Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:36, реферат
В Греции на момент её наивысшего культурного развития (конец архаичного – начало классического периода) сложился не монархично – деспотичный, а республиканский тип рабовластнической державы. Городами-державами правили коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовластническая демократия, которая воспитывала у греков особенное мировоззрение. Идеалом государства становится свободный и политически активный человек, неравнодушный к судьбе государства. Именно он становится объектом культуры. “Человек – мир всех вещей” – сказал древнегреческий философ Протагор.
1. Культура Древней Греции
Мировоззрение и религиозные представления древних греков.
Классический период.
Архитектура и искусство классического периода.
Развитие науки классического периода.
Древнегреческий театр.
Олимпийские игры.
Эллинизм
Архитектура и искусство эллинизма.
Развитие науки периода эллинизма.
Эллинистическая литература.
2. Культура Древнего Рима
Религиозные представления древних римлян.
Республиканский период. Архитектура и искусство республиканского периода.
Императорский период. Архитектура и искусство.
Литература Императорского периода.
Эллинистическая литература
Художественная литература эллинизма была достаточно многочисленной. Продолжалась разработка традиционных жанров – эпоса, лирики, драматургии. Появляются новые – биографии, стихотворные пересказы научных трактатов, мимы. Более жизненным был жанр эпиграммы, где давалась характеристика отдельных особ, оценка поэтов и творцов. Выдающимся поэтом-лириком был Феокрит из Сиракуз (III ст. до н.э.) – автор пастушьих идиллий. Выдающимся комедиографом эллинизма был Менандр (342 – 291г.г. до н.э.), который создал комедии “Самиянка”, “Третейский суд”, “Обстриженная”. В своих произведениях он выводил типичных для своего времени персонажей, утверждал юмористическое отношение к каждому человеку независимо от его положения в обществе.
2. Культура Древнего Рима
Под Древним Римом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоёванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы – от Британских островов до Египта. Завоеватели и солдаты, римляне создали крепкую военно-административную державу. Но на протяжении всего первого этапа существования этой державы ее постоянно сотрясали многочисленные войны, повстания. Эти обстоятельства не содействовали развитию искусства в Римской империи.
Религиозные представления древних римлян
Римляне как и большинство древних народов были политеистами. У них было много богов: Юпитер – бог грома и молнии, Юнона – богиня брака, Минерва – богиня мудрости, Плутон – бог подземного царства, Нептун – бог морей, Веста – богиня священного огня, Янус – бог начала и конца. Римская религия, а значит, и художественная фантазия были более прозаичны и рациональны, чем у греков. Вера римлян – это чувство зависимости от божественной силы и заботы, соединение с точным исполнением обрядов и ритуалов. Сначала римская религия была национальной, но с расширением Римской державы, с покорением ей других культурных держав она познала сильное влияние чужеземных религий, особенно греческой, потеряв первоначальную суровость и простоту.
Республиканский период. Архитектура и искусство республиканского периода
История Рима делится на два этапа. Первый – эпоха республики – наступивший в конце VI в. до н.э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н.э. Второй этап – императорский – начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. до н.э.
Уже в архитектуре республиканской эпохи отразился утилитаризм мышления его граждан. Римляне строят дороги, крепкие стены, мосты, водопроводы – акведуки. Самой древней вымощенной камнем дорогой является Аппиев путь (строительство его в 312 г. до н.э. начал Аппий Клавдий). Римляне начали использовать в строительстве новый материал – бетон. Это открыло новые конструктивные возможности при возведении огромных сооружений. Строится римский Форум – городская площадь. Тут располагается храм Юпитера, Юноны и Минервы, Табуларий – державный архив, Курия – место для заседаний сената и другие общественные здания, тут же устанавливали почетные статуи выдающихся римских граждан, военные трофеи полководцев.
Одно из наиболее весомых достижений римского искусства – скульптурный портрет. В отличие от греческого портрета, который показывал идеально прекрасного человека, римский портрет склонялся к реализму. Римляне шли от восковых масок – “персон”, которые они снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в каждом доме на самом почетном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны портреты, очень близкие к натуре. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старости, конца жизни. Портрет из Музея Торлония в Риме(I ст. до н.э.) представляет некрасивого древнего старца, лысого, с оттопыренными ушами и отвисшей нижней губой. Брови отсутствуют. Щёки провалились. Нет ничего от внешней красоты. Именно в этом заключена сила римского портрета: он очень конструктивный, строгий и логичный. По возрасту римский старик – на пороге могилы, но он силён духом и верой в себя.
Республиканская архитектура представлена рядом замечательных памятников. Среди них ордерные храмы, круглые и прямоугольные в плане. Круглый храм – моноптер – состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход к храму был только с одной, торцевой, стороны. Круглый храм Сивиллы, или Весты, в Тиволи, под Римом, окружен коринфскими колоннами.
Великолепны римские мосты II – I ст. до н.э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно ведущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.
Литература республиканского периода
Во II – I ст. о н.э. возникает римская научная и художественная литература. Выдающимися учеными были Марк Теренций Варрон и Тит Лукреций Кар. Последний написал поэму “Про природу вещей”, где выложил атомистическую теорию, догадки про происхождение Вселенной и Земли. Весомое внесение в развитие римской культуры этого периода сделал Марк Туллий Цицерон. Он создал немало трактатов, посвященные разным областям знаний. Среди поэтов и писателей прославились Катулл, который был певцом любви, комемедиографы Плавт и Теренций, трагики Ливий Андроник, Энний, Акций.
Императорский период. Архитектура и искусство
Благодаря реформам Юлия Цезаря и Октавиана Августа Рим превращается в империю. Величество и блеск императорского Рима должна была соответствовать такая же величественная культура.
По приказу римских императоров строятся грандиозные сооружения. Во времена Октавиана на Марсовом поле в Риме был поставлен Алтарь мира (19 – 9 г.г. до н.э.), украшенный рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. Нижний рельеф изображал стебли, листья и завитки Дерева Жизни, населенного птицами, на верхнем рельефе было изображено торжественный ход, что включал членов императорского дома.
При императорах Веспасиане и Тите, в 75 – 82 г.г. до н.э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев – Колизей. В его основу положен эллипс длинной 188 м. и высотой 156м. Одновременно на арене Колизея могли соревноваться 3000 пар гладиаторов.
В честь побед императоров сооружались особенные триумфальные арки, такие как арка Тита, поставленная в 81 г. в честь победы этого императора над Иудеей. Интересным сооружением древнеримской архитектуры является “храм всех богов” Пантеон, построенный в 118 – 125 г.г. по приказу императора Адриана.
Литература Императорского периода
В императорский период создается классическая римская литература. Во времена правления Октавиана Августа римский багач Гай Цильный Меценат создает кружок, в который входили поэты Вергилий, Гораций, историк Тит Ливий. Самым выдающимся произведением Публия Вергилия Марона (70 – 19 г.г. до н.э.) является эпическая поэма “Энеида”, которая по своему замыслу должна была стать продолжением гомеровских “Илиады” и “Одиссеи”
Квинт Гораций Флакк (65г. до н.э. – 8 г. до н.э.) был певцом простой жизни на лоне природы. Он писал разные произведения - лирические стихи, сатиры, послания. В этот период творил и Публий Овидий Назон (43г. до н.э. – ок. 18 г. до н.э.). Он писал “Метаморфозы”, основанные на мифологических сюжетах про превращение людей в растения и животных. В I – II ст. до н.э. прославились философы Сенека и Марк Аврелий, историки Тацит (“Анналы”), Светоний (“Жизнь 12 Цезарей”), Плутарх (“Сравнительные жизнеописания”), поэты Лукан, Марциал, сатирики Ювенал и Петроний, баснописец Федр. Появляется и жанр романа. Известным было произведение Апулея “Метаморфозы, или Золотой осел”, а так же Лонг “Дафнис и Хлоя”, Гелиодор “Эфиопика.”
Список использованной литературы:
2. Греченко В.А, Чорний І.В. Світова та українська культура: довідник для школярів та студентів. – К.: Літера ЛТД, 2009р. – 416стр
3. Куликов А.Н. Греция: боги и герои. – Тверь: Мартин, Полина, 1995г – 80стр.
4. Подсинов А.В. Рим: боги и герои. – Тверь: Мартин, Полина, 1995г. – 80 стр.
11
Информация о работе Зарубежная история Древней Греции и Древнего Рима