Творчество и технологизм в современной журналистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Раньше, ещё в 70-е годы, профессия журналист считалась исключительно литературной. Человек, не умеющий красиво, грамотно писать не мог быть журналистом. Что же сейчас? С развитием современных технологий от журналиста требуется больше знания именно по этой специальности, нежели таланта.
Профессия «журналист» на сегодняшний день привлекает огромный поток абитуриентов на факультеты журналистики. В современном обществе информация, исходящая от СМИ, имеет важное значение. Журналистская информация – это осведомление людей о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Творчество в современной журналистике. 5
1.1. Понятие «творчество» в общественном сознании 5
1.2. Понятие о журналистском творчестве 8
Глава II. Технологизм в современной журналистике 15
2.1. Значение технологизма в современном мире. 15
2.2. Технические средства в процессе журналистского творчества 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Именно  на основе методов журналистского творчества осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.

 

1 Ворошилов В. В. «Журналистика. Учебный курс»

2 Ворошилов В. В. «Журналистика. Учебный курс»

 

     Анализ  – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных  частей, признаков, свойств.

         Синтез – это  мысленное соединение отдельных  элементов, частей, признаков в единое целое.

         Абстрагирование –  это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

         Конкретизация – это мысленный переход, возврат  от общего понятия к частному.

         Моделирование –  это метод научного познания, заключающийся  в замене изучаемого предмета, явления  на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

         Дедукция – переход  в процессе познания от общего к  частному и единичному.

         Индукция – переход  в процессе познания от частного к  общему.

         Вопрос о способности  к творчеству чрезвычайно сложен1. Среди различных подходов к его решению исследователи выделяются два основных. Сторонники одной точки зрения утверждают, что существует специфическая способность к творчеству – креативность, которая может быть выделена и изменена. Сторонники другой точки зрения полагают, что понятием "способность к творчеству" обозначается особая конфигурация основных способностей к личности.

      При этом подчеркивается еще одно существенное положение: творческие способности  легче и чаще всего проявляются  именно в той деятельности, к которой  у ребенка есть определенные склонности.

 

1 Тулупов В. «Профессионализм как научно-методическая проблема»

 

     Единой  и стройной теории творчества и развития творческих способностей не существует. Однако в имеющейся по этим вопросам литературе можно проследить некоторые  общие тенденции, принципы подхода  к их решению. Например, определённую систему предлагает В. В. Ворошилов: 
 1. Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Разумеется, существует определенная разница между творчеством гениев и творчеством в выполнении простых повседневных дел. Однако творчество нельзя сводить только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности – не только конкретные продукты или идеи, но также и сами действия.

         Творчество, таким  образом, рассматривается как некоторый  специфический стиль, а не вид  деятельности. Этот стиль деятельности не всегда совпадает со специальными способностями к какой–либо конкретной деятельности: например, человек, обладающий ярко выраженной способностью к рисованию, может оказаться лишь копировщиком натуры или чужих стилей, неспособным к оригинальному творчеству. Вместе с тем креативность может проявляться у одного и того же человека в разных видах деятельности: ученый, не проявляющий себя в науке, может стать талантливым педагогом или организатором, а может быть и тем, и другим, и третьим. Таким образом, креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной индивидуальности. 
 2. Развитие креативности (как стиля деятельности) происходит в деятельности, но именно в творческой деятельности. Рассматривая творческое мышление как естественное, присущее каждому человеку, и считая, что именно по этому принципу происходит вся работа подсознания, исследователи видят причину формирования нетворческого стиля мышления в том, что в процессе обучения в школе и во многих ситуациях реальной деятельности люди постоянно сталкиваются с задачами, имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение. В результате такого обучения у человека складывается тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях.

      Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т.е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на задачах и заданиях "открытого типа", которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможными любое разумное решением проблем.

      3. Третье существенное положение  заключается в подчеркивании  важной роли социальной среды  для формирования творческой  индивидуальности. И хотя среда  "не создает, а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% – наследственным детерминантам".

      Таким образом, уровень креативности (творческого  начала) личности определяется:

– природными задатками и индивидуальными  особенностями личности; 
– типом деятельности, в рамках которой функционирует и развивается человек; 
– социальной средой, оказывающей влияние на развитие и проявление творческих способностей.

      Поскольку креативность, как и любая другая способность, может быть развита в большей или меньшей степени, возникает вопрос о критериях и показателях степени развитости этой способности. Выделяются объективные и субъективные показатели. Объективные связаны с характеристиками результатов деятельности: новизной и социальной значимостью продуктов творчества; субъективные – с признаками самого процесса, стиля деятельности и мышления.

         Деятельность журналиста включает в себя три момента:

  1. Целесообразность самого труда;
  2. Предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность
  3. Инструменты, которыми человек воздействует на этот предмет

     Основными элементами структуры журналистской  деятельности являются:

  • Цель – осознанный образ ожидаемого результата;
  • Способ – комбинация реальных компонентов журналистской деятельности, благодаря которой достигается результат;
  • Творческое отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмысленного труда, и осознание цели как своей собственной, стремление создать объективную картину мира;
  • Стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой активности:
  • Мотивы труда – внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное;
  • Ценности и ценностные ориентации – этические императивы трудовой деятельности.

     А вообще, журналистское творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью; творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны.

      Таким образом, изучив специальную литературу, мы выделили следующие слагаемые творчества: обученность, умелость и мастерство.

      В журналистике, как творческой профессии, сопоставляющими творчества являются вдохновение, природное дарование, склонность к профессии, творчески образное мышление, интуиция, профессиональное видение проблемы, публицистическое мастерство.

 

«Жизнь  закончится тогда,

когда в  ней перестанет

жить  творчество»

Глава II. Технологизм в современной журналистике

2.1. Значение технологизма  в современном  мире

 

     Основная  тенденция развития средств массовой информации в мире – движение к  информационному обществу, что связано  прежде всего с появлением новых  революционных технологий. Накануне перехода на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Мы вплотную подошли к появлению интерактивного телевидения. Компьютерная сеть Интернет с её популярной эмблемой “World Wide Web”, растёт стремительно и становится основой глобальной информационной инфраструктуры.

      Цифровые  технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже  многих газет создают электронные  версии своих изданий, осваивая тем  самым виртуальное пространство Интернета.

      Навыки  работы с техникой – важное условие  оптимизации творческого процесса.

      Техника обладает удивительной способностью революционизировать  деятельность человека. Всякая более  или менее значительная техническая  новинка существенным образом сказывается на развитии способа деятельности, какой бы вид ее мы ни рассматривали. Однако всякая более или менее значительная техническая новинка влечет за собой и некоторые издержки, причем самого разного свойства. Чаще всего они связаны с бездумным, недостаточно ответственным отношением к использованию технических средств, иногда – с непониманием того, что техника – это только техника, какой бы «умной» она ни была.

      Журналистика  с техникой связана, можно сказать, изначально: именно изобретение Гутенберга, сделавшее возможным массовое печатание текстов, стало толчком к оформлению ее в социальный институт современного типа. Однако эта связь не была непосредственной: Иоганн Гутенберг осчастливил своей технической новинкой прежде всего деятельность по распространению информационных продуктов, открыв невиданные возможности их тиражирования. На этой базе и стало формироваться производство массовых информационных потоков. Собственно же в творческий процесс журналиста технические средства активно «включились» после изобретения фотоаппарата и радио, определив пути внутрипрофессиональной специализации Позднее, с изобретением телевидения, к фотоаппарату и магнитофону, ставшим олицетворением фотожурналистики и радиожурналистики, добавилась видеокамера, определившая развитие еще одной ветви журналистики – телевизионной. Естественно, что дальнейшее развитие этих направлений журналистики привело к существенному обогащению «технического парка» и к усилению коллективного начала в процессе творчества.

      В новых структурах творческие и экономические интересы вызвали необходимость совмещения должностных профессиональных задач. Порой журналисты сами начинают снимать или выступать в роли продюсеров. В связи с этим жизнь вносит существенные коррективы в традиционные должностные обязанности: руководителя продюсерской группы или творческого объединения, который становится менеджером; редактора, который литературное редактирование совмещает с авторской работой; корреспондента, часто совмещающего сбор информации и запись интервью с режиссурой; ведущего, от которого в больших студийных программах, передачах прямого эфира требуется эрудиция и мастерство общения с людьми, навыки актёрского мастерства и сценической речи.  

     Журналистика, как и любая другая сфера, в  значительной степени ощутила влияние технологического прогресса. Профессиональной особенностью современного журналиста становится технологизация его деятельности: умение совмещать несколько видов работы одновременно, выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории, быть супероперативным, мобильным. Понимание профессионализма как таланта и призвания, утвердившегося в религиозном сознании, сегодня также не утратило своего смысла и значения, но современному журналисту мало иметь только талант и призвание, он ещё должен быть опытным, уметь владеть техникой, совмещать различные виды профессиональной деятельности, быть мобильным и уметь чувствовать время. Может быть, прежняя журналистика была более персональной и точной, на неё претендовали профессиональные литераторы, сегодня востребована коллективная, глобальная журналистика и журналисты, интересные аудитории, прежде всего, со своей индивидуальностью, неординарные личности, способные мыслить и принимать решения, исходя из моральных личностных установок. Всё это – положительное влияние технического прогресса.

      Однако  технический прогресс имеет и  свои негативные последствия. Из определения  профессионализма уходит этическая  составляющая. Журналист становится манипулятором общественного мнения. Профессионализм работника СМИ ассоциируется с технологизмом. Технологизм – это тоже профессионализм. Но в технологии деятельности много помех для этизации профессионализма.

      Профессиональные  черты, сформировавшиеся под влиянием технологического прогресса и положительно повлиявшие на журналиста и на современную журналистику в целом, такие:

  1. Владение компьютерными и информационными технологиями.
  2. Мобильность, оперативность, активность.
  3. Способность адаптироваться к языку электронных СМИ.
  4. Способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно.
  5. Диалогичность (взаимодействие различных форм СМИ).
  6. Коллективный характер профессии.
  7. Ориентация на профессиональный успех.
  8. Способность манипулировать общественным мнением.
  9. Несоблюдение норм профессиональной этики1

Информация о работе Творчество и технологизм в современной журналистике