Творчество и технологизм в современной журналистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Раньше, ещё в 70-е годы, профессия журналист считалась исключительно литературной. Человек, не умеющий красиво, грамотно писать не мог быть журналистом. Что же сейчас? С развитием современных технологий от журналиста требуется больше знания именно по этой специальности, нежели таланта.
Профессия «журналист» на сегодняшний день привлекает огромный поток абитуриентов на факультеты журналистики. В современном обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение. Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Творчество в современной журналистике. 5
1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании 5
1.2. Понятие о журналистском творчестве 8
Глава II. Технологизм в современной журналистике 15
2.1. Значение технологизма в современном мире. 15
2.2. Технические средства в процессе журналистского творчества 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Казанский государственный университет

им. В. И. Ульянова - Ленина

Факультет журналистики и социологии

Кафедра журналистики

Специальность: 030601 - журналистика 
 
 

Курсовая  работа 

Творчество  и технологизм в современной журналистике 
 
 
 
 
 

Студентка II курса ОЗО

«___» ____________ 2007г. __________(Е. Г. Мясникова) 

Научный руководитель

к.ф.н. ассистент

«___» ____________ 2007г. __________ (М. В. Симкачёва) 
 
 
 
 

Казань  – 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Творчество в современной журналистике. 5

1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании 5

1.2. Понятие о журналистском творчестве 8

Глава II. Технологизм в современной журналистике 15

2.1. Значение технологизма в современном мире. 15

2.2. Технические средства в процессе журналистского творчества 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Список использованной литературы 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Раньше, ещё в 70-е годы, профессия журналист  считалась исключительно литературной. Человек, не умеющий красиво, грамотно писать не мог быть журналистом. Что  же сейчас? С развитием современных  технологий от журналиста требуется больше знания именно по этой специальности, нежели таланта.

     Профессия «журналист» на сегодняшний день привлекает огромный поток абитуриентов на факультеты журналистики. В современном  обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение. Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества.

     Цель: определить соотношение творческого и технологического начала в профессии журналиста.

     Объект  исследования: журналистская профессия.

     Предмет исследования: творческое и технологическое начало в деятельности журналиста.

     Степень изучения: данную проблему изучали исследователи В.М. Леонтьев, рассказывая о своих первых шагах в профессии, воссоздаёт неповторимую атмосферу, бытовавшую на телевидении тех лет; Г.В. Кузнецов популярно разбирает профессионализм журналиста на составные части Г.В. Кузнецов 1; Г. В. Лазутина даёт интервью о собственных взглядах на современного журналиста2.

      Методы  исследования: системный анализ отечественной литературы по исследуемой проблеме. 

1 Г.В. Кузнецов «Так работают журналисты ТВ» Изд-во Московского университета, 2004

2 Г. В. Лазутина «Введение в теорию журналистики. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения»

     Практическое  значение: Результат работы можно применять в качестве примеров для студентов, обучающихся на отделениях журналистики.

      Новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка сопоставить творческие основы и технологию журналистики в теоретическом аспекте и выявить соотношение этих начал в современной журналистике на основе обобщения практического опыта.

Глава I. Творчество в современной журналистике

1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании

 

     Не  так давно я поняла: оказывается, многие люди умеют писать, даже не подозревая об этом. И только когда перед  ними ставится конкретная газетная задача, они призывают на помощь весь свой жизненный и читательский опыт, воображение и аналитические способности – и пишут что-то вполне внятное. Если к этому добавить полноценный курс обучения на факультете журналистики, несколько успешных практик в изданиях разного уровня, то на выходе может получиться – ну, в общем, дипломированный специалист с полноценной университетской базой. Но журналистом ему ещё только предстоит стать.

     Практически каждый умный человек при желании  может стать толковым репортёром. Но чтобы подняться над этим уровнем, чтобы стать хорошим и превосходным репортёром, нужно обладать подлинным талантом и склонностью к расследованиям и их изложению на бумаге.

     Изначально, начинающий журналист должен осознать, что журналистика представляет собою  специализированную область творческой деятельности, связанную с осуществлением определённых обязанностей, получить навыки редакторской работы, иметь представление об основных чертах и жанрах журналистского творчества, применяя их в наиболее востребованных практикой областях. Но, познав теоретический аспект, надо чётко себе представлять, что за этим последует ежедневная, кропотливая практическая работа, включает в себя: поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах) для подготовки газетного материала, ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею; «полевая» работа на объекте (сбор и анализ информации), формирование замысла будущей публикации и на итоге профессионально-творческого замысла – непосредственное создание материала для газеты.

     Журналистика  как профессия подчиняется законам  творчества. На поверхности журналистской  деятельности с наибольшей очевидностью и яркостью выступают обычно сам  поиск информации. Ещё в 1925г. поэтесса Вера Инбер писала «Журналист есть нечто среднее между писателем и авантюристом в самом лучшем смысле этого слова… В то время как писатель сидит у себя за столом и пишет, а авантюрист рыщет по свету, журналист рыщет и пишет…»1 Однако трудоёмкость творчества журналиста известна: она связана не с простым сбором актуальной информации, а с особой её обработкой. Необходимо глубокое постижение внутреннего смысла событий и фактов. Между простым описанием событий, фактов, общеизвестной их оценкой и точной их интерпретацией лежит работа творческой мысли пишущего.

     В основе любой творческой профессии  лежит талант, отсутствие которого невосполнимо. В журналистике –  как в вокальном искусстве: нет  голоса, и ничего не поможет –  ни знание нотной грамоты, ни микрофон. Говоря о необходимости природного дарования, нужно подчеркнуть безусловный примат таланта над технологией в профессии «журналист», определяя таким образом, удельный вес секретов мастерства2.

     Исследователи выделяют несколько видов творческой деятельности в журналистике3:

     1. Редакторскую - приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т.д.);

 

1 Вера Инбер «Сборник стихотворений»

2 Ворошилов В. В. «Журналистика. Учебный курс»

3 Ворошилов В. В. «Журналистика. Учебный курс»

 

     Журналистика  редакторская: 
– оценка степени готовности к публикации предоставленного редакции

материала; 
– редактирование печатного текста;

– согласование правки с автором материала.

     2. Авторскую - создание собственных материалов для СМИ (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов теле- радиопередач и т.д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип), получит научные знания, связанные с мировоззрением (научный тип творчества).  

     Журналистика  авторская:

– формирование замысла будущей публикации и поиск исходных данных

(сведений  о людях, фактах, проблемах, ситуациях)  для подготовки заявки на 

тему газетного, журнального, рекламного материала;

– предварительное  ознакомление с существующими сведениями по данной

теме  и определение хода дальнейшей работы над нею; 
– "полевая" работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для

подготовки  печатного материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью 

изучения  фактов, ситуаций, проблем); 
– реализация профессионально-творческого замысла – непосредственное создание материала для газеты, журнала, рекламного буклета или листовки.

      Творческая  личность в журналистике может быть изначально ориентирована не на виртуозное владение приёмами, а на творческое самовыражение. Сегодняшний автор – «золотое перо» редакции  пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки. Сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом.

      Творчество  как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать  и объективно новое – то, что  не существовало раньше в мире вообще, и субъективное новое – что  уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создаётся им впервые, без жёсткой ориентации на существующие аналоги. Творчеству научится нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности, структура которого достаточно сложна и отнюдь не сводится к технической стороне дела. 

      Мы  уже знаем: начало любого творческого  процесса связано с накоплением  информации. Освоение действительности, - обязательное условие преодоления  той проблемной ситуации, которую  представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа о её решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определяется тогда, когда наступает насыщение информацией.

1.2. Понятие о журналистском творчестве

 

     Как и всякий труд, творчество имеет  специализированный характер. Одна из таких областей журналистское творчество, однако, заниматься ею как чистым искусством  или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано

на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в  данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности.

     В теоретической литературе можно  встретить два вида творчества1: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Между прочим, Гёте по этому поводу заметил, что в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)        

      Творчество  же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется  тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает  в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке. Существует три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость и мастерство2.

      Обученность сводится к воспроизводству уже известных приемов и операций. Умелость отличается тем, что журналист умеет использовать освоенные приемы и операции постановки и решения разнообразных задач в нестандартных условиях. Мастерство представляет собой высший уровень овладения инструментальной вооруженностью.

Информация о работе Творчество и технологизм в современной журналистике