астанин В.В.Борьба с коррупцией в контексте принципа равенства граждан перед законом // Российский юридический журнал, 2008. № 2. – 0,3 п.л.
17. Астанин В.В.Научно-криминологическое мнение об основных критериях и показателях оценки эффективности антикоррупционной деятельности // Вестник Московского Университета МВД России, 2008. № 2. – 0,3 п.л.
18. Астанин В.В.Исключение условий, способствующих проявлениям коррупции на стадии судебного рассмотрения уголовных дел // Человек: преступление и наказание, 2008. № 2. – 0,5 п.л.
19. Астанин В.В.Гражданско-правовые механизмы ответственности за коррупцию // Московский журнал международного права, 2008. № 2. – 0,5 п.л.
20. Астанин В.В.Организационно-правовые основы выявления и расследования коррупционных преступлений организованного характера в США // Российская юстиция, 2008. № 3. – 0,3 п.л.
21. Астанин В.В.Дисциплинарная и уголовная ответственность как меры противодействия коррупции в среде судейского сообщества // Человек: преступление и наказание, 2008. № 3. – 0,4 п.л.
22. Астанин
В.В.Методика
23. Астанин
В.В.Критерии определения
результативности
борьбы с коррупцией
в криминологическом
исследовании и
на основе экспертных
данных в соотношении
с рекомендациями
международных
24. Астанин В.В.Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере землепользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция, 2008. № 6. – 2 п.л.
25. Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере недропользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция, 2008. № 9. – 1 п.л.
26. Астанин В.В.Взаимосвязь коррупционных проявлений и экологических преступлений: проблемы детерминации, латентности и уголовной репрессии // Человек: преступление и наказание, 2009. № 1. – 0,3 п.л.
27. Астанин В.В.Информационно-правовые стандарты предупреждения коррупционных рисков при выполнении НИОКР // Информационное право, 2009. № 1. – 0,5 п.л.
28. Астанин В.В.Правовые основы противодействия коррупции в соответствии с новеллами российского законодательства // Федерализм, 2009. № 1. – 1 п.л.
29. Астанин В.В.Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия коррупции (по новеллам российского законодательства) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2009. № 1. – 0,4 п.л.
30. Астанин В.В.Принципы противодействия коррупции в российском законодательстве // Юридический мир, 2009. № 2. – 0,5 п.л.
31. Астанин В.В.Коррупционные риски в деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе с контрафактом // Законы России: опыт, анализ, практика, 2009. № 2. – 1 п.л.
32. Астанин В.В.Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (анализ и оценка предмета деятельности и коррупциогенных рисков участия экспертов в их работе) // Российская юстиция, 2009. № 2. – 0,7 п.л.
33. Астанин В.В.Нормы антикоррупционных конвенций и устои национальных правовых систем в характеристиках соотношения и взаимоучета // Юридический мир, 2009. № 3. – 0,5 п.л.
34. Астанин
В.В.Определение
Статьи в других изданиях
35. Астанин В.В.Борьба с коррупцией по законодательству Петра I // Сборник статей «Криминальная ситуация на рубеже веков в России». М. Криминологическая ассоциация. 1999. – 0,2 п.л.
36. Астанин В.В.Инициативы Международных финансовых организаций по борьбе с коррупцией и некоторые документы ООН // Сборник статей «Коррупция и борьба с ней». М.: Криминологическая ассоциация, 2000. – 0,3 п.л.
37. Астанин В.В.О роли власти в законодательном обеспечении антикоррупционных мер: исторический аспект // Сборник материалов конференции «Преступность и власть». М. Криминологическая ассоциация, 2000. – 0,2 п.л.
38. Астанин В.В.Коррупция и благотворительность: проблемы разграничения в Южном федеральном округе // Сборник статей «Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью». М. Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,25 п.л.
39. Астанин В.В.Состояние коррупционной преступности в Южном федеральном округе // Раздел статьи «Региональные различия преступности и преступность в Южном федеральном округе» в сборнике статей «Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,25 п.л.
40. Астанин В.В.Отражение проявлений коррупции в российском законодательстве // Сборник статей «Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,3 п.л.
41. Астанин В.В.Коррупция и изменение преступности // Раздел 2 § 8 статьи «Изменение преступности в России на рубеже веков» в сборнике «Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон». М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 0,2 п.л.
Информация о работе Антикоррупционная политика России: криминалистические аспекты