Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:47, курсовая работа
Понятие журналистика в общих чертах известно любому человеку, поскольку является неотъемлемой частью жизни. В тоже время это понятие многопланово. Что такое журналистика?
Введение
Глава I. Общее положение исторических типов журналистики
Федерально-монархическая печать
Религиозно-клерикальная журналистика
Буржуазная журналистика
Социалистическая журналистика
Глава II. Представители гуманитарно-демократического направления
Глава III. Раскрытие исторических типов в социокультурных форм журналистики
Заключение
Список используемой литературы.
«Бургомистр и советник Утрехта намерен основать в этом древнем и славном городе университет, где будут преподаваться теология и юриспруденция, кроме того философия, история и другие науки. Он будет создан и открыт в нынешнем году».
Однако, феодально–монархические круги, быстро оценив возможности печати как высокоэффективного средства политической борьбы, сами стали поддерживать ее развитие. Так, посетив в 1630 году действовавшее в Париже Адресное (рекламно–справочное) бюро, кардинал Ришелье разрешил его владельцу Т.Ренодо распространять информацию по всей территории страны. В результате 30 мая 1631 года вышел первый номер еженедельника «Ля Газетт», в котором наряду с коммерческими стали публиковаться официальные внутриполитические сообщения и новости из других стран1.
Таким образом, несмотря
на то, что периодическая печать возникает
в результате развития рыночных отношений
в интересах прежде всего нарождавшейся
буржуазии, первым историческим типом
журналистики стал феодально–монархический
тип. Главной идеей в содержании изданий
этого типа была концепция абсолютизма,
божественной избранности монарха и нерушимости
феодально–крепостнических отношений.
На первичной стадии становления абсолютных
монархий в национальных границах феодально–монархическая
печать способствовала становлению единого
политического и экономического пространства,
национальной культуры страны, но впоследствии
становилась оплотом консерватизма, а
затем и откровенно реакционной силой.
1
1.2. Религиозно-клерикальная журналистика.
В рассматриваемый
период наряду с феодально–монархической
возникает и религиозно–
Развесьте уши. К вам пришла Молва.
А кто из вас не ловит жадно слухов?
Я быстро мчусь с востока на закат,
И лошадью в пути мне служит ветер,
Во все концы Земли я разношу
Известья о делах земного шара.
Я сшила плащ себе из языков,
Чтоб ими лгать на всех наречьях мира.
Нет выдумки такой и клеветы,
Который я б ушей не засорила.
Я говорю про мир в канун войны,
И я вооруженьями пугаю
В дни тишины, когда Земля полна
Какой-нибудь совсем другой заботы.
Молва-свирель. На ней играет страх,
Догадка, недоверчивость и зависть.
Таким образом, в случаях, когда политика монарха начинала идти вразрез с интересами церкви, религиозно–клерикальная журналистика из союзника престола превращалась в орудие борьбы против монархии.
Особый тип – религиозно-клерикальная журналистика возникла еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире.
В начале XVII века Ватикан проводит
в жизнь целую программу мер,
чтобы укрепить позиции
Церковная периодика в России в XIX веке представляла немалую влиятельную силу. Религиозные журналы выходили не только в столице, но и в Москве, Киеве, Казани, Рязани, Ярославле. Созданный в 1855 г. журнал «Православный собеседник» так объяснил причины появления своего и других православных изданий: «необходимо противодействие растущему напору материализма и других отрицательных учений, усилению крайностей либерализма и нравственной развращенности». Весьма популярными в православной среде были «Епархиальные ведомости». Девяностые годы XX века – время возрождения российской религиозной журналистики. К примеру, в 1989 г. у Русской православной церкви появилась общецерковная еженедельная газета «Московский церковный вестник». Религиозно-клерикальная журналистика в эпоху феодализма выступала как носитель и проповедник господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении (христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм, и.др.), и была союзником и «дополнением» феодально-монархической прессы. Освящая существующие порядки, оно внушала мысль об их надчеловеческом происхождении власти («промысел божий») и страшных карах (вечных муках в аду) за посягательство на нее даже в мыслях. Нередко религиозные деятели претендовали и на прямое участие в управлении мирскими делами. Так сформировалась политическая концепция клерикализма (лат. Сlericalis – «церковный»). Согласно этой концепции, приверженцы того или иного религиозного вероучения через церковных иерархов (теократия) или политических деятелей – приверженцев религиозных догматов – должны играть первенствующую роль в политическом управлении, общественной жизни, культуре (для исповедующих ислам, например, жить по законам шариата).
В конце XX века в силу
кризиса традиционных
Как и в светской журналистике,
в религиозно-клерикальных СМИ
существуют свои «правые», «центристы»,
и «левые». В католицизме
1.3. Буржуазная журналистика
Буржуазная журналистика возникла на волне антифеодальной борьбы. Оно идеологически готовила победу буржуазных революций. Ее выдающихся деятелей преследовала феодальная реакция. Долгое время томился в тюрьме выдающийся публицист Английской революции Дж. Лильберн, роялисткой Ш. Корде был убит журналист Жан Поль Марат, издатель газеты «Друг народа». Заявив себя главной оппозиционной прогрессивной силой, буржуазная журналистика вела борьбу против монархии, за политическое и экономическое освобождение « третьего сословия» под лозунгами свободы, равенства, братства. Именно идеологи поднимающегося класса провозгласили идею свободы печати и закрепили ее после свержения господства абсолютизма в конституциях и других законоположениях.
Буржуазная журналистика
Стремление проникнуть в
При всем стремлении казаться и реально быть «четвертой властью» буржуазная журналистика испытывает сильное давление капитала (через владения средствами массовой информации, рекламу, объединения предпринимателей) и того государства, институты которого имеют возможность влиять на нее через «направленную информацию», включая организованные «утечки информации», деятельность служб отношений с общественностью («public relation») и т. д.
Во времена «холодной войны» 50-х – начала 80-х годов между буржуазной журналистикой и СМИ стран социального содружества сложились отношения жесткой конфронтации. Буржуазная журналистика стремилась ориентировать массовую аудиторию на буржуазные ценности представления о капиталистическом обществе как отвечающем природе человека справедливом «обществе разных возможностей», где каждый в полной мере может реализовать свои индивидуальные способности, где достигнут самый высокий уровень потребительских стандартов. В то же время формировался агрессивный образ врага, создавшего «железный занавес» и угрожавшего «свободному миру». Эти два главных направления деятельности – защита буржуазных ценностей и «борьба с коммунизмом» - дополнялись третьим, эскапистским, когда насаждались развлечения, мир грез и фантастики, сенсации из жизни преступного мира, «высшего света», звезд кино, эстрады, спорта, а также оккультные науки, секс и т.п.
Широкая и серьезная
С окончанием периода «
С началом революции во Франции отмечается резкий количественный скачок прессы: если перед началом революции в Париже выходило всего 27 газет, то во второй половине 1789 года их стало около 250, а в 1790 году – свыше 350. В этот период выходили знаменитые газеты «Защитник конституции» М.Робеспьера, «Друг народа» Ж.П.Марата, «Папаша Дюшен» Ж.Эбера. Последняя газета вместе с газетой «Парижские революции» была рекомендована Конвентом для распространения в армии.
С
победой революции
Однако,
после принятия императорского титула
Наполеон уже не мог поддерживать
сложившуюся во Франции систему
буржуазной журналистики. Были запрещены
к распространению труды