Информационная заметка. Её характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Каждый день радио приносит нам новости, рассказывает о важнейших событиях, произошедших в нашей стране и за рубежом. Оно знакомит нас с интересными людьми, сообщает немало полезных сведений, расширяет наш кругозор, советует. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам. В эфире всегда можно найти программу на любой вкус, интерес, пристрастие.

Оглавление

1. Введение 1 стр.
2. Основная часть 2 стр.
2.1. Жанровые виды заметок 9 стр.
2.2. Структура заметки 14 стр.
2.3. Требования заметки 17 стр.
3. Практическая часть 18
4.Заключение 24стр.
5. Список использованной литературы 26 стр.

Файлы: 1 файл

inf_zametka.docx

— 56.56 Кб (Скачать)

Поскольку событий совершается очень много, то существует необходимость давать максимально полную картину происходящего в мире. Но «безразмерных» изданий не существует. Поэтому возникает потребность в «малогабаритных» публикациях, которых на газетной полосе можно было бы поместить побольше. Заметки существуют именно в силу этой потребности. Отсюда очередные непременные требования к заметке – это требования точности, краткости и ясности изложения.

К сожалению, стремление некоторых авторов, так сказать, не «сковывать» себя подобными стандартными требованиями и попытаться написать заметку нетривиально не всегда удается. А часто приводит и к нежелательному результату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Информационная заметка – это сообщение о событии, фактах или явлениях, которые имеют важное политическое значение, представляют широкий общий интерес для радиослушателей, изложенное в самой сжатой форме. 
Сегодня наша республика в восьмой раз отмечает День белорусской письменности. Успев стать традиционным, праздник прошел по знаменитым центрам белорусского просвещения, -- Полоцк, Туров, Новогрудок, Несвиж, Орша, Пинск и Заславль. В этом году эстафету принял Мстиславль. В рамках Дня белорусской письменности пройдут выставка фотографа Анатолия Клещука «Беларусь – земля святая», музыкальный спектакль из жизни Евфросиньи Полоцкой, открытие памятника Петру Мстиславцу. 
Событийность – важнейшая особенность жанра информационной заметки. 
Достоверность – главное требование к информации: она должна представлять самые важные факты, характеризующие событие. 
Оперативность – необходимое качество информации.

 
 Специфика написания новостей 
Начиная готовить новость, необходимо учитывать, что она должна легко восприниматься на слух, что информация тогда хороша, когда слушатель может ее повторить. В газете читатель видит заметку, может перечитать ее, остановиться на непонятном, а затем идти дальше. На радио этого нет. Здесь нет возможности «перечитать» неясное или вернуться к предыдущему. Поэтому заметка, безупречная с точки зрения газеты, может плохо восприниматься на слух, и ее необходимо будет переделывать для радио. Так что, начиная писать информацию, главное внимание надо обращать на то, чтобы она хорошо и понятно звучала, была «слушаемой». 
Второе замечание касается правил написания информации. Любая новость, будь то экономическая, политическая или научная, строится по одним и тем же законам. В различных сообщениях может быть различное содержание, но «каркас» из логического построения один и тот же, подобно тому, как любое здание должно стоять на фундаменте, иметь стены и венчаться крышей. Поэтому неверно думать, что информацию можно начать с чего угодно, продолжить как угодно и закончить как угодно. 

 

В каждом предложении только одна идея. 
Этот принцип не нов, но он получил широкое распространение как способ делать ясным написание новостей. В качестве примера подобного ограничения в американском учебнике по журналистике приводится фраза из досье ранних призеров Пулитцера: 
Самая большая тень в мире – 235 тысяч миль высоты, 105 миль ширины и 75 миль толщины в своей самой темной части – упала сегодня на Сан-Диего, тень Луны, когда она пересекала солнечный диск. 
Так начиналось классическое описание солнечного затмения Магнера Уайте, опубликованное в газете «Сан Диего Сан» 10 сентября 1923 года. 
 
Такое описание события можно найти не часто в новостях. Однако все захватывающие предложения в кратком введении или в тексте новостей редко бывают необходимы. 
В идеальном случае последние известия должны постараться ответить на вопросы что? где? когда? если? Они вполне уместны, но никогда – в одном предложении. Конечно, нет правила, которое обязывало бы репортера сваливать все в одну «кучу малу», в кратком введении. Фактически, самые действенные краткие введения – те, которые приковывают интерес слушателей к основной части сообщения.

 

Лучший метод. Осторожные журналисты стараются ограничить себя одной идеей в предложении. Особенно это необходимо при подаче сложных, быстро развивающихся событий, где необходима ясность. 
Сообщение первое: 
Трагедия на юге Франции. 
Более десяти человек погибли, около 200 ранены в результате взрыва на нефтехимическом заводе в Тулузе. 
Скорее всего, там произошла технологическая авария. Из-за выброса в атмосферу токсичных веществ местным жителям рекомендовано не выходить на улицы. 
Как видим, репортер осторожен в передаче цифр и причины катастрофы. 
Сообщение второе: 

Трагедия на юге Франции. 
Более 16 человек погибли, около 240 ранены в результате взрыва на нефтехимическом заводе в Тулузе. Скорее всего, там произошла технологическая авария. Из-за выброса в атмосферу токсичных веществ местным жителям было рекомендовано не выходить на улицы. 
Репортер подкрепляет идею конкретными цифрами, но сдержан в констатации причины аварии. 
Сообщение третье: 
По последним данным, в результате взрыва на химическом заводе в Тулезе погибли 16 человек. 
Как сообщает НТВ, ранения в результате взрыва получили 200 человек, 50 из которых находятся в тяжелом состоянии. 
В настоящее время некоторые меры безопасности, принятые в Тулузе сразу после взрыва, отменяются: жителям разрешено выходить на улицу и употреблять воду из-под крана. 
Между тем, Президент Франции Жак Ширак, который, как и премьер-министр страны Лионель Жоспен, прибыл на место аварии, расценил этот взрыв как «ужасный и драматичный». 
Взрывом полностью разрушены два заводских здания, длиной по 100 метров каждое. Его сила была такова, что образовалась воронка глубиной 50 метров и во многих домах вылетели стекла. 
 
В итоговом сообщении каждое предложение (с уточненными фактами) несет свою законченную смысловую нагрузку, свою идею. 
 
Разумеется, это правило распространяется не на все предложения в новостях; да и не желательно, чтобы так оно и было. Искусные журналисты, знающие как пользоваться языком, хорошо разбираются в том, как строить предложение и новости в целом. Нет никакого сомнения, что правило – одна идея на каждое предложение, там где оно применяется, усиливает понимание текста. Именно это относится к радиожурналистике. 
 
Никто не выступает за пропаганду детсадовского стиля и письма: «О, я вижу кота. Это серый кот. У него зеленые глаза». Слушатели обычно способны улавливать сложную идею, но требовать, чтобы они одновременно поглощали сложные предложения, значит, требовать слишком многого.

 

Первая фраза информационной заметки 
Народная мудрость гласит: «Хорошее начало – половина дела». Так и в журналистском материале – половина его успеха. 
Бездомный пес парализовал на целые сутки работу сразу трех отделений Сбербанка России в Нижнем Новгороде. 
Животное свалилось в коммуникационный колодец и, видимо, от голода начало грызть магистральный кабель оптоволоконной связи. 
После этого отделения банка оказались отрезанными от центрального компьютера, через который проходили коммунальные платежи. Как сообщает ИТАР-ТАСС, причину обрыва кабеля удалось установить лишь после тщательной проверки всех колодцев во всех трех районах города. 
 
Удачное начало – это своеобразный магнит, притягивающий внимание слушателей к динамику и одновременно иголка, с помощью которой в сознание людей протягивается ниточка пропаганды. 
 
Удачное начало пробуждает интерес слушателей и создает благоприятные условия для того, чтобы привлечь внимание к дальнейшему изложению. Хорошими и правильными поэтому можно считать такое начало, в котором сразу же излагается сущность события или его самая характерная особенность. Начало становится более эффективным, если на первом месте во вступительном предложении называется субъект новости или употребляется специфическое интересное слово, при объяснении которого раскрывается содержание новости, или же когда начало связывает субъект новости с предыдущими, текущими и будущими событиями. 
При творческой обработке собранных сведений начало может быть интригующим, впечатляющим, вопросительным, восклицательным, цитатным, зарисовочным. Оно может содержать пословицу, крылатое выражение, поэтическую строфу, связывать событие с историческими, литературными или мифологическими героями, сразу же называть адрес события и т.д. 
 
Анализ информационных материалов дает, к сожалению, немало оснований утверждать, что некоторые радиохроникеры напрочь забыли обязательные требования, предъявляемые к информации как жанру. Такие, скажем, как поиск «повода» – этого своеобразного ключа к сообщению. За рубежом, а в последние годы и у нас, его называют «лидом» (от английского глагола «to lead» – вести). Это первая или несколько первых логически объединенных фраз сообщения, раскрывающих его содержание, выносящих на первое место новость. Он не просто важный, а совершенно необходимый элемент заметки. От его качества во многом зависит судьба материала. Поводом может быть и яркая новость, и короткое резюме события, и деталь, интересующая слушателя, и неожиданное сопоставление фактов.

 

Последняя фраза в информационной заметке 
Правильно и интересно окончить информационную заметку так же важно, как и начать. Обычно это делается путем подведения какого-то итога. Это может быть разъяснение той роли, которую играет описанное событие в жизни коллектива, города, страны. В концовке может содержаться описание конечных результатов события. В ней также может говориться о перспективном значении явления. В любом случае в последней фразе должен присутствовать итог, вывод, обобщение. 
Новое оборудование внедрено в производство на новополоцком объединении «Нафтан», которое реализует одобренную правительством Беларуси программу реконструкции этого крупнейшего в республике предприятия нефтехимического комплекса. Целью программы является выход на более эффективный уровень развития объединения. 
^ Всего за 7 месяцев этого года на реконструкцию «Нафтана» было более 25 миллионов долларов.

Конец сообщения закрепляет позиции, которые автор завоевал в ходе предыдущего изложения новости. Он должен подвести итог сказанному, включить описанную новость в причинно-следственную цепь жизненных событий, показать ее настоящий смысл и значение. Конец – это как последний музыкальный аккорд, как точка в предложении. Поэтому и над концом сообщения опытные репортеры работаю с такой же тщательностью, как и под началом, добиваясь того, чтобы он был масштабным по сообщениям, логически оправданным.

 
После того как вы написали информационную заметку и смысловая обработка завершена, еще раз следует обратить внимание на ее стиль. 
Все изложенное должно быть понятно радиослушателям. Сложные и незнакомые слова и выражения следует заменить общепонятными. Фразы информационной заметки должны быть краткими и содержать, как правило, не более 10-15 слов. Но это не значит, что следует слепо придерживаться трафарета. Написание информационного материала – процесс сложный, творческий, требующий внимания и терпения.

 

Заключение

Наша современная жизнь очень динамична. Это своего рода реакция на годы застоя, топтания на месте. Многое в ней, в ее животрепещущих проблемах, волнующих каждого из нас, рождено прежней жизнью. Такова диалектика проявления внутренних взаимосвязей, влияющих на ход общественных процессов, тенденции их дальнейшего развития. Особенности нашей нынешней социальной жизни определяют и динамику современной журналистики, в том числе, естественно, и радиожурналистики. Радиовещание, как и другие средства массовой коммуникации, находится сейчас в активном поиске новых форм, новых моделей работы в эфире, нового общения с аудиторией. Меняется и сама аудитория и ее отношение к радиовещанию, телевидению, печати. Современная радиожурналистика активно осваивает новые взаимоотношения со слушателями. Основные тенденции развития вещания – это увеличение объема новостных и авторских программ, разнообразие передач, рассчитанных на самые разные интересы аудитории, диалогизация вещательных форм и жанров, углубление анализа текущих политических и социальных процессов, усиление значения местного вещания, увеличение объема вещания коммерческих радиостанций, повышение роли ведущего, все большая зависимость радиоорганизации от властных структур и финансовых группировок. Эти тенденции определяют его дальнейший путь в бесцензурном эфире.

Информация как живое «дыхание» общества постоянно меняется. Но методы подхода к ее изучению, литературной обработке, монтажу в программе являются долговременным теоретическим «ключом».

И именно заметка, которая представляет собой минимальный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.

В заключении еще раз подчеркну возрастающую в наше время роль новостей по радио. Это самое подвижное и оперативное оружие журналистики. Они первыми отражают изменения в общественной практике и первыми влияют на сознание людей, формирование их политических убеждений, взглядов и норм поведения. Преимущество радио в скорости распространения новостей – в моменте, казалось бы чисто техническом – есть на самом деле его преимущество политическое, обеспечивающее первенство идеологического влияния на сознание масс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Ученова В.В. Информационные жанры. Основы их дифференциации //Проблемы информации в печати. М., 1971. С. 155–168.
  2. Ким М.Н. Новостная журналистика Базовый курс. Учебник. – СПб. 2005
  3. Барноу Э. Как писать для радио и телевидения. – М., 1960.
  4. Основы радиожурналистики. – М., 1984.
  5. Радкевич Е. Г., Шеин В. Н. Радиопередача. Ч. 1. – Мн., 1988.
  6. Радиожурналистика. – М., 2000.
  7. Смирнов В. В. Практическая журналистика. Информационные жанры радиовещания. – РнД., 1997.
  8. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. – М., 2002.
  9. Кройчик Л. Система журналистских жанров. – СПб. 2000
  10. Корконосенко С. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000
  11. Шостак М. И. Журналист и его произведение. - М., 1998
  12. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2006
  13. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики. - СПб., 2006

 

 

 

 

 


Информация о работе Информационная заметка. Её характеристика