Мировой кризис и влияние его на Казахстнан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:24, реферат

Краткое описание

Целью данной исследовательской работы является рассмотрение социальных и экономических причин, последствий экономического кризиса в РК.
Задачи: определить цикличность экономического развития как закономерности, проанализировать экономические кризисы в РК, рассмотреть мероприятия по борьбе с кризисами.

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 65.62 Кб (Скачать)

Но, как бы то ни было, а  в преддверии наступления того, чем  закончится Вторая Великая Депрессия  необходимо провести объективную инвентаризацию того, как мы прожили предыдущие десять лет: имели непрерывный 10-процентный рост ВВП, много чего понастроили, накопили валюты, создали себе имидж. Теперь стройки остановились, Нацфонд распечатан, имидж тоже как бы завис, - перед новыми испытаниями пора подводить баланс и итоги прожитого.

К 1997-1998 годам, когда финансовый мир встряхнула юго-восточная биржевая паника, и цены на сырье упали  до предела, в Казахстане была завершена  макростабилизация и “приватизация  по индивидуальным проектам” - нефтяные и горно-металлургические комплексы  обрели тех самых хозяев, что их имеют и сейчас. Тогда же была принята “Стратегия – 2030”, в которой  ни слова не было про политические реформы, а стратегическая задача ставилась  лишь в части наращивания экономики  и профессионализации госаппарата.

Российский дефолт-98 дал  некоторые преимущества их “сырьевикам”, но после досрочных президентских  перевыборов в январе-99 и первоапрельского “сброса” курса тенге, путь и для  наших экспортеров был расчищен. Чтобы пояснить, что это дает экономически, напомним, что когда цена барреля  падала и до 9-7 долларов, наша “нефтянка” (притом, что прикаспийская нефть  – одна из самых трудных и далеких  в мире) все же работала, - и такой  выручки хватало для окупаемости  добычи и транспорта. Конечно, с тех  пор все подорожало, но и сейчас фактическая себестоимость казахстанского барреля вряд ли выходит за 20 долларов. Все, что сверху – природная (сырьевая) рента. Для присвоения которой не надо ни повышения производительности труда, ни сверх технологий, ни особого  менеджмента – чистый подарок  мировой рыночной конъюнктуры. По Марксу, нет такого преступления, на которое  капиталист не пошел бы за 200 (или 300 – не помню) процентов прибыли. А  при цене барреля, скажем, в 80 долларов, процент прибыли – порядка 400!

Само собой, что вокруг столь прибыльной деятельности развернулся  инвестиционный бум, причем источником его стали именно иностранные  инвестиции. Уточним: по происхождению  это были полученные от продажи нашего же сырья “нефтедоллары”, тем не менее, их с полным основанием следует  именовать именно иностранными. Почему – будет ясно из дальнейшего.

Так вот, инвестиционный бум  охватил не только собственно “нефтянку”, горнодобывающие и металлургические отрасли, он распространился, само собой, и на достаточно широкие смежные  сферы: строительство, транспорт, торговля…

Покупательский потенциал  достаточно широкого круга населения, так или иначе приобщенного к  деньгам, переполняющим эти отрасли, существенно вырос, и он подпитал еще один параллельный инвестиционный бум, - уже в отраслях потребления. Конкретно, это автоторговля и автосервис, кафе-рестораны и прочая индустрия  развлечений, множество универсамов  для торговли китайско-турецким импортом и, наконец, жилищное строительство.

Довольно забавно, но на масштабы расширения покупательских возможностей казахстанцев, и соответственно, стимулирования инвестиционного бума по удовлетворению потребительского спроса, самое стимулирующее  воздействие оказали… непотизм и  коррупция! Конечно, конституционная  запись о том, что РК – социальное государство, - это лишь слова на бумаге, не более.

В начале “сырьевого цикла”, в 2000 году, на весь импорт в Казахстан  было потрачено 9 миллиардов долларов, - не так уж и мало. Особенно, если сравнить с кризисными 93-95-ыми, когда  обходились менее чем двумя миллиардами. Зато к прошлому году (несмотря на остановившиеся осенью стройки) импорт вырос впятеро – до 45 миллиардов. Или по $3 тысячи на каждую казахстанскую душу.

Да и в этом году  импорт по итогам января-сентября, хотя и сократился на 18,1% против прошлогоднего, все же составил 24,5 миллиарда долларов, - по году будет в районе 30 миллиардов. Так что, по всей видимости, планка на уровне 20-25 миллиардов долларов в год, - это тот критический уровень, ниже которого население, уже приученное к заграничным лекарствам, продуктам  питания, одежде и обуви, начнет роптать  всерьез. Хорошо – экспортные цены по-прежнему поддерживают положительный  торговый баланс, но что будет дальше?

Тем более что помимо рисков “опрокинуться” в отрицательные  сальдо по торговым балансам, мы уже  сейчас вошли в растущие минусы по такому неизменному предмету нашей (наших властей) гордости, как иностранные  инвестиции. Подтверждением чему служит такая вот официальная отчетность по балансу инвестиционных доходов: 2006 год – 4,97 миллиардов долларов с  … минусом, 2007 – уже минус 8,49 миллиардов, прошлый год – минус 10,95. Наконец, только за первый квартал этого года – минус 2,9 миллиарда долларов...

 

Глава 3. Основные мероприятия  по борьбе с кризисом

 

3.1 Меры по преодолению  мирового кризиса и формированию  устойчивой финансово- экономической  системы 

 

В последние десятилетия  ускорился процесс глобализации мировой экономики и в первую очередь финансовой системы, однако координационный орган для регулирования  глобальных финансов не был создан. Функции международных финансовых организаций (МФО), возникших в рамках Бреттон-Вудской системы, более узкие. Образовавшаяся коллизия получила разрешение в форме глубокого мирового финансово-структурного кризиса. Стала очевидной потребность  в международном органе, способном  выработать и реализовать программу  согласованных антикризисных мер. В качестве такого органа мировые  лидеры выбрали саммиты 20 ведущих  развитых и развивающихся стран (G20).

С 1998 по 2008 г. в них участвовали  министры финансов и главы центробанков. С конца 1999 г. установилась формула "19 стран плюс представитель ЕС - официальные участники, а также  главы международных финансовых организаций - неофициальные участники".

Саммит глав правительств стран G20 в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. изначально задумывался как "первое заседание постоянно действующего совещания". Соответственно в Декларации Вашингтонского саммита G20 по финансовым рынкам и мировой экономике1 был  сформулирован исходный перечень конкретных мер (План действий по реализации принципов  реформы). Были также даны поручения  министрам и экспертам подготовить  дополнительные рекомендации. Часть  из них должна быть выполнена к 31 марта 2009 г., то есть до начала Лондонского  саммита "Группы двадцати" 2 апреля 2009 г. (назовем их краткосрочными мерами). Другая часть - среднесрочные меры, сроки выполнения которых не установлены.  

Вашингтонскому саммиту  предшествовал саммит G20 министров  финансов и глав центробанков в Сан-Паулу 7 - 8 ноября 2008 г. В его Декларации2 были сформулированы важнейшие положения  относительно причин, последствий и  путей преодоления мирового кризиса, которые позднее были развиты  в Декларации саммита лидеров  стран "Группы двадцати". Аналогично перед Лондонским "большим" саммитом министры финансов и главы центробанков собрались в Хоршеме (Великобритания) 13 - 14 марта 2009 г. и приняли Декларацию3. По оценке обозревателя газеты "Telegraph.co.uk" Эд. Конвэя, ее объем сократился вдвое  по сравнению с проектом. Это отражает противоречие между стремлением  европейцев усилить регулирование  финансовых рынков и желанием США  определить конкретные задачи по оказанию финансовой помощи как банкам, так  и всей экономике. В Декларации акцент вновь сделан на мерах по вливанию ликвидности в экономику и  отказе от протекционизма. Во многом это  шаг назад по сравнению с Декларацией  саммита G20 в ноябре 2008 г., в которой, пусть весьма обтекаемо и неконкретно, но все же названы "коренные причины  нынешнего кризиса" (подробно они  рассмотрены ниже).  

Некоторые из рассматриваемых  предложений будут реализованы  в новых процедурах и методиках  финансового регулирования и  пруденциального надзора, устанавливаемых  такими актами, как документ Базельского  комитета по банковскому надзору "Международная  конвергенция измерения капитала и  стандартов капитала: новые подходы" (Базель II). Судя по Отчету о прогрессе, достигнутом в выполнении Вашингтонского плана немедленных действий, эта  работа интенсивно ведется или завершена  в ряде организаций, а также рабочих  групп специалистов, привлеченных в  рамках выполнения указанного плана4.  

     Однако, как  говорится, "дьявол скрывается  в деталях". Именно особенности  конкретных процедур предопределили  неспособность сложившейся системы  финансового регулирования противостоять  стихии глобального финансового  рынка. Поскольку "гуру" с  Уолл-стрит, из МФО, национальных  регулирующих и надзорных органов  не только "проспали" глобальный  кризис, но и прямо его усиливали5, научное сообщество, независимые  эксперты должны участвовать  в разработке и обсуждении  антикризисных мер на равных  с "творцами кризиса", которые  теперь возглавляют борьбу с  ним. При этом цели антикризисного  регулирования необходимо уточнять  по мере преодоления кризиса,  а также углубления теоретических  представлений о его природе  с учетом результатов реализации  антикризисных мер.  

        О  целях антикризисной политики  и государственного регулирования  финансово-экономической системы   

            В числе критериев успешности  экономического развития можно  выделить поддержание высоких  темпов экономического роста,  обеспечение занятости и повышение  доходов граждан. В соответствии  с ними и надо формулировать  цели антикризисной политики  и антикризисного регулирования  в кратко-, средне- и долгосрочном  периодах. Но, хотя кризис начался  еще в 2007 г., вопрос о конкретных  целях антикризисного регулирования  в развитых странах до сих  пор не решен. Более того, далеко  не все эксперты, чиновники и  бизнесмены понимают, что с точки  зрения интересов общества возврат  к прежнему состоянию экономики  не только невозможен, но и  нежелателен.  

    Во-первых, многие  пиковые показатели развития  фондового и денежно-кредитного  рынков, рынков недвижимости и  сырья в 2007- 2008 гг.  отражали  не экономические успехи, а степень  перегретости рынков и масштабы  надувания ценовых пузырей. Эти  пузыри лопнули, и надувать  их снова незачем. Отсюда следует,  что антикризисная политика должна  иметь структурный характер. Для всех отраслей экономики и рынков необходимо определить целевые уровни государственной поддержки как по объемам производства или оборота, так и по уровню цен активов. Важнейшим критерием определения уровней поддержки должна стать максимизация числа сохраняемых рабочих мест на единицу бюджетных затрат (или предоставляемых кредитов). Другой критерий - величина мультипликатора общественного спроса на единицу бюджетных расходов.  

       Кроме  того, экономическая политика должна  иметь антициклический характер, обеспечивая равномерный устойчивый  рост на неинфляционной основе, без обвалов и перегревов как  в области производства товаров,  так и на финансовых рынках. Поэтому пузыри (например, на рынках  акций или недвижимости) нужно  мягко сдувать и больше не  надувать, как бы этого ни хотелось  группам специальных интересов.  Эта сложная задача требует  согласованной работы государства,  бизнеса и научно-экспертного  сообщества. Отметим, что даже  в условиях кризиса могут образовываться  локальные ценовые пузыри. Например, такой пузырь возник летом  2008 г. на рынке нефти, а сейчас  формируется на рынке золота.  

       Во-вторых, спасение отдельных предприятий,  собственники и управляющие которых  допустили в прошлом огромные  просчеты в оценках рисков, вообще  не должно быть целью антикризисного  регулирования. Тем более это  неприемлемо в отношении менеджеров, использовавших доверенное им  имущество для собственного обогащения (что допустимо) в непропорционально  больших размерах по сравнению  с прибылью, полученной собственниками  имущества (что недопустимо). Следовательно,  антикризисная политика должна  быть селективной:  

- характер и размер  государственной поддержки для  каждого предприятия нужно обосновать  с использованием критериев, сформулированных  выше;

- государство не должно  помогать собственникам и управляющим  предприятий, практиковавшим нарушения  корпоративной этики и норм  законодательства (особенно уклонение  от уплаты налогов и вывоз  капитала). Спасение градообразующих  предприятий или системообразующих  банков можно и нужно осуществлять  путем смены их собственников  и управляющих;  

- осуществление процедур  банкротства предприятий на законной  основе, без выведения активов  и враждебных захватов предприятий  рейдерами, необходимо сделать  важнейшей задачей государства  (для этого неплатежеспособные  предприятия должны находиться  под надзором уполномоченных  органов). 

         В-третьих,  экономическое процветание в  последние годы во многом было  связано со значительным повышением  цен на акции (даже с учетом  обесценения доллара). Теперь произошел  их обвал. Поэтому нельзя сохранить  завышенный уровень доходов отдельных  категорий граждан в условиях, когда сложно поддерживать уровень  жизни социально незащищенных  слоев населения. Неизбежен спад  экономической активности в отраслях, обслуживающих интересы социальных  групп и предприятий, столкнувшихся  со снижением доходов. Сократится  и инвестиционный спрос. Отсюда  следует, что государственную  поддержку отраслям инвестиционного  комплекса, инновационно активным  предприятиям и предпринимателям, сферам науки, техники, информатики,  образования необходимо расширять,  а не сокращать. Требуется срочно  определить допустимые масштабы  такой господдержки в рамках  ВТО (в процентах от ВВП).

 

3.2  Возможные пути выхода  из кризиса в РК 

 

Надо определить ключевое звено проблемы, которое таит в  себе возможность преодоления кризиса  и выхода на новый виток развития. Наша главная проблема – внешние  долги банков, которые они вряд ли смогут погасить сами. Правительство  может зайти на 25% в банки, но при  этом оно рискует потерять деньги. Вхождение государства в капитал  системообразующих банков – это  одна из правильных форм взаимодействия, с этим никто не спорит. Критически важными здесь являются два вопроса: какие фактические цели преследует государство, заходя в банки, и на каких условиях оно намерено зайти. Если цель власти заключается в том, чтобы перераспределить собственность, то вхождение государства в банки  я бы расценил как необоснованное разделение с населением очевидного риска дефолта банков.

Информация о работе Мировой кризис и влияние его на Казахстнан