Положение было
не катастрофическим, поскольку
сырьевой экспорт, особенно при
высоких ценах на нефть и
металлы, покрывал товарный импорт,
однако оно уже тогда было
ненормальным.
Второй фактор
- преобладание финансового сектора
над производственным. В 2007 году
сырьевой экспорт составил приблизительно
37 млрд. долларов, тогда как внешние
займы банков составили примерно
48 млрд. долларов. В 2007 году доля
иностранных заимствований в
пассивах казахстанских банках
составила 52% против 38% в 2004 году.
В частный сектор шли кредиты
в объеме 65% от ВВП. Иными словами,
непосредственно перед началом
кризиса в Казахстане капитал
тек из банка, а не из фабрики.
Это положение
и было одной из главных
причин, почему экономический подъем
последних лет так мало затронул
широкие слои казахстанцев. Рост
потребления и жизненного уровня
был доступен преимущественно
за счет высокой заработной
платы в сырьедобывающих отраслях,
а также за счет возможности
получить кредит. Значительная часть
жителей Казахстана не имела
доступа к высоким доходам
от экспорта сырья и не могла
взять кредит даже на самых
льготных условиях.
Соответственно,
снижение цен на сырье на
мировом рынке, затруднения с
экспортом, а также мировой
финансовый кризис, начавшийся в
США, и привели к тому, что
кредитно-нефтяная экономика Казахстана
стала испытывать трудности.
Казахстан перестанет быть страной,
сильно подверженной экономическим
кризисам, при следующих условиях:
Обретение Казахстаном
политической независимости и
государственности в1991-1996 годах,
кризис переходного процесса
привели к новым сложным
демографическим процессам:
рост безработицы, активный выезд русских
семей в Россию, снижение
общего уровня жизни населения. Это
снизило
производственный потенциал
трудовых ресурсов Казахстана.
В первые
годы независимости переходом
к рыночной экономике и рыночным
отношениям все отрасли народного
хозяйства были охвачены кризисом.
В результате в 1991-1996 годы производство
значительно сократилось. Сокращение
объема производства составило:
в химической и нефтехимической
промышленности - 71%, в легкой промышленности
- 84%, деревообрабатывающей промышленности
-76%, в машиностроении и металлообработке
-64%, строительстве -82%, в производстве
электроэнергии -30%, черной металлургии
-30%, цветной металлургии -28%, в
производстве топлива -40%.
К августу
1997 года прекратили свою работу
585 промышленных предприятий с
шестидесятитысячным контингентом
рабочих и служащих; 1064 предприятия,
где были заняты 232,6 тыс. человек,
использовали только половину
мощностей; 374 предприятия перешли
на неполный рабочий день; 152,9
тыс. рабочих находились в вынужденных,
136 тыс. - в неоплачиваемых отпусках.
К июлю 1997 года в стране насчитывалось
288,6 тыс. безработных, 40% которых составляли
жители сельской местности.
Резко уменьшилось
поголовье скота. Поголовье овец
и коз с 35,5 млн. голов (в
1991 г.) сократилось до 13 млн. голов
(1997 г.). Государственный сектор сельского
хозяйства был приватизирован, колхозы
и совхозы распущены. Кризис
охватил и сельское хозяйство.
В результате ухудшился жизненный
уровень населения, росла безработица.
Начавшаяся
стабилизация экономической ситуации,
к сожалению, не стала определяющей
тенденцией развития. Виной этому
стал мировой экономический кризис,
охвативший в середине 1998г. и
ближайших соседей Казахстана, в
первую очередь, Россию. Многократное
падение курса рубля по отношению
к доллару при сохранении действующих
рублевых цен привели к резкому
удешевлению российских товаров
на казахстанском рынке. Пытаясь
поддержать местных товаропроизводителей,
правительство пыталось ограничить
импорт, а затем вынуждено было
пойти на девальвацию тенге.
В нарастании кризисных явлений
сыграли свою роль и снижение
мировых цен на нефть - основную
статью экспорта Казахстана. Кроме
того, резко сократились поступления
в бюджет от приватизации, так
как основные интересующие инвесторов
объекты были распроданы в
1993-1997 гг. В связи с этим основной
задачей правительства на данном
этапе стала помощь отечественным
товаропроизводителям, пополнение
бюджета, сокращение расходов
государства.
В целом, говорить о стабилизации
экономической ситуации пока рано.
Высоким остается уровень безработицы,
вновь начали расти темпы спада
производства, далеки от завершения процессы
структурной перестройки экономики,
особенно в сельском хозяйстве.
1.Интегрированность
экономики Казахстана в мировую
экономику.
2. Сырьевая
ориентированность экономики, вследствие
чего высокая зависимость от
мировых цен на добываемое
в стране сырье.
3. Избыток
свободных денежных средств и
отсутствие достаточных возможностей
для их инвестирования, в частности
из-за неразвитости фондового
рынка в стране, и как следствие
спекулятивные настроения на
рынке недвижимости, что привело
к высокому росту цен на
этом рынке и его перегреву
в конечном итоге.
4. Агрессивная
кредитная политика большинства
коммерческих банков, что стало
причиной высокого внешнего долга
страны за довольно короткий
промежуток времени.
5. Несвоевременные
и неэффективные антикризисные
меры правительства страны.
Для Казахстана истинной причиной
кризиса стал не ипотечный обвал
в США, а неправильное регулирование
банков, сырьевая ориентация и структурный
дисбаланс экономики. Добываемая нефть
и занимаемые извне банками деньги
превращались в республике не в реальные
заводы и фабрики, а в зарубежные
ценные бумаги, офшорные счета, торговые
площади и пирамиду недвижимости.
Причины разразившегося мирового
кризиса связаны с крахом неоконсервативной
доктрины США. Правящая американская элита
необоснованно верила в то, что
мировое экономическое господство
и однополярный мир допустимы, хотя
с точки зрения теории систем это
невозможно в принципе. Эта доктрина
забрала у США чересчур много
ресурсов на цели, которые в долгосрочном
историческом плане неосуществимы.
Финансовая олигархия США специально
эмитировала во внешний оборот слишком
много долларов, не обеспеченных товарной
массой, и, по сути, отказалась от либерально-демократических
ценностей. Более 60 стран воспользовались
займами мировых финансовых институтов,
связанных с США, но тем самым
лишь усугубили свое экономическое
положение, так как попали в долговую
зависимость.
Международные финансовые институты,
инвестбанки и рейтинговые агентства
как глобальные регуляторы, будучи
все как один американскими резидентами,
сами запутались в манипулировании
рынками в стремлении выгадать, поскольку
были бесконтрольны со стороны всего
мирового сообщества. Так что проблема
не в рынке и спекуляциях, а
в манипулировании рынком и обществом.
Концентрация собственности и власти,
будучи ошибочными тенденциями, не имеют,
как оказалось, идеологических границ.
Когда они завершаются, то в обществе
прекращаются оборот и развитие рынка,
и любое накопленное богатство
исчезает, так как оно общественно
по самой своей природе. Не удивлюсь,
если завтра будут национализированы
«Дженерал Моторс» или «Боинг».
Теперь о кризисе в
Казахстане. Его внутренние причины
состоят в отсутствии диверсификации
и сбалансированности экономики
в условиях давления нефтедолларовой
массы. Рост финансовых активов стал
реальной целью государства и
банков, внешние займы и добываемая
нефть превращались не в заводы и
фабрики, а в зарубежные ценные бумаги,
офшорные счета, торговые площади и
пирамиду недвижимости.
Все забыли, что настоящий,
не фиктивный капитал нации –
это сбалансированный прирост реального
сектора экономики в натуральных
показателях и возникающая вследствие
данного прироста аккумуляция депозитов
всего населения страны, а не отдельных
финансово-промышленных групп.
Именно под внутреннюю
базу фондирования (массовые сбережения),
а не под внешние займы разработаны
такие низкие, почти 1 к 10, нормативы
достаточности собственного капитала
банков.
Наша основная проблема сегодня
заключается в недооценке властями
серьезности вызова, стоящего перед
страной. Кредитные рейтинги Казахстана,
несмотря на то, что Нацфонд все-таки
распечатан, понизили, и произошло
это потому, что никто пока точно
не сказал, как именно будут использованы
средства Нацфонда. Возникает ощущение,
что даже регуляторы дистанцируются
от ответственности за выход из положения.
Этот так называемый финансовый, а
на самом деле кредитно-денежный и
структурный кризис может перерасти
в экономический крах и смести
всю существующую элиту, в том
числе оппозицию.
Но из этого кризиса
можно выйти почти без потерь.
И не за счет населения, а,
как это ни парадоксально звучит,
за счет недоверия к нам
внешних кредиторов и инвесторов.
2.2 Последствия экономических
кризисов в РК
Для Казахстана
как и других государств бывшего
СССР характерны
однотипные для переходного
периода (1992-1996 гг.) кризисные явления
резкого катастрофического
спада производства и нарушения
стабильности
государственной финансовой
системы . Новые рыночные условия
работы
предприятий в условиях неадекватного
нерыночного поведения органов
государственного управления
и директората предприятий привели
к
значительному недоиспользованию
потенциально возможных производительных
сил.
Казахстан все сильнее
входит в орбиту влияния международной
экономической системы. Это государственная
политика, которая активно поддерживается
национальным бизнесом. Данный процесс
четко виден на примере последствий
глобального финансового кризиса
1998 года и кризиса ликвидности
на международных рынках в
2007 году.
В первом случае, события 1998
года практически серьезно не повиляли
на экономическую ситуацию в Казахстане.
Во многом такое положение вещей
было связано с монетаристским курсом
Национального банка и с не
достаточно сильными интеграционными
связями республики с мировой
экономикой. Но уже через девять
лет, дефолт хедж-фондов, которые инвестировали
на рынке США в ипотечные облигации
класса subprime, уже задел по касательной
нашу банковскую систему. Это как
полет бумеранга. Активно запущенная
в международное пространство экономика
Казахстана, может не только достичь
поставленной цели, но и поранить того,
кто ее запустил.
В связи
с этим, понятно, что по мере
дальнейшего включения казахстанской
экономики в международную систему
экономических связей, особенно
после вступления в ВТО, автоматически
снижается ее устойчивость. Именно
поэтому, крайне важным, является
не только анализ возможных
экономических последствий финансового
и иных кризисов, но и оценка
социально-политических последствий для
страны, учитывая тесную связь государства
и крупного бизнеса. Здесь следует сразу
оговориться, что данное исследование
не ставило своей целью анализировать
детали самого экономического кризиса,
так как это задача экономистов и финансистов.
Хотя понятно, что сценарий сильного доллара,
ужесточение внешних условий заимствований,
увеличение стоимости обслуживания внешних
долгов, снижение цен на сырьевые товары
– довольно малопривлекательный вариант
для казахстанской экономики. Но основной
акцент в исследовании изначально делался
именно на таком политическом индикаторе,
как легитимность власти, то есть уровень
доверия к ней со стороны населения и элиты
в случае серьезных кризисных процессов.
Главными признаками
финансового кризиса в РК являются:
• Резкое падение курса
акций казахстанских банков более
чем на 10-15%
• Повышение ставок
межбанковского кредитования в
1,5 раза
• Повышение ставок
кредитов для юридических и
физических лиц на 2-3%
Деятельность Нацбанка
по поддержанию ликвидности
SWOT-анализ политической системы
Казахстана
Прежде чем давать оценку
жизнеспособности политической системы
Казахстана, необходимо сделать «рентгеновский
снимок» ее внутренней структуры, чтобы
выявить сильные и слабые стороны,
а также оценить уровень иммунитета
данной системы к кризисам разного
масштаба. (См.приложение 2)
Судя по вышеприведенной
таблице, слабых сторон в политической
системе Казахстана больше, чем сильных,
несмотря на явное наличие политической
стабильности. К тому же позитивные
стороны политической системы Казахстана
могут иметь и негативные последствия,
как, например, сильная президентская
власть, которая держится только на
личности первого президента. Но интересным
является то, что и некоторые минусы
этой системы, с точки зрения анализа
возможных политических последствий
экономического кризиса, могут значительно
повышать государственный иммунитет
к таким кризисным ситуациям.
Например, то, что власть в
Казахстане по факту не является электоральной
и практически не зависит от настроений
электората, снижает риск частой смены
элиты в случае экономических
кризисов в результате внеочередных
выборов и вотума недоверия.
Уязвимые слои населения
Изменение социального и иерархического
статуса разных социальных групп. Возьмем
для начала ту основную часть населения
Казахстана, которую вряд ли можно причислить
к среднему классу. Эта социальная группа
самая первая ощутит последствия экономического
кризиса, независимо от того, будет ли
он носить сильный характер, или его влияние
на экономику останется незначительным.
Это связано с тем, что в политико-правовом
механизме отсутствуют действенные и
эффективные средства социальной защиты
населения.
Подобное положение можно
рассматривать как результат
непропорционального распределения
власти в обществе, которая преимущественно
сконцентрирована в узких политических
и бизнес кругах. В итоге, интересы
большей части населения игнорируются.
А потому, как это было в 90-х
годах, в случае кризисных явлений
политический истеблишмент посоветует
своим гражданам «потуже затянуть
пояса». Население, снова окажется тягловой
силой, которая должна будет вытянуть
из кризиса экономику. Это значит, что
даже незначительные финансовые передряги
в обществе будут иметь достаточно ощутимые
последствия. Но, как отмечалось выше,
без сильной оппозиции или кризиса внутри
самой элиты, социальное недовольство
сложившимся положением вещей, вряд ли
перерастет в общественный протест, который
сможет нанести мощный удар по всей политической
системе.