Исторические типы журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Понятие журналистика в общих чертах известно любому человеку, поскольку является неотъемлемой частью жизни. В тоже время это понятие многопланово. Что такое журналистика?

Оглавление

Введение

Глава I. Общее положение исторических типов журналистики
Федерально-монархическая печать

Религиозно-клерикальная журналистика

Буржуазная журналистика

Социалистическая журналистика



Глава II. Представители гуманитарно-демократического направления

Глава III. Раскрытие исторических типов в социокультурных форм журналистики


Заключение

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Федеральное Агентство по Образованию РФ

Владимирский  Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра – Журналистики 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема  – Исторические типы журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнила: студентка 1 курса

                                                                группы РЖ-107 Семёнова А.А.                              

              Проверил: доцент Фокин В.П. 
               
               
               
               
               
               
               

Владимир 2008 год 
 

П Л А Н  

Введение 

Глава I. Общее положение  исторических типов журналистики 

    1. Федерально-монархическая  печать
 
    1. Религиозно-клерикальная журналистика
 
    1. Буржуазная  журналистика
 
    1. Социалистическая  журналистика
 
 

Глава II. Представители  гуманитарно-демократического направления 

Глава III. Раскрытие исторических типов в социокультурных форм журналистики 
 

Заключение 

Список используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Понятие журналистика в  общих чертах известно любому человеку, поскольку является неотъемлемой частью жизни. В тоже время  это понятие многопланово. Что такое журналистика? Во-первых, это не только часть социальной системы в целом, но и особый социальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных изданий, телерадиокомпаний, работа которых обеспечивается инфраструктурой журналистики: технической, информационной, организационно-управленческой и т.д. Во-вторых, это необходимая для функционирования данного социального института система видов деятельности и прежде всего сбор и обработка актуальной социальной информации и ее распространение. В третьих, это совокупность профессий, потребных для такой деятельности: от редактора до корректора, от телережиссера до видеоинженера и т.д. В четвертых, это система произведений, создаваемых журналистами. В пятых, комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. Когда говорят о журналистике, то часто оперируются такими понятиями, как СМИ (средства массовой информации), СМК (средства массовой коммуникации,). Но всего этого могло и не быть без исторических типов развития журналистики, без этапов становления самого понятия «журналистика». Отсюда можно сделать вывод о несомненной актуальности темы курсовой работы. Тема данной работы: «Исторические типы развития журналистики». В своей работе, я попыталась раскрыть эту тему на столько, насколько это возможно, так как, я полностью прониклась в глубину познания истории журналистики не только в России, но и за рубежом. Естественно, что поскольку журналистика имела, определённые этапы в своём развитии и каждый такой этап был, связан с определённой исторической эпохой, В ней сложились характерные для этих эпох исторические типы журналистики в рамках, которых она функционировала и продолжает также функционировать и сейчас.

Представим  их себе в качестве следующей схемы-таблицы:

ФЕОДАЛЬНО-МОНАРХИЧЕСКАЯ  ПЕЧАТЬ

Журналистика, обслуживавшая и обслуживающая  и сегодня интересы феодально-монархического строя. Сегодня - в большей степени  интересы королевских особ и монархической  организации.

БУРЖУАЗНАЯ-РЕЛИГИОЗНО-КЛЕРИКАЛЬНАЯ

Журналистика, работающая на рыночные отношения в  обществе. Церковная журналистика, служившая и служащая интересам, как признанных религиозных конфессий  так и бесчисленного множества  сект. Основная провозглашаемая цель – «помочь человеку спастись».

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ  И  КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Возникла  в конце XIX – начале XXвека. Впоследствии эти два направления разошлись, так как первая выступала за реформистский  путь реализации социалистических ценностей  в обществе, тогда как вторая –  за революционный. Из этих исторических типов в качестве их производных выделяются многочисленные теории и концепции журналистики. В принципе их все можно сгруппировать по двум основным признакам: признание превосходства гуманистического начала над какой бы то ни было «целесообразностью» и

признание либо отрицание рыночных отношений  в обществе как наиболее эффективных в современных условиях.

Для достижения этих признаков возникает острая нужда в движении к согласию на основе диалога между различными типами в журналистике при ведении его на основе требований толерантности и поиска решений через компромисс к консенсусу, «сдвиг к центру». Успех здесь невозможен без формирования и последовательной реализации гуманистических ориентиров в сознании и поведении журналистов.   
 

Глава I. Общее положение  исторических типов  журналистики.

Массово-информационная деятельность,  функционирование системы  средств массовой информации в различные  исторические эпохи определяются двумя  группами закономерностей. Первая связана  с общесоциологическими законами, функциональной ролью журналистики в общественной жизни. Поскольку  общефункциональная специфика журналистики в принципе неизменна – выполнять коммуникативную роль, активно участвовать в формировании  массового сознания, влиять на принятие управленческих решений, быть фактором развития культуры, носителем рекламно-справочной  информации и т.д., - профессионально-творческий характер СМИ разных времен и народов при всех различиях, связанных с национально-региональными традициями, техническими возможностями, принятыми образцами и т.д., принципиально един. Так, первые газеты XVII -  XVIII веков и газеты XX века при всех различиях, часто разительных, все же являются    именно газетами – массово-информационного взаимодействия со своими столь же разнообразными аудиториями.

   Однако картина во многом меняется, если взглянуть на явления  журналистики не с общефункциональной  профессионально- творческой точки  зрения, а с точки зрения содержательного  наполнения деятельности средств  массовой информации, с с точки зрения меры  объема «дозволенной» свободы, что и определяет характера социально-политической линии СМИ при выполнении ими своих функций. Благодаря различиям в общественном положении,  в потребностях и интересах, стремлениях и взглядах социальных групп представляющих их общественно-политических организаций (политических партий, профсоюзов, объединений предпринимателей, творческих и иных союзов ит.д.) возникает громадная совокупность изданий  программ, занимающих различные, часто противоположные позиции.

   Разумеется, существенные различия  касаются собственно политических  вопросов, идеологических концепций,  представлений о «нормальном», общественном  устройстве; в меньшей степени  социальные позиции противостоят  друг другу в вопросах несобственно политических (культуры, искусства), а в вопросах неполитических (техники, спорта, естественных наук). Поэтому позиции разных СМИ в одних сферах могут быть различными до противоположности, а в других близкими, сходными или чуть ли неидентичными. Однако давая общую принципиальную характеристику позиции в журналистике, прежде всего нужно брать во внимание политико-идеологические взгляды, накладывающие отпечаток на выбранную линию поведения  того или иного органа журналистики практически во всех сферах, поскольку политико-идеологическая линия -  своеобразная визитная карточка, дающая характеристику сущности издания или программы в силу первостепенной значимости для СМИ их позиций по  политическим вопросам.

   При всем своеобразии каждого  органа журналистики в ту или иную историческую эпоху, в той или иной стране, среди тех или иных политических сил следует выделять базовые исторические типы журналистики. Основа выделения – фундаментальные социально-классовые ориентации, соответствующие им (хотя вовсе не однозначно и тем более не зеркально) идеологические представления и пропагандируемые ценности. Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов ( греч. typos – «отпечаток», «форма», «образец») -  результат высокого обобщения на основе определения «ядра» позиции и играемой в обществе роли, принципиальной социальной направленности.

   Со времени возникновения журналистики  в XVII веке по этому признаку выделяются (в разных вариациях) феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная социалистическая  «журналистики» с перспективой формирования общегуманистической журналистики в новой цивилизации, которая должна прийти на смену современному обществу с его посткапиталистическими и постсоциалиситическими чертами и свойствами.

   Следует иметь в виду, в конкретных  изданиях и программах могут  сочетаться черты разных исторических  типов (например, социалистические  идеи проникают в буржуазные  СМИ и наоборот), а внутри каждого  исторического типа существуют  серьезно различающиеся разновидности (например, демократические и тоталитаристские формы и буржуазной, и социалистической журналистики). Наконец, в зависимости от изменения роли той или иной группы представляющая ее интересы журналистика меняет свой резко отличается от журналистики тех же сил в период возвышения буржуазии и особенно в периоды буржуазных революций).

Исторические  типы отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концепция  абсолютизма, божественной бранности  монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати, ведущей начало с времен кардинала Ришелье и петровских «Ведомостей». Способствуя укреплению единого государства, развитию национальной культуры, эта печать по мере назревания Буржуазных революций становится консервативной, а затем и реакционной силой. Возникнув в недрах феодального общества как оппозиционная сила, буржуазная журналистика идеологически обеспечивала борьбу против  монархии под лозунгами свободы печати, идей свободы, равенства и братства. Во время Великой Французской революции выходили знаменитые газеты «Защитник конституции» Робеспьера, «Друг народа» Марата. Это была эпоха «персонального журнализма» (до начала  XIX века), когда автор был редактором, и издателем. После победы буржуазных революций сформировались средства массовой информации разных ориентаций – от демократических левобуржуазных до фашистских (в Германии и Италии). 

1.1 Федерально-монархическая печать

  Федерально-монархическая печать стала складываться сразу же после возникновения первых газет. Она ведет свое начало со времен кардинала Ришелье, когда Т. Ренодо в 1631 году создал «La Gazette». В России первой газетой являются «Ведомости», созданные Петром 1 в 1702 году. 13 января (день выхода первого номера) отмечается как день российской печати. Характерно, что этот тип  прессы возник по воле верховной власти, прежде всего в период формирования абсолютистских (самодержавных) монархий в целях, говоря современным языком, идейно-организационного укрепления монархической абсолютистской  власти, когда формировались мощные централизованные государства.

   В период становления централизованных  государств, формирования единой  политической системы и экономического  пространства, развития национальной  культуры печати, способствуя развитию государства, распространяя идеи просвещенного абсолютизма и борясь за их реализацию,  играла относительно прогрессивную роль. Внутри нее существовали различные направления – охранительно-консервативные, либерально-просветительские, даже отражавшие идеи дворянских революционеров, объективно готовивших  буржуазные  преобразования, выступавших за конституционную монархию, а порой и за республиканский строй. Поэтому важно внимательно относиться к явлениям журналистики тех времен и хранить живое наследие прошлого.

   Однако по мере превращения  феодально-монархического   строя   в тормоз общественного развития  этот тип прессы  (утеряв остатки  либерализма) в стремлении сохранить  старые устои открыто выявил  свою консервативную, а затем  и прямо реакционную сущность.  Верховная власть в проводимой информационной политике стремилась сохранить монополию на журналистскую деятельность для «своей» прессы, ограничивая с помощью прямых запретов и цензуры оппозиционную журналистику. Особенно подверглась преследованиям буржуазно-демократическая журналистика.

   История распорядилась так, что  во времена господства буржуазных  отношений во многих странах  сохранились монархические институты:  либо как формально-традиционные (Великобритания), либо в определенной  мере выполняющие свои функции (Испания), либо играющие действенную роль руководства государствами (ряд арабских стран). Разумеется, существует и журналистика, поддерживающая пропагандирующая монархические идеи  - как выражение желательности видеть во главе государства того, кому «по праву крови» принадлежит  эта роль (которая к тому же исполняется «из высших соображений», из общих интересов нации без постоянной оглядки на мнения избирателей, подверженных непредсказуемым колебаниям ). Не случайно существует афоризм, что каждая монархия  стремится к демократии, а демократия – к монархии. Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально–экономические причины. На рубеже 16 – 17 вв. происходит активное складывание рыночных отношений, рост международной торговли, развиваются наука и культура,  растет грамотность населения. Все эти экономические, социальные и культурные факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, политической, научной и культурной информации, прежде всего, в интересах нового нарождавшегося класса – буржуазии.  В это же время возникают крупные абсолютистские государства (Франция, Россия), и феодально–монархические и религиозно–клерикальные круги также стремятся использовать печать в своих интересах.

      Первые  публикации, которые могут быть отнесены к зачаточным формам периодической  печати, появились в Англии в начале 17 века. Это были письма или памфлеты, повествующие о новостях за границей: «Новости из Германии» (1612 г.), «Добрые  вести из Флоренции» (1614 г.), «Глас народа или новости из Испании» (1620 г.) и др.

      Первые  печатные газеты появились в Германии в начале 17 в. – еженедельники  «Рилейшн адлер» в Страсбурге и «Авизо–рилейшн одер цайтунг» в Аугсбурге (дошедшие до нас номера датированы 1609 годом). В Англии в 1622 году появился еженедельник аналогичного содержания под названием «Уикли ньюс фром Итали, Джермени этсепт.», а первая ежедневная английская газета – «Дэйли курант» – увидела свет 11 марта 1702 года. Первые европейские газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и промышленников, содержали рекламу товаров, публиковали  информацию,  о новостях науки и культуры, то есть отвечали запросам тогда еще немногочисленного и недостаточно влиятельного класса буржуазии. Так, на страницах созданной в 1629 году в Бельгии первой печатной газеты ее издатель А.Верховен публиковал такого рода объявления:

Информация о работе Исторические типы журналистики