Общественное мнение и особенности его формирования в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования общественного мнения на примере конкретного белорусского издания. Соответственно, были поставлены следующие задачи:
Изучить специальную литературу по данной теме.
Проанализировать на основе конкретного белорусского издания процесс формирования общественного мнения.
Сделать вывод о том, каким образом происходит формирование общественного мнения в белорусских СМИ

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2-3 II. Глава 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СМИ……….4
1.1 Сущность понятия "общественное мнение"…………………...4-8
1.2 Особенности восприятия информации из различных СМИ…8-13
1.3 Роль СМИ в формировании общественного мнения……….13-22
III. Глава 2. ГАЗЕТА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ …………………..23-28
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29-30
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….31
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………32-42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Головневой Валерии.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

      БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

      ИНСТИТУТ  ЖУРНАЛИСТИКИ 

      Кафедра технологий коммуникации 
 
 

      ОБЩЕСТВЕННОЕ  МНЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СМИ 

      Курсовая  работа 
 
 
 

                                                                                  студентки 9 группы 2 курса

    специальности «Информация и коммуникация»

    Головневой  Валерии Андреевны 
 
 

      Научный руководитель:

      Вашкевич  Виталий Ромуальдович,

                                                  кандидат филологических наук, доцент 
 
 
 

      Минск, 2011 

      СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2-3 II. Глава 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СМИ……….4

          1.1 Сущность понятия "общественное мнение"…………………...4-8

          1.2 Особенности восприятия информации из различных СМИ…8-13

          1.3 Роль СМИ в формировании общественного мнения……….13-22

III. Глава 2. ГАЗЕТА «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» КАК СУБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ …………………..23-28                                                                                               

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29-30

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….31

VI. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………32-42 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

      Еще в ХIX веке издатель американской газеты "Atlantic Monthly" Джеймс Рассел Лауэлл отмечал: "Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм".

      В последнее время довольно распространенным является мнение, что на сознание и  поведение людей существенно  влияет информационное поле, создаваемое СМИ и другими каналами массовой коммуникации. Одни считают, что СМИ формирует наше индивидуальное мышление, воздействуют на мнение человека, подталкивая его к принятию тех или иных решений. Другие полагают, что влияние СМИ на поведение граждан осуществляется путем создания определенного общественного мнения. Некоторые исследователи, а вместе с ними политики и журналисты, говорят о наступлении «медиакратии» - власти СМИ, которые уже не столько будут отражать и интерпретировать действительность, сколько конструировать ее по своим правилам.

      Тем не менее, все исследователи признают тот факт, что СМИ являются инструментом формирования общественного мнения.

      Мы  все склонны доверять информации, проходящей через СМИ, в большей  степени, чем информации, передающейся из уст в уста. Здесь, судя по всему, свою роль играют такие пословицы-стереотипы, как «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (телевидение), «Написано пером – не вырубишь топором» (газеты, журналы) и т.д.

      В то же время, вопросы о возможностях СМИ, о силе их влияния и эффективности их использования при формировании общественного мнения остаются открытыми. Именно в этом и заключается актуальность данной работы.

      Целью курсовой работы является выявление особенностей формирования общественного мнения на примере конкретного белорусского издания. Соответственно, были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить специальную литературу по данной теме.
    2. Проанализировать на основе конкретного белорусского издания процесс формирования общественного мнения.
    3. Сделать вывод о том, каким образом происходит формирование общественного мнения в белорусских СМИ

      Данная  курсовая работа состоит из двух глав. В первой дана теоретическая база, где рассматриваются основные понятия, а также дается характеристика основных способов формирования общественного мнения в различных СМИ. Так как общественное мнение – предмет, интересующий, в первую очередь, социальные науки и философию, большинство использованных источников принадлежит именно этой области: учебники по социологии, философский словарь, «Философия права» Гегеля и т.д. В настоящее время изучение общественного мнения чрезвычайно важно для пиар-специалистов. Изучению этого феномена свои работы посвятили и зарубежные, и российские, и белорусские специалисты: Галумов Э.О, Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А., Ньюсом Даг, Тёрк Джуди ВанСлайк, Крукеберг Дин, Комаровский В.С., Валовая М.Д. и другие.

      Во  второй главе способы формирования общественного мнения рассматриваются на примере конкретного белорусского издания – газеты «Комсомольская правда в Белоруссии». В заключении подведен итог исследования. 
 

    Глава 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СМИ

    1. Сущность понятия "общественное мнение"

          Общественное мнение относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют ученые, о нем размышляют и пишут журналисты, за ним следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления. Одновременно оно принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются строгому определению. Обсуждали проблему общественного мнения такие выдающиеся исследователи, как Н. Макиавелли, Д. Локк, Т. Джефферсон, У. Липман, Ю. Хабермас, Н. Луман, П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман.

      Термин  «общественное мнение» впервые  прозвучал из уст английского  государственного деятеля и писателя Д. Солсбери в 1159 году. Из Англии этот термин пришел и в другие страны, а с конца 18 века он стал общепринятым. В основном концепция теории общественного мнения сложилась к 50-60-м гг. XX в. Но ученые до сих пор не пришли к единой точке зрения относительно данного феномена. Превалирует понимание его как социально-психологического состояния общества, либо как совокупности нравственно– этических параметров, либо как оценочной структуры [1, c. 409].

      Великий мыслитель Г. Ф. Гегель выделил в  нем ряд структурных элементов:

  1. Условия существования общественного мнения
  2. Объект (содержание) общественного мнения
  3. Носитель общественного мнения
  4. Характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения
  5. Соотношение «всеобщего» и особенного мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи. [2, c. 275]

      Общественное  мнение является объектом социологии общественного мнения как частной  социологической теории, изучающей  отношения (их структуру, закономерности, каналы и механизмы формирования и функционирования) больших групп  людей, народа в целом к явлениям, событиям и процессам, представляющим актуальный общественный интерес.

      Актуальность  изучения общественного мнения обусловлена  тем, что это регулятор отношений  между людьми, инструмент социального  управления, фактор воспитания. [10, c. 690]

      Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы – таково определение, представленное в философском словаре 1991 года [12, c. 310]. Похожее определение дает и энциклопедический словарь-справочник Ф.И. Шаркова: общественное мнение – проявление общественного сознания, в котором отражается отношение больших социальных групп, народа, социальной системы, общества в целом к явлениям, представляющим общественный интерес. [13, c. 416] Таким образом, общественное мнение – это коллективное (оценочное) суждение по поводу эмоционально значимых проблем, в котором проявляется отношение общественности к событиям и фактам действительности.

      Бернард Хеннеси пишет: «Общественное мнение – это комплекс предпочтений, выражаемых большим количеством людей, относительно какого-либо вопроса большой значимости». Хеннесси, который не выделяет отдельно мнение и подходы, считает, что общественное мнение обладает пятью основными элементами. Первый заключается в том, что общественное мнение должно быть сконцентрировано на вопросе, который Хеннесси назвал «текущей ситуацией с вероятностью несогласия». Второй элемент – общественность должна быть представлена «признанной группой людей, связанных с этим вопросом». Третий элемент определения – «комплекс предпочтений», означающий больше, чем просто направление в глубину – это «всевозможные индивидуальные мнения определенной общественной группы по всем предложениям, высказанным по вопросу, вокруг которого и сложилась данная группа». Четвертый элемент – выражение мнения – может принимать любую форму: словесную (письменную или устную), символическую (например, выбрасывание руки вперед или отдание чести в знак приветствия) или даже дыхание толпы. Пятый элемент – число людей, которым принадлежит это мнение. Число людей может быть большим или малым, главное – чтобы их мнение имело измеримое влияние. Определение общественного мнения, данное Хеннесси, никак не связано с тем, что называется латентным общественным мнением. Этот термин он оставляет для «описания ситуации, в которой значительное число людей имеют подходы и склонности, которые в какой-то момент могут проявиться в виде мнения по конкретному вопросу». В любом случае общественное мнение должно быть выражено в измеримой форме.

      Общественное  мнение выражает убеждения, не обязательно  основанные на фактах, а на восприятии или оценках событий, людей, организаций или продуктов. [6, c. 148]

      Общественное  мнение также заметно нестабильно. Появление новой информации или  новые события могут в значительной степени изменить общественное мнение, что сведет к нулю недавние опросы и исследования. Мнение большинства – вещь любопытная и неуловимая, отмечает обозреватель Шарль Фрэнкель: «Мнение людей по общественному вопросу во многом зависит от того, как этот вопрос был им преподнесен, и от обстоятельств, в которых их попросили высказать свою точку зрения. Сегодняшнее меньшинство может завтра стать большинством в зависимости от того, что произойдет между сегодняшним и завтрашним днем. [6, c. 149]

      Общественное мнение всегда концентрируется вокруг определенных идей и явлений. При этом люди могут многократно изменять свои взгляды и суждения, позиции и выводы.

      В структуру общественного мнения, как правило, входят массовые (групповые) настроения, эмоции, чувства, а также  формализованные оценки и суждения. В этих рамках происходит определенная динамика его развития от абстрактных представлений, неясных и неопределившихся эмоций к более строгим и рациональным понятиям и оценкам.

      В общественном мнении велика роль предрассудков, стереотипов, заблуждений. В силу своего во многом эмоционального характера  оно подчас бывает односторонним, предвзятым.

      Капризный характер общественного мнения вызван хрупкостью восприятий. Знаменитости знают (или скоро узнают), насколько  непостоянно общественное мнение. Чтобы  повлиять на него, требуется постоянно  прилагать усилия, нацеленные на жизнеспособное, т.е. надежное и устойчивое, позиционирование организации (человека) по отношению к конкурентам. [6, с.151]

      Если  рассматривать общественное мнение, как «заинтересованно-ценностное оценочное  отношение социального субъекта к затрагивающим его интересам, дискуссионным и информационно доступным объектам» (определение петербургского ученого Д. П. Гавры), нужно также дать определение  термина «субъект». В качестве субъекта общественного мнения следует понимать все множество социальных групп и слоев (или их массовую совокупность), формирующих и выражающих свои оценочные суждения по поводу объектов, затрагивающих их интересы. Субъектом может быть территориальная или национальная общность, население территории или какая-либо его часть. Общественное мнение при этом будет выступать как совокупное мнение соответствующего субъекта, имеющее внутреннюю структуру. Под институтом общественного мнения понимается устойчивая совокупность организационно объединенных ролей и статусов, предназначенных для решения задачи обеспечения включения массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений в процессе социальной регуляции. [5, с. 274]

Информация о работе Общественное мнение и особенности его формирования в СМИ