Исторические типы журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Понятие журналистика в общих чертах известно любому человеку, поскольку является неотъемлемой частью жизни. В тоже время это понятие многопланово. Что такое журналистика?

Оглавление

Введение

Глава I. Общее положение исторических типов журналистики
Федерально-монархическая печать

Религиозно-клерикальная журналистика

Буржуазная журналистика

Социалистическая журналистика



Глава II. Представители гуманитарно-демократического направления

Глава III. Раскрытие исторических типов в социокультурных форм журналистики


Заключение

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      В эпоху укрепления буржуазных отношений  происходят значительные перемены в  военном деле: создаются многотысячные  армии, совершенствуется тактика действий войск, развивается вооружение. Необходимость популяризации военных знаний вызывает появление периодических изданий по военному делу. Так, например, во Франции в начале 19 века издавались специализированные военные журналы «Журналь де сьянс милитер дез арт де тер эт де мер», «Журналь дез арм спесьяль» и ежедневная газета «Ля Франс милитер»; в Германии – ежемесячный журнал «Милитер литератур цайтунг» и еженедельный бюллетень «Милитервохенблатт», на смену которому в 1848 году пришла ежедневная военная газета «Дойче верцайтунг»; в Бельгии – ежемесячный журнал «Ревю де ля арме Бельже» и газета «Журналь милитер офисель». В Великобритании, бывшей в то время ведущей морской державой, военные издания также освещали флотскую проблематику: «Арми энд нэйви мэгэзин», «Броад эрроу» и др.

      В Великобритании, которая   к середине 19 века обладала самой передовой промышленностью, и в которой наиболее быстрыми темпами развивались рыночные отношения, проявляется еще одна новая  тенденция в развитии буржуазной журналистики – возникновение «независимой прессы», что наглядно иллюстрирует история газеты «Таймс». Еще с начала 18 века в Великобритании каждая выходившая газета облагалась государственной пошлиной, превышавшей в несколько раз доходы издателя, который во избежание убытков вынужден был обращаться за помощью к правительству, однако взамен должен был помещать в газете угодные правительству материалы. Возникнув в 1785 году, «Таймс» поначалу вела свои дела так же, как и другие лондонские газеты: «Лондон ивнинг пост», «Уорлд», «Сэнт Джеймс кроникл», – ее издатель Дж.Уолтер был приглашен в Уайт–холл, где ему предложили субсидию в размере 300 фунтов стерлингов за публикацию требуемых материалов. Однако с 1800 года газета отказывается от правительственных субсидий. Ее тираж был самым крупным из всех английских газет – около 4 тыс. экземпляров, а в 30–е годы 19 в., когда газета обрела репутацию критика всех политических курсов, которые не совпадали с линией издателя, перешел отметку 30 тыс. экземпляров, и редактор «Таймс» входил в число ведущих предпринимателей страны.

      С этого времени газета уже не искала дружбы у сильных мира сего, напротив, представители различных министерств  стремились добиться расположения редактора, чтобы поместить нужные для себя материалы, однако руководство издания  в первую очередь стремилось учитывать интересы крупной буржуазии, не боясь при этом даже пускаться на размолвки с правительством. Примером тому могут послужить события накануне Восточной войны 1853–1856 гг. Тогда «Таймс», стремясь к поддержанию стабильности торговли на континенте, до последнего момента призывала к осторожности в отношениях с Россией, вызывая неудовольствие правящих кругов. Но затем, просчитав, что война сулит огромные заказы, британские промышленно–финансовые круги, используя страницы газеты, начинают активно подталкивать правительство к войне. Таким образом, с развитием капиталистических отношений информация приобретает товарную стоимость, и пресса начинает сливаться с промышленно–финансовым капиталом.

      В конце 19 века с ростом грамотности  населения  английская печать начинает делиться  на «качественную» ( от англ.quality) и массовую или «таблоидную» (от англ. table) прессу. В борьбе с новыми группировками предпринимателей, делавших ставку на массовые издания, «Таймс», стремясь подтвердить репутацию  инструмента большой политики, пускается на рискованные авантюры. Так, в конце 19 века в газете было опубликовано письмо, якобы поступившее от английских колонистов в Южной Африки с жалобой на притеснения со стороны буров, после чего началось вооруженное нападение агентов С.Родса на Оранжевую республику. После провала этой акции «Таймс» подверглась массированной критике за публикацию сомнительного рода «документов».

      В зарубежной военной периодике в  конце 19 века отмечается дальнейший рост количества специализированных изданий видов вооруженных сил, родов войск и  служб. Так, во Франции в этот период выходили журналы «Ревю де инфантри», «Ревю де артиллери», «Ревю де ля энтенданс»; в Италии – журналы «Ривиста милитаре Итальяна» и «Ривиста ди артиллерия э женио»; в Германии, известной производством вооружения, – журналы по стрелковому делу «Шуссе унд ваффен», «Ваффеншмидт», «Лебелс ярбух» и др.

      С развитием технического прогресса  открываются широкие возможности  для развития журналистики. Во второй половине 19 века распространяются новые технические способы  полиграфии: ротационная печать (1847г.), воспроизведение на бумаге фотоснимков (1862г.), механизированный набор (1884г.); создаются и внедряются новые средства передачи информации: телеграф (1837г.), телефон (1886г.); железнодорожный транспорт и паровой флот обеспечивают быструю доставку тиражей; продолжается начатый еще в первой половине 19 века процесс создания информационных агентств: французское «Гавас» в 1835 году, американское «Ассошиэйтед Пресс» в 1848 году, английское «Рейтер» в 1851 году, «Русское телеграфное агентство» в 1866 году.

      Дальнейшие  тенденции в развитии журналистики наглядно демонстрирует история  американской печати, которая, в отличие  от европейской, с самого начала носила ярко выраженный массовый буржуазный характер. Отцом массовой (народной) печати считается издатель газеты «Нью–Йорк геральд» Дж.Беннет, требовавший от своих сотрудников писать об «истории человеческого интереса и эмоций»: преступлениях, происшествиях, семейных драмах и скандалах в высшем свете.

      Дж.Пулитцер, приобретя в 1883 году газету «Нью–Йорк  уорлд», продолжал развивать эту  модель журналистики, основанную на бытовых  репортажах и освещении происшествий.  Упрощенный английский язык, сенсации, рисунки и комиксы о похождениях забавного парня по прозвищу «Yellow kid» (отсюда пошло выражение «желтая пресса») существенно расширили аудиторию, прежде всего за счет иммигрантов, и тираж газеты всего за год вырос с 15 до 100 тыс. экземпляров.

      Третьей выдающейся фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал У.Херст, карьера которого началась с приобретения в 1896 году газеты «Нью–Йорк джорнэл энд эдвертайзер». В отличие от своих предшественников, У.Херст не останавливался ни перед чем, не только освещая события, но и организуя их. Так, в конце прошлого века, когда  между США и Испанией обострились отношения из–за Кубы, У.Херст послал в Гавану двух корреспондентов для описания «зверств», чинимых испанцами, однако тем не обнаружили повода для сенсации,  после чего состоялся следующий обмен телеграммами с редактором:

      «Нью–Йорк. Херсту. Все спокойно. Нет никаких волнений. Войны не будет. Хотим вернуться. Ремингтон.

      Гавана. Ремингтону. Пожалуйста, оставайтесь. Ваше дело обеспечить иллюстрации. Войну обеспечу я. Херст».

      Вскоре после этого взорвался стоявший на рейде Гаваны американский военный корабль, и война была объявлена.

   После утверждения буржуазного  строя феодально-монархическая и  особенно религиозно-клерикальная  журналистика не прекратила своего  существования, хотя в большинстве случаев изменила характер деятельности, «вписавшись» в  буржуазное общество. Объяснить это можно тем, что  буржуазия боролась с монархией и религией непоследовательно, а порой и вовсе под монархическими («за хорошего царя», «за конституционную монархию») или религиозными ( ереси, протестантизм,  некоторые православные догматы и т.д. ) лозунгами. Ведь «святость» («Нет власти, аще от Бога») и «божественное» происхождение общественных порядков (теперь уже буржуазных) не только устраивали буржуазию, но и были необходимы ей в качестве одного из идеологических постулатов. При этом в буржуазных государствах после укрепления капиталистических порядков религии и церкви отводится особенно важная роль, что связано с устойчивостью религиозной идеологии и ее возможностью сосуществовать,  а часто и сотрудничать с различными социальными системами (на пряжках поясных ремней  в немецко-фашистской армии было начертано: «Gott mit uns»  - «С нами Бог»).  

1.4. Социалистическая  журналистика.

   Социалистическая журналистика, возникновение которой было связно с развитием общественной мысли и политического движения групп и организаций, выступающих за интересы трудящихся, заявила о себе уже в период столкновений различных классовых сил буржуазного общества, еще тогда, когда в некоторых станах шла борьба с феодализмом. Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России – странах, в которых на этапе развития буржуазно-демократического движения как самостоятельное  выделилось рабочее движение, проповедующее социалистическую идеологию и имеющее свои печатные издания. Так, в Германии в 1848 – 1849 годах под редакцией К. Маркса  и при участии Ф. Энгельса и других сторонников социалистических идей издавалась «Новая Рейнская газета». В России социалистические идеи выдвигались на страницах революционно-демократических изданий и в народнической прессе во второй половине XIX века.

   С развитием социал-демократического  движения практически во всех  крупных странах Западной Европы  стали возникать социалистические  издания. Однако борьба различных течений в процессе разработки социалистической идеологии и определения путей продвижения к социализму привела к расколу в социалистическом движении  и возникновению социал-демократического и коммунистического направлений.

   Социал-демократическая ветвь движения (также внутренне неоднородная, хотя и действующая в рамках Социалистического интернационала) и его пресса приняли демократические правила, стремясь постепенно реформистским путем вводить социалистически направленные преобразования. Достигнув значительных результатов (формирование во многих странах «социально ориентированного» рыночного хозяйства), в конце XX века социал-демократизм в связи с рядом социальных последствий научно-технической революции столкнулся с трудностями, сужением своей социальной базы и встал перед необходимостью модернизации своей идеологии и политики. Направленность перемен связана с постепенным осознанием пути развития цивилизации нового века, в том числе и изменения социальной структуры общества, взаимоотношений между различными социальными группами и средствами решения стоящих перед человечеством глобальных проблем через усилие диалогизма при толерантном движении к общественному согласию.

   Коммунистическая ветвь движения  начала формироваться на основе  большевистской части РСДРП  и особенно быстро развивалась на фоне кризиса в период русской революции 1905 года, Первой мировой войны  и после февральской буржуазно-демократической революции в России. Идеологически ее деятельность обеспечивалась коммунистической печатью, центральное место в которой занимала «Правда» (1912 – 1914 годы, возобновлена после февральской революции 1917 года и выходящая до сих пор) и многие местные специализированные органы партийной литературы, издававшиеся партийными комитетами. Жесткая линия сталинской части партийного руководства после смерти В. И. Ленина привела к подавлению всех проявлений оппозиционности не только в печати, но и в партии. Воцарился жесткий, все более догматизировавшийся идеологический монополизм. Партийное руководство превратилось в диктат идеологических структур партийного аппарата над всей журналистикой, включая и те органы, которые не были формально подчинены партийным комитетам. Над всеми средствами массовой информации осуществлялся тотальный контроль.

    Поставленная в жесткие условия, журналистика оказалась в рамках  всевозможных запретов и ограничений, от нее требовалось играть роль идеологического инструмента Коммунистической партии. Несмотря на это, журналистика, особенно в тех областях которые непосредственно  мало соприкасались с политическими вопросами, немало делала для развития аудитории. Были издания (например, «Новый мир» при Твардовском, газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Труд» и др.), на страницах которых прорывалась правда жизни, ставились острые проблемы современности.

   Таким образом, коммунистическая  печать  в СССР,  и странах  социалистического содружества  прошла сложную историю. С одной  стороны, базируясь на мечтах  о счастье всего человечества  и идее социалистического выбора, она звала народы на революционную борьбу против «старого мира» и на путь социалистического строительства в различных сферах общественной жизни, с другой – в условиях тоталитарного режима, не только извратившего высокие идеи и отступившего от их практической реализации, но и совершавшего прямые преступления в стране и за ее рубежом, средства массовой информации нарушали свои принципы, превращаясь  в «подручных» режима, теряли доверие масс, постоянно манипулируя их сознанием.3

      Социалистическая  журналистика появилась в связи с развитием общественной мысли и политического движения групп и организаций, выступавших за интересы трудящихся, и заявила о себе  уже в первых столкновениях различных классовых сил буржуазного общества, еще в ту пору, когда в некоторых странах шла борьба с феодализмом. Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России,  где на этапе развития буржуазно–демократического движения в качестве самостоятельной общественно–политической силы выделилось рабочее движение, базировавшееся на социалистической идеологии и имевшее свои печатные издания.

      Так, в Германии в 1848–1849гг. под редакцией  К.Маркса и при участии Ф.Энгельса издавалась «Новая Рейнская газета»; марксистские труды публиковались в таких  европейских изданиях, как итальянский  демократический еженедельник «Ле Альба», английская чартистская газета «Северная звезда», в США члены Союза коммунистов Германии И.Вейдемейер и А.Клусс издают на немецком языке газету «Реформа».

      С развитием социал–демократического  движения практически во всех европейских странах возникают социалистические издания. Особенно активизируется эта деятельность после создания 1 Интернационала: «Народное государство» в Германии, «Почта Ист–Энда», «Международный вестник» и «Содружество» в Великобритании, «Французский курьер» – во Франции, «Интернационал» – в Бельгии, «Равенство» – в Швейцарии», «Освобождение» – в Испании, «Социальная мысль» – в Португалии. Газета «Народное дело» – орган Русской секции Интернационала – издавалась в Женеве.

Информация о работе Исторические типы журналистики