Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа
Раньше, ещё в 70-е годы, профессия журналист считалась исключительно литературной. Человек, не умеющий красиво, грамотно писать не мог быть журналистом. Что же сейчас? С развитием современных технологий от журналиста требуется больше знания именно по этой специальности, нежели таланта.
Профессия «журналист» на сегодняшний день привлекает огромный поток абитуриентов на факультеты журналистики. В современном обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение. Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Творчество в современной журналистике. 5
1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании 5
1.2. Понятие о журналистском творчестве 8
Глава II. Технологизм в современной журналистике 15
2.1. Значение технологизма в современном мире. 15
2.2. Технические средства в процессе журналистского творчества 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский государственный университет
им. В. И. Ульянова - Ленина
Факультет журналистики и социологии
Кафедра журналистики
Специальность:
030601 - журналистика
Курсовая
работа
Творчество
и технологизм в современной журналистике
Студентка II курса ОЗО
«___» ____________ 2007г.
__________(Е. Г. Мясникова)
Научный руководитель
к.ф.н. ассистент
«___» ____________ 2007г.
__________ (М. В. Симкачёва)
Казань – 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Творчество в современной журналистике. 5
1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании 5
1.2. Понятие о журналистском творчестве 8
Глава II. Технологизм в современной журналистике 15
2.1. Значение технологизма в современном мире. 15
2.2. Технические средства в процессе журналистского творчества 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список
использованной литературы 26
Раньше,
ещё в 70-е годы, профессия журналист
считалась исключительно
Профессия «журналист» на сегодняшний день привлекает огромный поток абитуриентов на факультеты журналистики. В современном обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение. Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества.
Цель: определить соотношение творческого и технологического начала в профессии журналиста.
Объект исследования: журналистская профессия.
Предмет исследования: творческое и технологическое начало в деятельности журналиста.
Степень изучения: данную проблему изучали исследователи В.М. Леонтьев, рассказывая о своих первых шагах в профессии, воссоздаёт неповторимую атмосферу, бытовавшую на телевидении тех лет; Г.В. Кузнецов популярно разбирает профессионализм журналиста на составные части Г.В. Кузнецов 1; Г. В. Лазутина даёт интервью о собственных взглядах на современного журналиста2.
Методы
исследования: системный анализ отечественной
литературы по исследуемой проблеме.
1 Г.В. Кузнецов «Так работают журналисты ТВ» Изд-во Московского университета, 2004
2 Г. В. Лазутина «Введение в теорию журналистики. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения»
Практическое значение: Результат работы можно применять в качестве примеров для студентов, обучающихся на отделениях журналистики.
Новизна исследования заключается в том, что автором предпринята попытка сопоставить творческие основы и технологию журналистики в теоретическом аспекте и выявить соотношение этих начал в современной журналистике на основе обобщения практического опыта.
Не так давно я поняла: оказывается, многие люди умеют писать, даже не подозревая об этом. И только когда перед ними ставится конкретная газетная задача, они призывают на помощь весь свой жизненный и читательский опыт, воображение и аналитические способности – и пишут что-то вполне внятное. Если к этому добавить полноценный курс обучения на факультете журналистики, несколько успешных практик в изданиях разного уровня, то на выходе может получиться – ну, в общем, дипломированный специалист с полноценной университетской базой. Но журналистом ему ещё только предстоит стать.
Практически каждый умный человек при желании может стать толковым репортёром. Но чтобы подняться над этим уровнем, чтобы стать хорошим и превосходным репортёром, нужно обладать подлинным талантом и склонностью к расследованиям и их изложению на бумаге.
Изначально, начинающий журналист должен осознать, что журналистика представляет собою специализированную область творческой деятельности, связанную с осуществлением определённых обязанностей, получить навыки редакторской работы, иметь представление об основных чертах и жанрах журналистского творчества, применяя их в наиболее востребованных практикой областях. Но, познав теоретический аспект, надо чётко себе представлять, что за этим последует ежедневная, кропотливая практическая работа, включает в себя: поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах) для подготовки газетного материала, ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею; «полевая» работа на объекте (сбор и анализ информации), формирование замысла будущей публикации и на итоге профессионально-творческого замысла – непосредственное создание материала для газеты.
Журналистика
как профессия подчиняется
В основе любой творческой профессии лежит талант, отсутствие которого невосполнимо. В журналистике – как в вокальном искусстве: нет голоса, и ничего не поможет – ни знание нотной грамоты, ни микрофон. Говоря о необходимости природного дарования, нужно подчеркнуть безусловный примат таланта над технологией в профессии «журналист», определяя таким образом, удельный вес секретов мастерства2.
Исследователи выделяют несколько видов творческой деятельности в журналистике3:
1. Редакторскую - приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т.д.);
1 Вера Инбер «Сборник стихотворений»
2 Ворошилов В. В. «Журналистика. Учебный курс»
3 Ворошилов В. В. «Журналистика. Учебный курс»
Журналистика
редакторская:
– оценка степени готовности к публикации
предоставленного редакции
материала;
– редактирование печатного текста;
– согласование правки с автором материала.
2. Авторскую - создание собственных материалов для СМИ (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов теле- радиопередач и т.д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип), получит научные знания, связанные с мировоззрением (научный тип творчества).
Журналистика авторская:
– формирование замысла будущей публикации и поиск исходных данных
(сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки заявки на
тему газетного, журнального, рекламного материала;
– предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной
теме
и определение хода дальнейшей работы
над нею;
– "полевая" работа на объекте: сбор
и анализ информации, необходимой для
подготовки печатного материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью
изучения
фактов, ситуаций, проблем);
– реализация профессионально-творческого
замысла – непосредственное создание
материала для газеты, журнала, рекламного
буклета или листовки.
Творческая личность в журналистике может быть изначально ориентирована не на виртуозное владение приёмами, а на творческое самовыражение. Сегодняшний автор – «золотое перо» редакции пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки. Сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные иронией, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом.
Творчество
как феноменальное свойство человека
заключается в способности
Мы уже знаем: начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности, - обязательное условие преодоления той проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа о её решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определяется тогда, когда наступает насыщение информацией.
Как и всякий труд, творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское творчество, однако, заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано
на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности.
В теоретической литературе можно встретить два вида творчества1: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Между прочим, Гёте по этому поводу заметил, что в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)
Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке. Существует три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость и мастерство2.
Обученность сводится к воспроизводству уже известных приемов и операций. Умелость отличается тем, что журналист умеет использовать освоенные приемы и операции постановки и решения разнообразных задач в нестандартных условиях. Мастерство представляет собой высший уровень овладения инструментальной вооруженностью.
Информация о работе Творчество и технологизм в современной журналистике