Творчество и технологизм в современной журналистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Раньше, ещё в 70-е годы, профессия журналист считалась исключительно литературной. Человек, не умеющий красиво, грамотно писать не мог быть журналистом. Что же сейчас? С развитием современных технологий от журналиста требуется больше знания именно по этой специальности, нежели таланта.
Профессия «журналист» на сегодняшний день привлекает огромный поток абитуриентов на факультеты журналистики. В современном обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение. Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Творчество в современной журналистике. 5
1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании 5
1.2. Понятие о журналистском творчестве 8
Глава II. Технологизм в современной журналистике 15
2.1. Значение технологизма в современном мире. 15
2.2. Технические средства в процессе журналистского творчества 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      Сегодня с тревогой приходится говорить о том, что технико-технологический прогресс несет в себе угрозу ослабления личностного потенциала отечественной высшей школы.

2.2. Технические средства  в процессе журналистского  творчества

 

      Журналист создал произведение, качественный уровень которого оценивает редактор, редколлегия средства массовой информации. Но свой путь к читателю, телезрителю, радиослушателю рукопись (итог творческой, порой напряжённой работы) начинает с помощью техники, по технологическим цепочкам.

      О научно-техническом потенциале в мире, стране можно судить и по тому, насколько эффективно работает оборудование, призванное обслуживать журналистику, как развиты типографии и полиграфические комплексы, технические телецентры и радиостанции. Каждое крупное открытие или изобретение, будь то логотип или фотонабор, лазер или компьютер, качественно меняло технику и технологию средств массовой информации. Начнём с малого.

      Диктофон. Не возникает ли у вас иногда ощущение, что кое-кто из журналистов сегодня напоминает, скорее, переносчика диктофона, чем творческую личность? Записать, расшифровать, опубликовать, снова записать… Транслятор информации – и не более. Конечно, никто против него не настроен, но только нельзя превращать себя в придаток диктофона.

 

1 Симкачёва М. В. «Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения» - автореферат

 

     Диктофоны как нельзя лучше годятся в  двух случаях: при непосредственном контакте с собеседником и – при  надлежащей технической оснастке –  для записи телефонных разговоров, дабы потом интервьюируемый не смог опровергнуть содержание беседы.  

      Телефон, действительно, для современного журналиста – технический элемент творческого процесса, «внутренне» условие его успешности. Причём в последние годы его значение резко возросло. Раньше беседа по телефону носила чаще всего «обслуживающий» характер: к ней прибегали для знакомства и договорённости о контакте, для консультации, получения какой-либо справки, проверки тех или иных данных. Сегодня, сохранив эти свои функции, она стала применяться и непосредственно для получения сведений фактического и оценочного характера. Поэтому серьёзно встал вопрос об умении пользоваться телефоном. Оказалось, что очень важно усвоить манеру общения по телефону, которая могла бы сыграть роль респектабельной визитной карточки.

      Сегодня в нашей профессиональной среде  в ходу электронные блокноты. Помимо фиксирования оперативных сведений они дают возможность создания и компактной проблемно-тематической картотеки, и картотеки документов, и картотеки деловых связей. Но это уже особая тема разговора, потому что электронный блокнот – не что иное, как мини-компьютер, а отношения с «компьютерным миром» для нас – сфера чрезвычайной важности: они обернулись новой страницей не только в производстве массовых информационных потоков, но и в развитии способа журналистского творчества.

      Многие  репортёры исполняют свой профессиональный долг, ни разу не взяв в руки фотоаппарат. Но во всём мире в небольших газетах от репортёров обычно ждут фотоснимков. Умение работать с камерой, несомненно, будет профессиональным плюсом.

      Редакционно-издательские настольные системы, компьютерная вёрстка, персональные компьютеры на рабочих  столах журналистов… И самое главное  в том, что они сразу взяли  на себя много обязанностей по обеспечению творческого процесса, причём самых разных.

      Предметом разногласий становится вопрос о  пределах компьютеризации. По мнению ректора  МГУ им. М. В. Ломоносова академика  В. А. Садовничьего: «Опасность компьютеризации в области образования — как в отношении проверки знаний, так и в отношении передачи их студентам — есть, и не стоит о ней забывать. Замена общения компьютерными технологиями влечет за собой унификацию и стандартизацию, которые полезны лишь в определенной мере».

     Внедрение персональных компьютеров открыло возможность издавать на месте самые разнообразные материалы, причём очень хорошего качества. Большинство журналистов начинают свое сотрудничество с компьютером с того, что используют его как пишущую машинку для фиксации создаваемого текста. Но даже в этой своей роли он ведет себя вовсе не как пишущая машинка: следит за грамотностью, отсчитывает символы и строки, заботится о том, чтобы текст на дисплее был чистым, хотя готов принять от вас любую поправку, реагируя на малейшее движение мысли...

      В нём журналист накапливает сведения по интересующим его сферам действительности и облегчая тем самым себе будущую  жизнь. Персональные базы данных, если хорошо организовать «дискетное хозяйство», могут дать такую экономию времени  и сил в перспективы, такую основательность, а порой уникальность выводов, что их вполне можно рассматривать как один из путей интенсивного развития яркой творческой индивидуальности.

      Кроме того, они создают возможность  длительного систематизированного наблюдения за определёнными объектами и тем самым обретают способность «подсказывать» темы.

      Но  компьютер в руках человека, недостаточно отчётливо осознающего весь комплекс задач, из решения которых складывается процесс журналистского творчества, может из бесспорного блага превратиться в зло.

      Конец XX столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной сети «Интернет».

     Достоинство информации делает Интернет грозным  соперником любого традиционного средства массовой информации. Уже сегодня много пользователей, которые пользуются электронными версиями газет, журналов. Достоинство электронной версии – в возможности углубленного изучения интересующей темы: различные статьи в газете имеют графическое обозначение о поступлении дополнительной информации, общественном резонансе.

      Интернет  обеспечивает пользователям:

  1. возможность общего доступа к накопленным информационным ресурсам; 
  2. практически неограниченное распространение производимых информационных продуктов;
  3. свободное общение, даже личное.

     Существующие  компьютерные объединения различаются  по масштабу: есть сети локальные (сеть Московского университета или наша факультетская сеть), региональные (сеть Средневолжской коммуникационной компании, имеющая узлы в Ульяновске, Саратове, Пензе, Димитровграде, Тольятти, Уфе, Йошкар-Оле), национальные (одна из таких в России – «Релком», или официально «Eunet/Relcom»), международные (такова сеть RUHER/Radio-MSU, строящаяся на базе научно-исследовательских центров ядерной физики России и стран СНГ, основной узел которой размещен в Гамбурге, а центр управления – в НИИ ядерной физики МГУ), глобальные – к таковым и относится Интернет - это «всемирная паутина», охватывающая в настоящее время все континенты.

      Но, тем не менее, главное для журналиста – научиться вылавливать новости непосредственно из реальности, из жизни, видеть её изменения, чувствовать, как назревают проблемы. Иначе журналистика превратиться в средство тиражирования виртуального мира, и перестанет выполнять роль, для которой она возникла. Следует отчётливо понимать, что компьютер – средство обработки, хранения и передачи информации, но никак не средство сбора первичной информации.

     Весь  материал собран. Но прежде чем отправить  его на конечную стадию производства тиража газеты, собранные новости должный пройти через «допечатный» процесс.

      Конструирование газеты и предпечатная подготовка к  её тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который  предполагает сочетание трёх принципов:

  1. удобства (чтение – для читателей, создания и оформления – для журналистов, полиграфического исполнения – для полиграфистов);
  2. экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);
  3. красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).

      Шрифты, иллюстрации, особенности оформления – всё это определяет графику  газетного издания.

      Далее производство газеты проходит через  такие технологические стадии как  а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) макетирование и вёрстка – процесс формирования, монтаж газетных полос  использованием текста и иллюстраций; в) печать.

      С внедрением компьютерной технологии, появлением настольных издательских систем редакция уже сама стремиться набирать текст, подготовить иллюстрации и провести макетирование и вёрстку, оставив типографии только печать.

      Макет – графический план вёрстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, которые обсуждается на планёрке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже свёрстанными. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк.

      Ускорить  макетирование позволяет модульная  сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы.

      Вёрстка – процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текса и иллюстраций. Она бывает прямой и ломанной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной.

      Многолетняя практика вёрстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим  терминам: на открытие (левый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (2-3 колонки сверху донизу), чердак верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока 2-3 колонок заметки идут одна за другой), мельница или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали).

      Вёрстка – это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал.   

     Мифологизированная  картина мира, создаваемая с помощью  журналистики, – это продукт, ориентированный  на постепенное уточнение. Виртуальный мир, возникающий при компьютерном моделировании, – своего рода расширяющаяся вселенная, имеющая одной из своих тенденций отлет от действительности, отрыв. Так что возникновение современных информационных технологий совсем не устраняет общественной потребности в журналистике как особом социальном институте, особом виде деятельности. Поэтому сегодня перед нами стоит очень серьезная задача: построить отношения с компьютером так, чтобы не мы были при нем, а он при нас.

     Таким образом, можно  сделать следующий вывод.

     Что касается технологизма, то современный журналист должен уметь пользоваться и диктофоном, и фотоаппаратом, и, главное, компьютером, который в нашей жизни стал незаменимой составляющей. Без знания современной техники никуда не деться. Она усовершенствуется, функции усложняются с каждым днём. Умение пользоваться всем этим – незаменимый фактор.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Сделав  общий обзор и общую характеристику основных источников журналистской  информации, проанализировав различную  литературу, сопоставив разные точки зрения на проблему творчества и технологизма в журналистике, можно сделать следующие выводы.

     В последнее время редакции средств  массовой информации стали совершенствовать не только журналистское мастерство, но и техническую базу изданий, и технологию подготовки газет, радиопрограмм, телепередач. Бурные инновационные процессы последних лет XX столетия преобразовали современную журналистику, умножили её технический потенциал.

      Возможности и быстрота действия оборудования по сбору информации и иллюстративного материала влияют на скорость производства, качество и стоимость газет. Электроника и компьютеризация средств массовой информации позволяют совершенствовать дизайн изданий, телепередач, улучшать их качество. Переход печати, радио и телевидения на цифровые технологии открывают перед журналистикой уникальные перспективы.

Информация о работе Творчество и технологизм в современной журналистике