Живопись этрусков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Этруски - это древние народности, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры на территории Апеннинского полуострова, в его северо-западной части (современная Тоскана на территории Италии). Этруски - народ во многом загадочный: точно не установлено ни их происхождение, ни их языковые корни, ни их исчезновение.

Оглавление

Введение
Общая характеристика искусства этрусков
Живопись этрусков
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЭТРУСКИ.docx

— 38.44 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургская  Художественно-Промышленная Академия

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по истории искусства

на тему:

«Живопись этрусков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Бугаева К.А.

1 курс гр.Мод-12

2011

 

                      

 

Содержание.

 

    1. Введение
    2. Общая характеристика искусства этрусков
    3. Живопись этрусков
    4. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Этруски - это древние народности, существовавшие в первом тысячелетии до нашей эры на территории Апеннинского полуострова, в его северо-западной части (современная Тоскана на территории Италии). Этруски - народ во многом загадочный: точно не установлено ни их происхождение, ни их языковые корни, ни их исчезновение.

Существует две основные гипотезы происхождения этрусков. Согласно одной из них, эти народности появились  из первобытных племен Апеннин. Согласно другой, этруски пришли из Средиземноморья  или же Малой Азии. Письменность появилась у этрусков в VII веке до нашей эры.

Развитие культуры этрусков происходило на фоне развития древнегреческих цивилизаций начиная с гомеровского периода, и влияние греческой культуры оказывалось достаточно существенным. Тем не менее искусство этрусков настолько отличается от древнегреческого, что дает основания полагать наличие других, более древних, корней.

Этруски славились прежде всего как опытные инженеры и земледельцы. Именно они, впервые в истории человечества, сумели организовать крупные компанию по изменению природных территорий - осушению болот, организации искусственного орошения и др. Этруски были и морским народом, установившим прочные торговые связи с древними цивилизациями античности: Египтом, Финикией, Карфагеном, Грецией, Сицилией.

В VII-VI веках до нашей эры  этруски починили своему влиянию  практически все западное Средиземноморье  и построили такие города, как  Цере, Тарквиний, Клузий. Эти города были окружены массивными крепостными стенами, а внутри содержали развитую сеть мостов, каналов и дорог.

Этрурия того времени представляла собой сеть независимых городов-государств, управляемых царями. Среди наиболее близкого окружения владык были и  жрецы, и богатые рабовладельцы, составляющие этрусскую аристократию. В VI-V веках 12 самых крупных этрусских  городов образуют союз, во главе  которого стоял храм Вольтумны.

С VI века до н.э. на цивилизацию  этрусков все большее воздействие  оказывает через греческие колонии  на юге Италии эллинская культура, греческое искусство. Этруски заимствовали греческий алфавит, театральное  искусство и мифологические представленияДревней Эллады. По греческому образцу стали чеканить золотые монеты. Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными и краснофигурными вазами, и не случайно именно в этрусских гробницах обнаружены многие великолепные произведения греческой керамики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика искусства  этрусков.

 

 

   Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII – I вв. до н. э.) на территории Апеннинского полуострова, оставило значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на древнеримскую художественную деятельность. Произведения этрусского искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина) и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Этруски известны современному человеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другими формами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре, включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным.

 

Освоение различных видов  изобразительного искусства у этрусков шло тем же путем, что и у  других народов. Чувство пропорций, ритмов, числовых соотношений находило отражение в архитектуре –  об этом свидетельствуют этрусские  храмы, гробницы, крепостные сооружения. В монументальной и камерной скульптуре, украшавшей храмы, гробницы, саркофаги, погребальные урны, культовые и бытовые  предметы – треножники, цисты, зеркала  – получило выражение тонкое ощущение пластической формы. Этрусские скульпторы обращались к портретным образам, знаком был им и рельеф различных видов  – низкий и высокий. Отпечаток  художественных вкусов этрусков сохранила  керамика своеобразных форм, украшавшаяся рельефными и живописными изображениями. Торевты исполняли из драгоценных металлов исключительные по красоте серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы. Резчики по камню помещали на геммах-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции, умело соотнося углубленный рельеф с формой небольшого цветного камня. Этрусские погребальные росписи дают наиболее представление о характере античной живописи первого тысячелетия до н. э.

 

 

Этрусским мастерам были известны разнообразные материалы. Для сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домов применялись  различные породы камня, а также  дерево и глина, из которой изготавливались  сырцовые кирпичи для кладки стен. В скульптуре камень использовался  реже, чем у греков. Этруски знали  ваяние, когда мастер отсекает от каменной глыбы лишние куски и как бы высвобождает видимый им художественный образ, но охотнее они обращались к пластике и создавали свои произведения постепенным наращиванием материала  – сырой глины или воска, в  терракоте или бронзе. Характерно, что подобное предпочтение пластики ваянию отличает художественные принципы восточных народов, с искусством которых этруски были хорошо знакомы.

 

Мрамор, несомненно известный  этрускам, почти не находил у них  применения. Они любили серый туф, темный травертин, породы вулканического происхождения с грубой поверхностью, усиливавшей условность памятников. Возможно, этруски сознавали, что  полупрозрачный мрамор, хорошо имитировавший  фактуру человеческой кожи, будет  повышать реальность их и без того очень конкретных, нередко подчеркнуто  резких, эмоционально напряженных образов. Основными материалами этрусских  скульпторов и керамистов была бронза и терракота. Им уступали камень, драгоценные металлы, кость и полудрагоценные камни, применявшиеся для изготовления украшений и гемм-печатей. В живописи гробниц использовались минеральные краски разных цветов, преимущественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку, реже на сухую, а порой и прямо на поверхность скалистых стен склепа. В керамике применялись черный и красный лак, белая краска, пурпур.

Для этрусков не характерны монументальные и гражданские памятники, подобные водружавшимся на площадях и улицах древнегреческих городов. Значение этого вида искусства у этрусков, если он вообще существовал, было, как и в древневосточных государствах – Ассирии, Финикии, Египте, - невелико. В этрусской скульптуре нет статуй, намного превышающих человеческий рост, но чаще встречаются изваяния, даже божеств, героев, воинов, нарочито уменьшенные. И тем не менее созданные этрусками в камне, терракоте, бронзе, золоте, кости, полудрагоценных и драгоценных камнях произведения далеки от камерности и выражали не только личные настроения мастеров и заказчиков, но и чувства всего народа.

Этрусские ваятели придавали  большое значение цвету. На многих терракотовых статуях и рельефах сохранилась  раскраска, часто применялись ярко-зеленая  или темная бронза, камень-известняк  с сурово-серой шероховатой поверхностью, матово-кремовая кость, ярко-желтое золото или резные полудрагоценные камни  разнообразных цветов.

Работа скульптора в Этрурии  вряд ли высоко оценивалась и была так же почетна, как в Древней  Греции. Во всяком случае, имена мастеров почти не дошли до наших дней, известно лишь имя жившего в конце  VI – начале V века до н. э. Вулки, упомянутое римским ученым и писателем Плинием.

 

Памятники этрусского искусства  были известны уже в средние века, но особенный интерес к ним  возник в эпоху Возрождения, когда  с живописью и скульптурой  этрусков соприкоснулись крупнейшие мастера  Ренессанса. Итальянские гуманисты  сознавали красоту и совершенство произведений этрусков, их бронзовые  скульптуры нередко подновлялись и  реставрировались в  те годы.

 

В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках, такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера с гравированными изображениями. В городе Кортоне создали «Этрусскую академию» с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. Одним из исследователей, утверждавших самобытность этрусского искусства и стремившихся определить его место в этрусском обществе, был немецкий историк искусства Винкельман. Этот ученый, которого иногда называют основоположником современной истории искусства, наиболее систематически изложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой «Истории искусства древности». Привлекали внимание ученых этрусские росписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. В Вольтерре священник Гварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. В 20-х годах XIX века заинтересовались найденными около Перуджи этрусскими надписями и памятниками, обнаруженными во многих неразграбленных этрусских могилах. Сведения о них опубликовал Э. Герхардт. В России этрусками занимался в первой половине XIX века ученый А.Д. Чертков.

Гробница Реголини-Галасси, вскрытая в 30-х годах XIX века, сохранила множество произведений искусства. Десятилетие спустя коллекционер Д. Кампана открыл близ Вей большую, названную его именем, этрусскую усыпальницу с рельефами. В 50-х годах XIX века найдена гробница Франсуа близ Вульчи.

 Во второй половине  XIX века интерес к этрускам несколько угас, и даже укоренилось мнение, что этрусское искусство – явление второразрядное, что оно лишь отблеск и тень искусства греческого. Это убеждение было порождено формальной точкой зрения на произведения этрусского искусства. Дело в том, что высшим мерилом художественного творчества считалось греческое искусство, с которым сопоставлялись шедевры других народов. Подобный принцип был применен и к этрусскому искусству. Между греческими и этрусскими памятниками искусства обнаружились удивительные параллели и совпадения, которые механически объясняли тем, что этруски лишь копировали недосягаемые греческие образцы.

Никто не отрицает, что греческое  влияние в этрусском искусстве  действительно было очень велико. Настолько велико, что специалисты  не без основания считают авторами многих творений не этрусков,  а греков, живших в этрусских городах. Вместе с тем в художественных произведениях  этрусков можно различить типично  восточные элементы. Однако в этрусском  искусстве есть черты, определяющие его подлинную индивидуальность, выражающие типические особенности  этрусской среды.

Своеобразие этрусского искусства  ощущается особенно сильно в изделиях, вышедших из мастерских чеканщиков по металлу и гончаров, а также  во фресках, украшающих могилы знатных  этрусков. Оно проявляется в реализме, в умении подчеркнуть характерные  детали, что придает этрусскому искусству  грубоватость выражения, присущую местной  италийской среде и отличающую этрусское  искусство от греческого.

Истинную красоту, скрытую  в этрусских произведениях искусства, в большинстве случаев трудно заметить при поверхностном осмотре. При первом взгляде на этрусские  памятники они производят впечатление  непривычной суровости, иногда даже жестокости. Лишь длительное изучение их содержания и формы позволяет  понять, в чем сила их эмоционального воздействия.

Наряду с реализмом, характерным  для этрусского искусства, необходимо подчеркнуть его тесную связь  с мифологическим миром религиозных  представлений. Его герои были хорошо знакомы каждому этруску, они  сопровождали его на протяжении всего  жизненного пути. Не удивительно, что  мифология оказала влияние на художественное творчество. Боги, демоны, легендарные титаны не были для этрусков тенями, отброшенными несуществующими  телами, наоборот, они представляли собой такую же реальность, как их собственная жизнь. Наряду с бытовыми сценами и веселыми пиршествами мифология и религия были наиболее обильным источником сюжетов для этрусского искусства.

В XX веке широкие археологические работы  в различных этрусских городах и некрополях дали много нового материала. Ценные сведения ученые получили во время исследований древних городов Марцаботто и Спина, раскопок храмового комплекса в Вейях и у поселка Санта-Севера, близ Рима. Эффективность изучения этрусского искусства в настоящее время повышается благодаря использованию археологами новейших  методов аэрофотосъемки пред раскопками городов и фотоперископов при вскрытии склепов.

Крупнейшие этрусские  археологические комплексы –  городские и погребальные – Марцаботто, Спина, Вейи, а также Черветери, Тарквинии, Кьюзи, Вольтерра. Памятники этрусского искусства хранятся в основном в собраниях Ватиканских музеев и Музее виллы Джулия, Археологическом музее Флоренции, музеях Болоньи, Кьюзи, Вольтерры. Кроме этого, оригинальные этрусские произведения имеются в коллекциях многих преимущественно тосканских городов. Изделия этрусских мастеров можно встретить и в различных странах мира. Богатое собрание их представлено за океаном – в нью-йоркском Метрополитен-музее. Интересны памятники Британского музея Лондона и парижского Лувра. В свое время Россия приобрела крупную коллекцию Д. Кампана, сейчас она украшает залы Государственного Эрмитажа. Произведения этрусского искусства есть в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве, Музее западного и восточного искусства Киева, Археологическом музее Одессы, художественном музее Воронежа.

 

Периодизация этрусского искусства – одна из самых сложных  проблем современной этрускологии. Вопрос этот до сих пор занимает ученых, но решения его не всегда одинаковы, хотя и сходны. Различные мнения при определении границ отдельных эпох этрусского искусства объясняются как слабой изученностью социально-политического и экономического развития этрусских городов, так и трудностью точной датировки многих памятников. Наиболее верна, по-видимому, точка зрения итальянских антиковедов, в частности Р. Бьянки Бандинелли, который различает следующие этапы развития этрусского искусства VIII – I веков до н. э. Характер искусства конца VIII – VII веков до н. э., когда на художественную культуру этрусков сильное воздействие оказывали народы Восточного Средиземноморья, определяется им как ориентализирующий. Период особенно тесной связи этрусских мастеров VI – V веков до н. э. с художниками Греции он называет архаикой и подразделяет на два этапа – расцвет этрусского искусства с ионическими влияниями (600 – 475 гг. до н. э.) и спад экономической и культурной активности этрусков с характерной тогда ориентацией на аттическое искусство (475 – 400 гг. до н. э.). Для IV века до н. э. и части III века до н. э. он выбирает термин «средние годы», указывая, что это время, когда римляне завоевывали этрусские города (в 396 г. Рим захватил Вейи), было весьма трагическим для этрусков.

Информация о работе Живопись этрусков