Метафоричность публицистики Дмитрия Быкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение и отображение особенностей метафор как неотъемлемой части своеобразного оценочного языка публикаций Дмитрия Быкова.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия «Метафора» в связи с настоящей темой;
- рассмотреть функции метафор в публицистике Дмитрия Быкова

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. Метафора как средство речевой выразительности……....5-18
1.1. Понятие метафоры и ее когнитивный аспект…...……..…….....…5-9
1.2. Классификация метафор…………………………….…………...10-15
1.3 Особенности использования метафор в публицистике……........16-18
ГЛАВА 2. Метафоричность публицистики Дмитрия Быкова……...19-27
2.1. Классификация метафор в публицистике Дмитрия Быкова…...19-25
2.2. Метафоричность заголовков статей Дмитрия Быкова………....26-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………….….......28-29
Список использованной литературы…………………….....………...30-31

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

 

Семантическая классификация15

По мнению исследователей, представляет наибольший интерес, благодаря тому, что открывает обширное поле для исследовательской деятельности. Данная классификация опирается на особенности содержания метафорического знака, которые заключаются в их смысловой двуплановости (одновременное указание на основной и вспомогательный субъект), т. е. сравнение чего-то (основного субъекта) с чем-то (вспомогательным субъектом, термином-сравнения) по какому-то признаку (аспекту сравнения).

 

Данная классификация разграничивает метафоры:

 

- по основному субъекту сравнения;

 

- по вспомогательному  субъекту сравнения (антропоцентрические  или олицетворение, анималистические, «машинные»);

 

- по общности вспомогательного  и основного субъектов сравнения;

 

- по степени целостности  внутренней формы метафор (образные метафоры (общепоэтические (узуальные, общепринятые) и неологические (индивидуально-авторские), стертые метафоры и мертвые метафоры).

 

Исходя из принадлежности знака-носителя образа (вспомогательного субъекта) к системе терминов той или иной отрасли выделяются следующие группы метафор:

 

- Медицинские («предвыборная  лихорадка»16);

 

- Спортивные («игра в одни  ворота»17);

 

- Военные  («экономический  прорыв»18);

 

- Технические («рычаги власти»19);

 

- Азартные («политическая  рулетка»20);

 

- Биологические («политические роды»21).

 

Классификация по вспомогательному субъекту сравнения представляет интерес не только для филологов, но также и для историков, культурологов, политологов, социологов. Метафора социальна. Метафоры показывают, как картина мира отражается в общественном сознании. По справедливому мнению Г. Пауля22, из совокупности метафор, ставших в языке узуальными, можно видеть, какие интересы преобладали в народе в ту или иную эпоху, какие идеалы были заложены в основу культуры на том или ином этапе ее развития. А. П. Чудинов продолжает эту мысль: «каждый новый этап социального развития страны отражается в метафорическом зеркале, где вне зависимости от чьих-либо намерений фиксируется подлинная картина общественного самосознания. Система базисных метафор - это своего рода ключ к пониманию «духа времени»». 23 «Поэтому актуальность их исследования определяется не только собственно лингвистическими потребностями, но представляет собой междисциплинарную проблему» 24.

 

Структурная классификация метафор25

 

В основе данной классификации лежит рассмотрение внешней структуры метафоры как определенной лексико-грамматической конструкции, поэтому выделяется в курсовой работе как необходимый параметр для языковой характеристики метафоры Д. Быкова.

 

Внешняя структура метафоры представлена двумя элементами:

 

- Термином сравнения (метафоризируемый компонент словосочетания, слово в переносном значении). Так, содержанием метафоры «эпидемия неплатежей26» является сравнение неплатежей с эпидемией по признаку распространенности; распространенность - это сфера сходства двух указанных объектов.;

 

- Словом-аргументом (опорным словом) (метафоризирующий компонент словосочетания, задающий тему переносного значения). Например, в метафоре «… будто дом улитки»27 словом-аргументом является существительное улитки, так как именно оно указывает на метафоричность слова дом.

 

При такой классификации могут приниматься во внимание особенности плана выражения метафоры, в частности уровневая принадлежность единицы, выступающая носителем метафорического образа. По этому параметру выделяют словесные и фразовые метафоры.

 

По количеству единиц-носителей метафорического образа различают:

 

- Метафору простую, в которой план выражения представлен одним словом. Например, «Льется речь»28;

 

- Метафору развернутую (метафорическая цепочка), в которой носителем метафорического образа является группа тематически связанных единиц.

 

 

Функциональная классификация метафор

 

Метафоры классифицируются и по функциональной характеристике.

 

А.П. Чудинов выделяет следующие функции метафоры как основные.29

Для нашего исследования мы возьмем несколько из предложенных автором номинаций, интересующих нас в связи с выбранной темой.

- когнитивная. Под когнитивной  А.П. Чудинов понимает функцию  обработки и хранения знаний  в памяти индивида и общества, формирования картины мира. Исследователь подкрепляет данную мысль примером: «Обросшая жирком КПРФ на столь резкие шаги не готова».  Мы можем заметить, что функциональное назначение когнитивной метафоры ярко выражено в этом предложении. Благодаря визуализации образа, метафора способствует формированию у читателя мнения об объекте высказывания;

- номинативная (под номинативной понимается функция закрепления знания, особенно в случаях, когда у обозначаемого предмета или явления не существует устраивающего автора краткого наименования) Примером может служить обозначение метафорой "пожевали и выплюнули" арест журналиста, предъявление обвинения и последующий его "обмен" у бандитов на пленных военнослужащих. Рассматривая данный образец метафоры, мы можем заключить, что он действительно относится к номинативной функции, поскольку ситуация имеет именно негативный оттенок, а краткое наименование это подтверждает и помогает осознать характер происходящего;

- коммуникативная (под коммуникативной  функцией А.П. Чудинов понимает метафору как средство передачи информации в наиболее краткой и доступной для адресата форме). Например, метафорическое обозначение партии "Медведь" воспринимается значительно легче, чем официальное ее наименование "Межрегиональное движение "Единство"" или возможная аббревиатура МДЕ. Так, опираясь на данное заключение, мы имеем следующую картину: номинативная функция служит для четкой иллюстрации малодоступной информации и адаптации ее к аудитории;

- прагматическая (позиционируется как функция формирования у слушателя/читателя эмоционального состояния и мировосприятия соответствующих целям адресанта). Например, ассоциируя название партии с образом медведя, люди переносят на партию традиционное для России позитивное восприятие "хозяина тайги". На основании Вышесказанного мы можем сделать вывод, что прагматическая функция метафоры заключается в возникновении ассоциативных рядов у адресата и представление картины более образно;

- изобразительная (способность метафоры превратить любое сообщение в образное и яркое, эстетически привлекательное). Например, «А таких неборцов всегда подхватывают либо темные, либо счастливые воды».30 Ознакомившись с определением изобразительной метафоры, можно заметить, что она, пожалуй, ярче всех описывает какие-либо реалии, а также способствует формированию мнения о них. Так, мы понимаем, что неборцы не способны стабильно существовать, их путь всегда будет варьироваться между «темными и счастливыми водами»  ;

- оценочная метафора (о людях: медведь, змея) характерна для газетных и разговорных метафор. Экспрессивная метафора в публицистике призвана, прежде всего, создавать эмоционально-оценочный эффект. Исходя из мнения автора этого примера, мы можем составить собственное представление о какой-либо реалии с помощью оценки. Называя человека медведем, мы будем представлять себе образ животного, его характерные черты: малоподвижность, неаккуратность, неуклюжесть и т.п. и переносить их на человека.

Метафорические модели (Метафорическая модель – это существующая в сознании носителей языка взаимосвязь между понятиями)31 публицистики создаются преимущественно для того, чтобы перенести оценочное отношение от понятия-источника к метафорическому значению. В современных газетах довольно распространены следующие оценочные словосочетания: продовольственная война, газовая война, штаб отрасли, политическая капитуляция и др;

 

- гипотетическая метафора. Позволяет представить что-то еще не до конца осознанное, создать некоторое предположение о сущности метафорически характеризуемого объекта. Вполне возможно, что, начиная использовать метафору "перестройка", М. С. Горбачев еще не до конца представлял сущность и результаты своих реформ. Скорее всего, личностное гипотетическое осознание значения этого слова существовало в то время у многих "прорабов" и противников "перестройки". Изучив данный аспект, мы можем предположить, что функциональная особенность гипотетической метафоры состоит в развертывании еще неосознанного понятия и выявлении его характерных черт, которые уже были известны ранее. Следовательно, использование метафоры «перестройка» изначально несло за собой некий смысл – разрушение старого и возведение нового.

- моделирующая (схематизирующая) метафора позволяет создать некую модель мира, уяснить взаимосвязи между его элементами. Например, метафора «общеевропейский дом» помогла выразить те взаимосвязи, которые должны были, по мнению М. С. Горбачева, развиваться между европейскими странами. Рассмотрев этот элемент классификации, мы предполагаем, что пример подобран грамотно и полностью соответствует моделирующей функции, так как действительно создается некая модель мира с помощью данной метафоры – с одной стороны, дом, в котором живут дружелюбные соседи, способные помочь друг другу в трудной ситуации, а с другой европейские страны, содержащие в себе свойства этого дома.

 

Когнитивная классификация метафор.

 

Дж. Лакофф, М. Джонсон в своем труде «Метафоры, которыми мы живем»32 предложили наиболее точную классификацию когнитивной метафоры. По характеру или способу концептуализации явлений и предметов объективной реальности когнитивные метафоры принято классифицировать на структурные, онтологические и ориентационные. Рассмотрим каждую номинацию более подробно:

 

 

  • Структурные метафоры «представляют собой концептуализацию абстрактных сущностей через известные, детализированные элементы опыта. На основе структурированных и поэтому прозрачных элементов опыта, известных человеку, происходит конкретизация и упорядочивание других, абстрактных областей»33 Примером этого пункта классификации может послужить уже устоявшееся выражение «Время – деньги». В нем мы видим, как структурные особенности одного элемента переносятся на другой. Так, свойство слова «время» в данном фразеологизме соотносится со словом «деньги»: пока уходит время, теряются деньги, которые можно было заработать.

 

Существует и другой тип метафорического понятия, в основе которого нет структурного упорядочивания одного понятия в терминах другого, но ориентируясь на метафорический образец реалии, мы можем выявить ее признаки и особенности.

  • Ориентационные метафоры. Название этого типа когнитивной метафоры полностью отражает ее сущность, так как «большинство подобных понятий связано с пространственной ориентацией и с противопоставлениями»34 (верх-низ, внутри-снаружи и т.п.). Изучив данный аспект, мы можем предположить, что ориентационные метафоры происходят благодаря тому, что каждый субъект имеет характерные для него признаки, которые проявляет в повседневной жизни. Ориентационные метафоры наделяют понятие ориентацией в пространстве. Опираясь на разобранный материал, на ум сразу же приходят характерные примеры к данному пункту классификации: «Неожиданный сюрприз поднял ему настроение» и «После такой катастрофы он пал духом». В первом случае мы можем наблюдать, что настроение после определенного положительного события изменилось в лучшую сторону. Во втором наоборот – произошедшее явно с негативным оттенком, что послужило наступлению отчаяния и спаду настроения. Перенося эти метафорические свойства на физическую основу, мы наблюдаем сопоставление метафоры и реалии.

 

Следующий элемент классификации схож с ориентационной метафорой, так как в нем присутствуют свойства характерные физическому воплощению.

  • Онтологические метафоры представляют собой «проецирование свойств, объективно присущих предметам реального мира (хрупкость, твердость, текучесть и т.д.), на такие абстрактные сущности как ум, эмоции, мораль, право и т.д.»35  Например, в предложении «Хрупкая девушка зябко поежилась на ветру» мы можем заметить метафорический перенос на человека признака, относящегося к ломким предметам. Таким образом, с помощью метафоры формируется эмоциональное восприятие субъекта, в данном случае «девушки».

 

Таким образом, мы получили подтверждение того, что параметры классификации метафор определяются своеобразием планов содержания и выражения, зависимостью от контекста (автор руководствуется выбором той или иной метафоры исходя из логических соображений, ориентируясь на тему и суть своей работы) и функциональной спецификой метафорического знака. Анализ метафор может производиться не только по какому-либо одному, но и по различного рода комбинациям рассмотренных выше параметров.

 

 

 

1.3. Особенности  использования метафор в публицистике

 

Метафоричность - один из важнейших признаков современной агитационно-политической речи.36

 

В ходе исследования нами было выявлено, что публицистическая метафора (как и художественная) представляет собой употребление автором определенного слова, переосмысленного на базе образно-ассоциативного подобия, которое возникает в результате субъективного впечатления, ощущения, эмоционального восприятия. Это, с одной стороны, отражение реального мира и объективного знания о нем, закрепленного в языке, а с другой - способ создания индивидуального, образного мира журналиста. Ассоциативность, вызываемая метафорическим употреблением слова, помогает более ярко представить описываемую журналистом реальность.

 

Нет сомнений, что газетные метафоры можно разделить на общеупотребительные (тиражируемые журналистами) и на индивидуально-авторские.

 

Одной из характерных черт современной газетной публицистики является метафоризация терминов, которая замечена А.П. Чудиновым: «Характерной приметой многих современных газетно-публицистических текстов является переносное употребление в них специальной научной, специальной профессиональной, военной лексики, лексики, относящейся к спорту». 37 Таким образом, выявляется специальная терминология, многие узкопрофессиональные слова которой начинают использоваться как языковые метафоры.

Информация о работе Метафоричность публицистики Дмитрия Быкова