Информационная заметка. Её характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие.

Оглавление

1. Введение 1 стр.
2. Основная часть 2 стр.
2.1. Жанровые виды заметок 9 стр.
2.2. Структура заметки 14 стр.
2.3. Требования заметки 17 стр.
3. Практическая часть 18
4.Заключение 24стр.
5. Список использованной литературы 26 стр.

Файлы: 1 файл

inf_zametka.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Факультет журналистики

 

 

 

 

Кафедра телевидения и радиовещания

 

 

 

 

 

 

Информационная заметка. Её характеристика

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 2 курса заочной формы обучения

Зубрицкой Юлии Витальевны

Научный руководитель:

Шейн Валерий Николаевич

 

 

 

 

 

Минск 2013

                    Содержание

1. Введение   1 стр.

2. Основная часть   2 стр.

2.1. Жанровые виды заметок   9 стр.

2.2. Структура заметки      14 стр.

2.3. Требования заметки      17 стр.

3. Практическая часть 18

4.Заключение   24стр.

5. Список использованной литературы   26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Введение

Мы открываем газету, включаем радио или садимся у экрана телевизора в первую очередь для того, чтобы удовлетворить свое любопытство: а что же сегодня произошло? И внимательно следим за мыслью журналистов, пытающихся нам об этом рассказать. Один из них нам нравится больше, другой - меньше. И даже не столько из-за внешности или манеры одеваться, сколько из-за умения удовлетворить наше любопытство.

Чего же мы ждем от журналиста? Во-первых, - новость. Далеко не всякое сообщение можно назвать новостью, а только общественно значимое или необычное. Во-вторых, - раскрытия логики факта. То есть, журналист должен приоткрыть связи этой новости с другими событиями нашей жизни. В-третьих, - предельной краткости. Мы стремимся услышать как можно больше новостей за как можно меньшее время. В-четвертых, - чрезвычайной оперативности. В самом деле, зачем нам слушать о том, что уже стало давней историей.

Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие.

Радио – временная коммуникация, поэтому программы – естественная форма фиксации, отражения и трансляции звукового материала. Существует много типов программ, и все они собирают конкретный материал в определенное целое. Программа одновременно выражает концепцию вещательного канала, отношение радио организации к событиям, а также ожидания, запросы, интересы аудитории. Программа – своего рода «мозаика», состоящая из определенных речевых и музыкальных элементов. Все многообразие жизни радиожурналистика представляет с помощью разных жанров.

                   Основная часть

В определении жанров в журналистике, особенно в последнее время, в большей степени учитывается их функциональная направленность, так как журналистика – такой вид творческой деятельности, который связан с задачами открытого публицистического воздействия на общество.

На помощь журналисту приходит заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.

Информационная заметка является той структурной единицей программы, в которой воплощается конкретное произведение. Изучение способов составления информационных заметок, их возможностей, характерных признаков особенно важно для журналистов, так как именно заметки определяют во многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В них проявляется содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей.

Информационная заметка – своеобразный «инструмент», с помощью которого автор создает и оформляет свое выступление в эфире по законам публицистического творчества. Информационная заметка – это «мостик», с помощью которого журналист вступает в речевое общение с невидимым слушателем и общается с ним с определенной целью, воплощенной в произведении.

Информационная заметка – категория историческая. Она видоизменяется, эволюционирует, осваивая новое творческое пространство с изменением условий творчества, определяемых возможностями коммуникационного канала, а также общественно-политическими задачами.

Задача журналиста - представить новость "ударной" и понятной. Для этого он отсекает все лишнее, скрывающее суть происшедшего. Объектом его отображения становится голый факт.

Однако конкретное назначение материала позволяет ему выбирать между жестким и мягким вариантами подачи.

В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие или сенсация. Эта литературная форма, спрессовывая новость: делает ее предельно устремленной.

По преимуществу это сообщения по горячим следам или хроника сигнального типа, за которой последуют репортажи или развернутые аналитические материалы. Журналист как бы анонсирует свои будущие журналистские расследования, приоткрывает секреты своей творческой лаборатории, показывая, чем он увлечен сейчас, какие события привлекли его внимание.

В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. Здесь важно переключение с итога на деталь события.

Такие сообщения не претендуют на дальнейшее журналистское исследование, они самодостаточны и могут полностью удовлетворить интерес читателя. Журналист словно мимоходом отмечает любопытное на его взгляд в жизни общества, делясь своими попутными открытиями и удивлениями.

Среди таких материалов нередки и свернутые до краткого сообщения журналистские исследования. Поэтому краткое сообщение может быть четко монотемным, направленным на раскрытие одной темы, но может и заострять внимание читателя на нескольких моментах происшествия, одинаково важных для интерпретации.

Простейшим видом заметок является хроникальное сообщение - предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события. Затем следуют собственно заметка и расширенная заметка. Своеобразной разновидностью жанра стала текстовка, сопровождающая иллюстрацию (фотоснимок, рисунок, инфографику).

Удивительно лаконичен характер литературно-стилистических средств, используемых в таких материалах: здесь нет никаких авторских изощрений, - материал кажется точным слепком с действительности. В зависимости от акцента на важность факта, журналист располагает имеющиеся сведения. Это может быть ударное сообщение и его дальнейшая детализация. Так строятся жесткие новости. А может - интригующая деталь, подробность события, а затем уже указание на сам факт, - таков принцип изложения новости в мягком варианте.

Эти два способа изложения кратких новостей преследуют разные цели. Составляя "пирамиду", журналист демонстрирует избирательность, творческую активность и свою позицию. Он выбирает главный элемент новости и показывает, насколько важен ему этот элемент при планировании дальнейшей творческой деятельности.

Но выбор способа изложения зависит и от запросов читательской аудитории, от типа издания, для которого журналист отбирает новости: новостная журналистика требует жесткого варианта, а "желтая" пресса, напротив, заинтересована в мягком варианте, поскольку оперативность для нее не особенно важна.

Иногда возникает необходимость расширить новость, не выходя за рамки заметки. Это происходит в том случае, если новость - обрастающее подробностями уже прозвучавшее сообщение сигнального типа. Атрибуция новости и подробности уточняют, удостоверяют факт. Для этого журналист вводит вспомогательный материал: ссылки на источник информации, цитаты, цифры и статистические данные, наглядные элементы. Ведь, хотя в задачу заметки и не входит детальный анализ события и широкие обобщения, заметка должна четко и недвусмысленно отражать отношение редакции к происходящему и правильно сориентировать читателя.

Здесь важно, насколько эрудирован журналист, насколько глубоко знает он специфику своего издания, насколько точно представляет себе свою аудиторию и способен ли он сформировать определенное общественное мнение.

Уже сложилась определенная традиция подачи заметок, позволяющая провести их определенную типологизацию. Дело в том, что с годами выработалась система публикации информационных сообщений компактными блоками. Это целевой подбор заметок, объединенных общей рубрикой.

Типологические признаки таких блоков могут быть тематическими (например, новости спорта, хроника культурной жизни), региональными (географическими), по категориям авторов (например, сообщения читателей, информационных агентств) и по времени действия (например, "вчера", "когда верстался номер").

Но в любом литературном оформлении, при разных ракурсах подачи факта заметка сохраняет свое "лицо" - отвечает жанрообразующим признакам.

Как уже говорилось выше, человеку для ориентации в мире, осуществления деятельности по удовлетворению своих разнообразных потребностей нужна всесторонняя информация, которая бы помогала ему устанавливать факт существования каких-то явлений, их значимость, ценность и направления их развития, будущее их состояние, определять соответствующие нормы (рамки) их «использования» и возможные варианты собственных действий (в том числе, возможно, и со стороны других членов аудитории), связанных с такими явлениями.

Всесторонность информации возникает в результате комбинирования (то ли целенаправленного, то ли спонтанного) неких исходных типов этой информации. А именно: фактов (фактологической, дескриптивной информации), оценок (оценочной, валюативной информации), норм (нормативной предписательной информации), программ (программной, рекомендательной информации), предположений (прогностической, вероятностной, превентивной информации). В конкретной заметке может превалировать тот или иной из перечисленных типов информации, в ней может вообще содержаться только один тип информации. В результате возникает относительно большое содержательное разнообразие заметок.

Фактологическая информация. Факты, так же как и иные виды знания, устанавливаются в ходе познания действительности разными методами. Чаще всего под фактом в журналистике понимают описание какого-то явления, события, процесса, ситуации. Хотя на самом деле это понятие гораздо шире изложенного и представляет собой достоверное знание о существовании самых разнообразных явлений как предметного, так и информационного плана. Надо заметить, что фактами иногда называют и сами события, явления, процессы и пр. В этом случае говорят об онтологическом плане факта. Для журналиста факты – это прежде всего достоверные сведения, устанавливающие реальность существования каких-либо явлений (предметного или идеального, т.е. информационного ряда) в настоящем или прошлом.

Вероятностная информация. Она включает предположение или совокупность предположений о настоящем, прошлом или о будущем каких-либо явлений. Предположения могут опираться на достоверную информацию о предмете суждения или же могут быть вообще лишены всяких оснований.

Предположения, относящиеся к будущему, называются прогнозами (прогноз означает в переводе с латыни – предвидение). Как уже говорилось ранее, прогнозы бывают разными по степени их обоснованности, серьезности. В любом случае их реализация зависит как от известных «прогнозисту» факторов, так и от неизвестных. Чем больше таких «неизвестных», тем труднее предсказать будущее того или иного интересующего читателя явления. И даже если предположить, что автору прогноза известны все факторы (что вряд ли возможно), то и в этом случае он не всегда может «просчитать», какой в итоге будет «равнодействующая» их взаимного влияния.

Предположения могут относиться и к прошлому. В этом случае их обычно не называют прогнозами, поскольку намерение «предвидеть» по отношению к событиям, которые уже когда-то произошли, выглядит несуразно. Чаще всего предположения, адресованные прошлому, называются гипотезами (хотя иная гипотеза может представлять собой суждение о будущем). Если существует множество предположений относительно одного и того же предмета, то каждое из них называется версией.

Оценочная информация. Как известно, оценка представляет собой отношение субъекта оценки (журналиста или любого другого человека) к оцениваемому предмету. Это отношение возникает в результате сравнения предмета оценки с определенными критериями, в качестве которых могут выступать потребности, интересы, идеалы, нормы, образцы, стандарты и пр. Оценочными часто являются сообщения о всевозможных явлениях информационного плана (книгах, фильмах, пьесах и пр.). Но оценка, разумеется, может выноситься по отношению к любому предмету выступления.

Нормативная информация. Нормы представляют собой требования, адресованные обществом социальным группам, отдельным личностям. Общественные нормы многообразны. Они могут быть отнесены к тем или иным типам, в зависимости от оснований классификации. Они, например, могут быть политическими, экономическими, моральными, техническими, медицинскими и т.д. Значимость норм для человека заключается не просто в том, что они ограничивают, «дозируют» его деятельность, выполняя регулирующую функцию, но и в том, что, выполняя нормативные требования, он вправе ожидать того же и от других людей. Только в таком случае возможна упорядоченная жизнь в обществе, только так могут быть устранены случайные, непреднамеренные «столкновения» гражданина в процессе удовлетворения своих потребностей с государством или другими гражданами.

 

 

 

Из этого следует, что потребителя информации СМИ будут интересовать сведения следующего плана:

· о соблюдении норм, выполняемых данным читателем, другими людьми;

·  о том, как оценивается обществом соблюдение (нарушение) норм;

Информация о работе Информационная заметка. Её характеристика