Общественное мнение и особенности его формирования в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования общественного мнения на примере конкретного белорусского издания. Соответственно, были поставлены следующие задачи:
Изучить специальную литературу по данной теме.
Проанализировать на основе конкретного белорусского издания процесс формирования общественного мнения.
Сделать вывод о том, каким образом происходит формирование общественного мнения в белорусских СМИ

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2-3 II. Глава 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СМИ……….4
1.1 Сущность понятия "общественное мнение"…………………...4-8
1.2 Особенности восприятия информации из различных СМИ…8-13
1.3 Роль СМИ в формировании общественного мнения……….13-22
III. Глава 2. ГАЗЕТА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ …………………..23-28
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29-30
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….31
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………32-42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Головневой Валерии.doc

— 451.50 Кб (Скачать)
  1. Определение вопроса. Активные и особо заинтересованные группы поднимают вопрос – например, протест против загрязнения окружающей среды. У этих групп нет формальной власти, но они стимулируют высказывания «на злобу дня» в СМИ.  Визуальные возможности телевидения используются в тех случаях, когда активисты устраивают акции протеста и демонстрации.
  2. Вовлечение лидеров общественного мнения. Через освещение со стороны СМИ вопрос представляется к оценке общественного мнения и люди узнают о нем. Лидеры общественного мнения начинают обсуждать вопрос.
  3. Осведомленность публики. С ростом осведомленности публики вопрос становится предметом общественных дебатов и широко освещается в СМИ. Вопрос упрощается в СМИ до формулировки «они против нас».
  4. Вовлечение правительства / регулирующих органов. Общественный консенсус начинает формировать какое-либо решение, при этом появляется потребность в действиях правительства.
  5. Решение. Стадия решения начинается, когда люди, наделенные полномочиями (выборные должностные лица), составляют проект законодательной инициативы или интерпретируют существующие правила и законодательные нормы, делая заявление. Принимается решение. Однако если некоторые группы остаются недовольны, цикл может повториться. [5, c. 276]

      На  мой взгляд, понимание этих стадий может сыграть важную роль в процессе формирования общественного мнения в СМИ.

      Общественное мнение проявляется в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая общественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феномены массовой психологии, в первую очередь различного рода слухи. Слухи относятся к числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизни людей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации. Слух – информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Процессу формирования общественного мнения под воздействием слухов присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся общественное мнение существует относительно недолго. Общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования.

      Выделяют  «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные  слухи. Мнение, сформировавшееся под  влиянием «слухов-желаний», укрепляет  в людях надежду на что-либо или  усиливает разочарование. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения, сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности. Наиболее негативным по своим последствиям является мнение, сложившееся под влиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяется ненавистью, подозрительностью, враждебностью.

      Особое  место в процессе формирования общественного  мнения занимает вера. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения. [11]

      Становление общественного мнения есть процесс  очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия.

      Общественное  мнение также тесно связано с  понятием повестки дня общественности. Многие исследователи полагают, что, создавая свою повестку дня, СМИ оказывают влияние на общественное мнение. Большинство авторов останавливаются на трактовке этой концепции американскими специалистами Э. Роджерсом и Дж. Диарингом, которые говорят о наличии трех различных повесток дня: повестка дня СМИ, повестка дня общественности, повестка дня лиц, принимающих политические решения. [5, c. 276] Нас, в данном случае, интересует первый вид - повестки дня СМИ. Суть его заключается в том, что СМИ определяют, какие сюжеты более, а какие менее важны. Пытаясь сформировать иерархию сюжетов, СМИ основываются на том, что интересно общественности. Но теория «формирования повестки дня» также предполагает и то, что СМИ могут оказывать существенное воздействие на сознание, не влияя на предрасположение. Ведь нередко люди судят о значимости события не по его реальной важности, а по «картинке» в средствах массовой информации, освещающих данный факт. Более того, относительно большое число людей, озабоченных теми или иными проблемами, довольно точно повторяют расстановку акцентов по интересующим их вопросам в СМИ.

      В результате «формирование повестки дня» средствами массовой информации приводит к программируемым последствиям:

  1. Освещение в СМИ пробуждает интерес общества к определенным проблемам, людям, организациям, учреждениям и т.п.
  2. Перемены в степени внимания СМИ к тем или иным событиям могут порождать перемены в общественных приоритетах.
  3. Чем больше люди озабочены какой-либо проблемой, тем сильнее они готовы предпринимать соответствующие действия.
  4. Освещение проблем в СМИ может повлиять на приоритеты программ ряда определенных общественных групп (например, политических партий, депутатов и т.д.). [1, c. 233]

      В сжатой форме все эти пункты выражает таблица. См. Приложение 1.

      Известный американский специалист по паблик рилейшнз, социальный психолог Хадли Кентрил сформулировал следующие 15 "законов" общественного мнения:

      1. Общественное мнение очень чувствительно  к значительным событиям.

      2. Необычно притягательные по силе  события способны на какое-то время толкнуть общественное мнение из одной крайности в другую. Общественное мнение не стабилизируется до тех пор, пока значение последствий событий не станет полным.

      3. Общественное мнение, как правило,  быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью.

      4. Устные заявления и словесные  формулировки по поводу политического курса приобретают максимальный вес тогда, когда мнение еще не сформировано и люди ожидают определенной их интерпретации 

      5. Общественное мнение не предвидит критических ситуаций, оно лишь реагирует на них.

      6. С психологической точки зрения, общественное мнение главным  образом управляется корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна связь с личным интересом.

      7. Общественное мнение будет долго  находится в возбужденном состоянии,  если люди не почувствуют, что  затронуты их собственные интересы, или же мнение, пробужденное словесно, не подтвердится развитием событий.

      8. Поскольку затрагиваются корыстные  интересы, общественное мнение нет так - то легко изменить.

      9. Когда затрагиваются корыстные  интересы, в демократическом государстве  стороны общественного мнения  можно ожидать опережения практических действий официальных органов.

      10. Если мнение разделяется незначительным  большинством людей или же  оно еще существенно не сконструировано,  свершившийся факт может склонить  общественное мнение к его  одобрению.

      11. В критических ситуациях люди  становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства: если они ему доверяют, то готовы предоставить руководству полномочия, превышающие обычные; если же они ему отказывают в доверии, то становятся менее "сговорчивыми".

      12. Сопротивление, оказываемое решительным мерам, принимаемым руководством, гораздо слабее тогда, когда люди чувствуют, что они в какой - то мере являются участниками в принятии событий.

      13. У людей гораздо больше мыслей  и выше готовность высказывать  их по поводу выдвигаемых целей,  а не методов, необходимых для достижения этих целей.

      14. Общественное мнение, так же как  и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно будет готово к особенно резким изменениям под влиянием событий 

      15. В целом, если граждане демократического  общества имеют возможность получать образование и пользоваться широким доступом к информации, то общественному мнению, присущи трезвость и здравый смысл. Чем больше люди разбираются в собственных преимуществах, создаваемых происходящими событиями и предлагаемыми им проектами, тем скорее склонны они согласиться с более объективными соображениями реалистично мыслящих специалистов. [6, с. 150]

      Обобщая вышеизложенные законы формирования общественного мнения, можно сделать несколько выводов, которые отражают, прежде всего, возможность эффективного влияния на него:

      1. На общественное мнение, прежде  всего оказывают влияние события; 

      2. Типичной обратной реакцией общественного  мнения является требование действовать;

      3. Чтобы увлечь людей, всегда  нужно принимать в расчет их  собственные интересы;

      4. Требования, предъявляемые руководству, не всегда объективны и самокритичны;

      5. Всегда трудно определить надежность  оценки состояния общественного мнения.

      Общественное  мнение формируется по принципу стимул-реакция. Стимулом является информация, поступающая  в общество через масс-медиа. Реакция  – это изменение поведения  людей в обществе в ответ на поступающую информацию. Вербальное (словесное) поведение людей создаёт общественное мнение. Поскольку вербальное поведение может быть преимущественно положительным или преимущественно отрицательным, то и общественное мнение по тому или иному вопросу может также быть преимущественно положительным или отрицательным.

      В процессе общения люди постоянно  влияют друг на друга. Сознательной или  бессознательной целью такого влияния  всегда является изменение поведения  другого человека или группы людей.

      Таким образом, общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп.

      В Беларуси, как и во всем мире, существует несколько видов наиболее востребованных и популярных средств массовой информации: печатные СМИ, радиовещание, телевидение, Интернет. У каждого из них свои плюсы и возможности влияния на аудиторию. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ  формируется общественное мнение.

      Глава 2. ГАЗЕТА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

      КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

      Для того чтобы проследить, какие методы применяются в СМИ для формирования общественного мнения, я решила использовать газету «Комсомольская правда в Белоруссии». На данный момент это одно из наиболее популярных печатных изданий с тиражом 35 миллионов экземпляров в месяц (в России и СНГ) и периодичностью выхода 5 раз в неделю. По собственному опыту наблюдения за людьми старшего поколения (родителями, их друзьями, преподавателями и т.д.), могу сказать, что «Комсомолку» (так сокращенно называют эту газету) покупают люди, испытывающие потребность ощущать себя в курсе событий, узнавать подробности обо всех общественно значимых событиях, иметь общие темы для разговоров с другими или  просто занять себя чтением в транспорте и т.д.

Информация о работе Общественное мнение и особенности его формирования в СМИ