Способы формирования позитивного имиджа журналистского образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В наше время актуальным для образовательной практики является формирование позитивного имиджа журналистики.
У любого образовательного учреждения существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Формирование благоприятного имиджапроцесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
§ 1.1.Высшее образование как социальный институт………………………...6
§ 1.2. Журналистское образование в России…………………………………..7
§ 1.3. Актуальность рекламы и PR в сфере высшего образования…………12
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ PR-ПРОЕКТА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ АБИТУРИЕНТОВ НА ФЖ АлтГУ
§2.1. Понятие социального проекта и PR-проекта……………………………..17
§2.2. Имидж ФЖ АлтГУ в медиапространстве: анализ сайта АлтГУ ………..22
§2.3. Участие в проекте «Профориентация абитуриентов: выбор
журналистского образования»…………………………………………………...25
§2.4. Предложения по улучшению профориентационной работы с абитуриентами ФЖ……………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

исправленная курсовая.docx

— 72.57 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет журналистики

Кафедра теории и практики журналистики

 

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА

ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКТИВНОГО  ПРОЕКТА)

(курсовая работа)

 

Выполнила студентка

2 курса, группа 1512

Валентина Вадимовна Васильева

________________

 

Научный руководитель

к. социол. н., доцент

Евгения Генриевна Ним

________________

 

Работа защищена

___________ 2012г

Оценка________________

 

Барнаул 2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………........3

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

§ 1.1. Высшее образование как социальный институт………………………...6

§ 1.2. Журналистское образование в России…………………………………..7

§ 1.3. Актуальность рекламы и PR в сфере высшего образования…………12

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ PR-ПРОЕКТА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ АБИТУРИЕНТОВ НА ФЖ АлтГУ

§ 2.1. Понятие социального проекта и PR-проекта……………………………..17

§ 2.2. Имидж ФЖ АлтГУ в медиапространстве: анализ сайта АлтГУ ………..22

§ 2.3. Участие в проекте «Профориентация абитуриентов: выбор

журналистского образования»…………………………………………………...25

§ 2.4. Предложения по улучшению профориентационной работы с абитуриентами ФЖ……………………………………………………………….27

 

Заключение………………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В наше время актуальным для образовательной практики является формирование позитивного имиджа журналистики.

У любого образовательного учреждения существует имидж вне зависимости  от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Формирование благоприятного имиджа - процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.

Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной журналистской деятельности.

Современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы.

Имиджем (англ. Image - образ, изображение) называют не обычное отражение в зеркале, как это следует из смысла слова, а особый набор социально-психологических импульсов, который создаст у «значимого другого» положительную реакцию на носителя имиджа. Здесь важно то, что имидж призван воздействовать позитивно вовсе не на любого человека, а на того, положительную реакцию которого проектируют. Это и есть «значимый другой», т. е. инвестор, клиент и т.д. Кроме того, когда говорится о «носителе имиджа», имеется в виду, что человек или организация, производящие позитивное впечатление, совсем не обязательно ему соответствуют.

С понятием имиджа тесно связана репутация журналистского образования, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Объект исследования: журналистское образование.

Предмет исследования: способы формирования позитивного имиджа журналистского образования.

Цель исследования: привлечение абитуриентов на факультет журналистики АлтГУ с помощью проведения мероприятий и предоставления рекламно-информационных материалов.

Задачи исследования:

  1. Выявить проблемы развития журналистского образования в России;
  2. Показать, насколько актуальна реклама и PR в сфере высшего образования;
  3. Разработать и реализовать PR-проект по привлечению абитуриентов на факультет журналистики АлтГУ:
    • Создать привлекательный образ профессии журналиста среди старшеклассников; мотивировать их к занятию журналистикой;
    • Информировать абитуриентов о процессе поступления и обучения на факультете журналистики;
    • Вовлечь абитуриентов в сотрудничество с факультетом журналистики.

Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения является необходимым условием поддержания конкурентоспособности и увеличения числа учащихся.

Методы исследования: метод наблюдения, метод описания (анализ сайта).

Теоретическая база исследования. В работе были использованы труды таких авторов, как Марьясова Е.В., Фатеева И.А., Корконосенко С.Г., Луков В.А. и другие. Их труды посвящены формированию имиджа образовательного учреждения, журналистскому образованию в России, основам журналистики, рекламе и PR, социальному проектированию и другим темам.

Эмпирическая база исследования: результаты анализа сайта ФЖ АлтГУ и наблюдения за реализацией социального проекта по привлечению абитуриентов на факультет.

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

§ 1.1. Высшее образование как социальный институт

Образование - формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим.

Образовательные учреждения выполняют функцию социализации, а также являются средством социального контроля. Образование выполняет стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Оно представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру.

В качестве ее основных элементов можно выделить [3]:

1.      учебно-воспитательные  учреждения как социальные организации

2.      социальные общности (педагоги и учащиеся)

3.      учебный  процесс как вид социокультурной  деятельности

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются [2]:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;

3. утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правила учащихся;

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Что касается среднего специального и высшего  образования,  для социологии  важны  выявление  социального  статуса   этих   видов   обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных  потребностей  общества,  качество  и эффективность подготовки.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшим образовательным учреждениям. Однако изменения  и  в  содержании,  и  в  направлениях,  и  в структуре их деятельности происходят очень медленно. Данные  социологических исследований свидетельствуют,  что  студенты  и  педагоги  высоко  оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение  доли  самостоятельной  работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении  вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех  кадров.  Вместе  с тем к середине 90-х годов  высшая  школа  вошла  в  жесточайший  кризис,  из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

 

§ 1.2. Журналистское образование в России

 

Основной трудностью журналистского образования последнего десятилетия XX века была та, что на смену выстраивавшейся десятилетиями системе теоретических и практических знаний и установок данное десятилетие не смогло дать сколь-либо цельной и обобщающей концепции нового видения российского журнализма. Присоединение модной лексемы «пост» к старым понятиям, как это делают обычно западные социологи (постиндустриализм, постмодернизм), в случае с понятием «советский», «советское» (постсоветское общество, постсоветская журналистика») не принесло качественно нового содержания и ничего, кроме временных границ, не устанавливало. До сих пор отсутствуют качественные характеристики журналистской науки и практики новой России [13].

Странно, но при этом никто и нигде не употребил понятия «буржуазная российская журналистика» или «буржуазно-демократическая российская журналистика». А ведь нынешняя наша журналистика вполне может так называться ввиду пропагандируемых ею ценностей. Несмотря на преодоленный Рубикон, сохраняется определенная половинчатость взглядов: у нас теперь ценности западные, общечеловеческие, американские, но это как бы не буржуазные ценности, а принадлежащие интеллектуальной элите, индустриальному обществу, среднему классу и т.д. Эвфемизмы, слова-прикрытия, слова-маски рождаются ежечасно. Однако суть остается прежняя: есть богатые и бедные, толстые и тонкие, с пакетами акций и полностью обездоленные.

А что же журналистика и ее теория? Здесь до сих пор царит эйфория от достигнутой свободы, в ауре которой теряются те здравые мысли некоторых сегодняшних исследователей, а также мыслителей прошлого, которые могли бы составить новую методологию изучения и преподавания журналистики. Которые могли бы помочь в становлении новой научной системы, а может быть, и парадигмы.

Поисковые, исследовательские работы в области теории журналистики могут характеризоваться, как и в других общественно-научных направлениях, полезной для авангардного поиска бесструктурностью. Принцип здесь известен: «Беру свое там, где нахожу». Но при этом непременно должна сохраняться структура так называемого «дисциплинарного архива». Должны быть четкие дисциплинарные рамки, устоявшийся круг источников, проверенный временем творческий опыт, благотворно повлиявшие на человека те или иные ценности. Это касается не только журналистики, речь может идти и о других науках об обществе и человеке.

Для будущего журналиста, пожалуй, трудно вычленить науку, которая явится для него непрофильной. Все знания - политические, культурологические, в области философии, психологии, социологии, лингвистики, семиотики и т. д., могут сгодиться в журналистском деле. Но структурировать в учебном процессе и преподавании важнейшие их блоки и узлы, через которые студент может выйти на уровень понимания острых проблем современности, связать их с выстраданным опытом человечества – основная задача преподавателя теории и практики печати, телевидения, радиовещания.

Состояние  и  перспективы  российского  журналистского  образования  активно обсуждаются в последнее время как в академических, так и в журналистских кругах. Как правило, авторы критикуют сложившуюся в России систему журналистского образования, призывая к ее кардинальной перестройке. Это происходит на фоне всеобщего признания кризиса  в  отечественных  СМИ,  обусловленного  в  том  числе  непрофессионализмом работающих  в  них  творческих  сотрудников,  и  в  обстановке  крайней  неопределенности относительно путей развития российской образовательной системы в связи с заявленными сверху реформами, грозящими ей серьезными катаклизмами. При этом в проблемном поле науки о журналистике, как оно сложилось на сегодняшний день, практически не нашлось места для соответствующей тематики и проблематики.

В системе современного образования журналистов существуют несколько проблем [4]:

Во-первых, существующая система журналистского образования не удовлетворяет коренным потребностям общества и системы средств массовой информации и вызывает справедливые нарекания со стороны потребителей: обучающихся, их родителей, выпускников, руководителей медиа-предприятий, представителей журналистского сообщества и т.д.

Во-вторых, в силу отсутствия четко сформулированных представлений о возможных моделях и реальных путях развития журналистского образования рассматриваемое явление развивается стихийно, спорадически, бессистемно, не сообразуясь с прогнозными характеристиками и научно-обоснованными рекомендациями, что оказывает негативное воздействие на развитие современной журналистики.

В-третьих, реально существующая модель отечественного журналистского образования далека от идеальной с точки зрения внутренней организации: существует огромная пропасть между различными видами журналистской подготовки (например, между вузовским журналистским образованием и корпоративными формами профессиональной подготовки и переподготовки кадров в редакциях); отсутствуют некоторые необходимые звенья системы, что легко обнаруживается на основе сопоставления с зарубежным опытом (например, в России нет неуниверситетской ступени формального образования журналистов); нарушены необходимые связи между структурными элементами (например, между основным и дополнительным образованием журналистов в учебных заведениях).

В-четвертых, в последние годы система профессиональной подготовки журналистов в вузах развивается экстенсивно, исключительно за счет присоединения к ней новых элементов (отделений и факультетов), копирующих ранее сформировавшиеся несовершенные образцы; количественные изменения не переходят в качественные, что при исчерпанности внутренних резервов и при отсутствии внятных представлений о возможных эффективных моделях функционирования системы существенно тормозит поступательное развитие журналистики.

Информация о работе Способы формирования позитивного имиджа журналистского образования