Зарубежная история Древней Греции и Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:36, реферат

Краткое описание

В Греции на момент её наивысшего культурного развития (конец архаичного – начало классического периода) сложился не монархично – деспотичный, а республиканский тип рабовластнической державы. Городами-державами правили коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовластническая демократия, которая воспитывала у греков особенное мировоззрение. Идеалом государства становится свободный и политически активный человек, неравнодушный к судьбе государства. Именно он становится объектом культуры. “Человек – мир всех вещей” – сказал древнегреческий философ Протагор.

Оглавление

1. Культура Древней Греции
 Мировоззрение и религиозные представления древних греков.
 Классический период.
 Архитектура и искусство классического периода.
 Развитие науки классического периода.
 Древнегреческий театр.
 Олимпийские игры.
 Эллинизм
 Архитектура и искусство эллинизма.
 Развитие науки периода эллинизма.
 Эллинистическая литература.
2. Культура Древнего Рима
 Религиозные представления древних римлян.
 Республиканский период. Архитектура и искусство республиканского периода.
 Императорский период. Архитектура и искусство.
 Литература Императорского периода.

Файлы: 1 файл

Копия РЕФЕРАТ по заруб ис. ГРЕЦИЯ И РИМ №2.doc

— 81.50 Кб (Скачать)


План:

 

1.      Культура Древней Греции

      Мировоззрение и религиозные представления древних греков.

      Классический период.

      Архитектура и искусство классического периода.

      Развитие науки классического периода.

      Древнегреческий театр.

      Олимпийские игры.

      Эллинизм

      Архитектура и искусство эллинизма.

      Развитие науки периода эллинизма.

      Эллинистическая литература.

2.      Культура Древнего Рима

      Религиозные представления древних римлян.

      Республиканский период. Архитектура и искусство республиканского периода.

      Императорский период. Архитектура и искусство.

      Литература Императорского периода.

 


1.Культура Древней Греции

      Мировоззрение и религиозные представления древних греков

В Греции на момент её наивысшего культурного развития (конец архаичного – начало классического периода) сложился не монархично – деспотичный, а республиканский тип рабовластнической державы. Городами-державами правили коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовластническая демократия, которая воспитывала у греков особенное мировоззрение. Идеалом государства становится свободный и политически активный человек, неравнодушный к судьбе государства. Именно он становится объектом культуры. “Человек – мир всех вещей” – сказал древнегреческий философ Протагор. Герой культуры Древней Греции – реальный человек. Даже боги являются антропоморфными, то есть имеют человеческое подобие.

Греческая культура базируется на мифологической основе. Формирование общеизвестного греческого пантеона произошло только в архаичную эпоху. Считалось, что всегда существовали Хаос, Земля (Гея) и Эрос – жизненная основа. Гея родила жизненное небо – Уран, который стал первым властителем мира и мужем Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов – титаны. Титан Кронос скинул власть Урана. В свою очередь дети Кроноса – Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Гера, Деметра – под проводом Зевса скинули Кроноса и захватили власть над вселенной. Верховным богом стал Зевс – повелитель грома и молнии, Посейдон – бог морей, Аид – повелитель подземного царства. Жена Зевса Гера – покровительница брака, Гестия – богиня домашнего очага. Деметра – богиня земледелия, её дочь Персефона, которая была выкрадена Аидом, стала женой этого бога. Солнечный бог Гелиос, сын титана Гипериона, на колеснице, запряженной четверкой огненных лошадей, ежедневно объезжал небо.

От брака Зевса и Геры родились Геба – богиня юности, Арес – бог войны, Гефест – бог вулканического огня и кузнечества. Из наследников Зевса выделился Аполлон – бог светлого начала в природе. Он был покровителем искусства. Сестра – близнец Аполлона Артемида – богиня охоты. Гермес – бог торговли, покровитель воров; опекун тайных знаний, магии, чародейства. Также выполнял функции проводника душ к Аиду. Дионис – бог виноделия. Афина – богиня мудрости и войны. Её постоянная спутница – богиня победы Ника, символ мудрости Афины – сова. Афродите, рожденной из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены Геракл основал Олимпийские игры, осуществил 12 подвигов и после смерти оказался на Олимпе, где также стал бессмертным.   


      Классический период

Классический период характеризуется расцветом демократии, искусства, философии, литературы, театра, риторики, права. Это был звездный час Эллады.

Этому подъему много в чем повлияла победа греков в войне с Персией. Она продемонстрировала жизненность греческой демократии, её преимущество по сравнению с восточной персидской деспотией. Греко-персидские войны существенно повлияли на социально-экономическое развитие Греции, повлияли распространению рабства. Особенно последствия отразились на положении Афин. Этот город становится центром политической культурной жизни Эллады. Расцвет Афин связан с именем выдающегося политического и общественного деятеля – Перикла. Он пытался не только укрепить демократию и усилить военно-политичекую силу Афин, а и преобразовать свой город в центр просвещения Греции.

 

      Архитектура и искусство классического периода

V ст. до н.э. обозначилось строительством чудесных архитектурных

сооружений в разных городах Греции. Было возведено много храмов с пышным скульптурным обрамлением. Такими были храмы на о. Эгина, в Дельфах, в Олимпии, Афинах.

              Храм Афины Афайи на о. Эгина был центром большого святилища. На высоком месте острова Эгина нимфы соорудили окруженное стенами святилище, а в 490 г. до н.э. тут построили дорийский храм Афины Афайи из местного известняка, со стенами, покрытыми мраморной штукатуркой, фронтонами из Паросского мрамора.

              Известное сооружение второй четверти V ст. до н.э. было создано Либоном из Элиды храм Зевса в святилище Олимпии. Архитектор построил его из извести, покрытой потом мраморной штукатуркой

              Самым грандиозным архитектурным ансамблем стала постройка Афинского акрополя. Тут были возведены Пропилеи (входные ворота), Парфенон (храм в честь Афины-Дивы), Эрехтейон (храм, посвященный Афине, Посейдону и царю Эрехтею).

              Парфенон был построен из пентелийского мрамора архитекторами Иктином и Калликратом на могучем фундаменте, стал одним из прекраснейших эллинских храмов. Стройные дорийские колонны, которые покоятся на трех высоких ступеньках, окружали стены храма, который состоял из  гостиной, целы, где стояла статуя Афины, и сокровищницы.

Скульптура и живопись Греции V ст. до н.э. развивала традиции предыдущего периода. Проводящим тут осталось изображение богов и героев – покровителей полиса и “идеальных” граждан. Самыми известными скульпторами этого периода были Мирон, Поликлет и Фидий.

Мирону принадлежат такие произведения как “Дискобол”, “Афина и Марсий”. Фидий создал огромные статуи Афины Парфенос (Дивы) высотой 12 м. И Афины Промахос (воительницы) – 8 м. Для Афинского акрополя, а так же одну из 7 чудес света – 14-метровую статую Зевса Олимпийского.

В IV ст. до н.э. прославился Скопас, который украшал ещё одно чудо света – Мавзолей в Галикарнасе, Пракситель (“Афродита Книдская”, “Гермес и Дионис”), Лисипп (“Геракл со львом”, “Апоксиомен”), Леохар (“Аполлон Бельведерский”).

 

      Развитие науки классического периода

В классический период расцветает наука. Продолжается развитие философии. Самыми известными мыслителями этого периода были Анаксагор, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон и Аристотель. Источником истинного знания Сократ провозгласил внутреннее самопознание. “Познай самого себя”, - сказал мудрец. Его ученик Платон считал материальный мир, чувственное бытиё только тенью действительного мира, который основывается в вечных и неизменимых общих идеях. Платон создал учение об идеальном государстве, где управление отдано философам, у которых нет семьи и личной собственности. Граждан разделено на воинов и работников. В отличие от Платона Аристотель признавал чувственное восприятие объективного мира источником правдивых представлений про него. Активным началом процесса познания философ считал независимую от тела мыслящую душу.  Аристотель также написал произведение “Поэтика”, в котором разделил литературу на роды и виды. Он ввёл понятие катарсиса – очищение души от накопленного напряжения во время наблюдения театральных представлений (в частности трагедии).

Возникает историография. В V ст. до н.э. создают свои труды Геродот и Фукидид, в IV ст. до н.э. -  Ксенофонт. Геродота называют “отцом истории”. Он много путешествовал, побывал в странах Ближнего Востока, Причерноморья, Эллады. В своих произведениях он описал то, что видел и слышал во время своих поездок, действуя по принципу: передавать все, что говорят, но не вовсе верить. Поэтому в книгах Геродота есть много сказочного (рассказы об амазонках, людей с собачьими головами и т.д.).

Также развивается медицина и точные науки. Успехи в медицине связывают с деятельностью “отца медицины” Гиппократа. Ученый считал, что все части человеческого тела связаны между собой. Гиппократ разработал также учение про четыре человеческих темперамента: холеричный, сангвистичный, флегматичный и меланхоличный, положив в его основу раздумывания про соотношение четырёх жизненных соков или влаги (крови, слизи, светлой и черной желчи).

 

      Древнегреческий театр

В V – IV ст. до н.э. расцветет драматургия. Проводными жанрами были трагедия, сюжетами для которой служили мифы про богов и героев, и комедия. Театральные представления шли во время больших государственных праздников на протяжении трех дней с утра до вечера и имели характер соревнований. К ним допускались три трагических поэта и три комических, причем трагик должен был подать три трагедии так называемую сатиричную драму. Каждое утро у театра собирались зрители, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сочувствовать им. Победителей определяли специальные люди. Театры строились на склонах холмов. При этом учитывалась акустика, чтобы и на верхних рядах зрители могли хорошо слышать актеров. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои представлений выступали в пышной одежде, в обуви на каблуках (котурнах), лицо было закрыто маской, выражение которой соответствовало характеру персонажа.

              Развитие древнегреческой трагедии связано с именами Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии – Аристофана.

              Эсхила называют “отцом трагедии”. Он написал 90 трагедий, среди которых “Персы”, “Прометей прикованный”, трилогия “Орестея”. Проводной мотив его творчества – прославление гражданского мужества, патриотизма. Один из лучших героев Эсхила – титан Прометей – олицетворение творческих сил афинян. Это образ непоколебимого борца за высокие идеалы, за счастье людей.

              Софокл создал 120 трагедий (“Эдип-царь”, “Антигона” и др.). Его герои – носители высоких душевных качеств, величества и благородства.

              Еврипиду принадлежат 90 трагедий (“Медея”,  “Ипполит увенчанный”,  “Ифигения в  Авлиде”). В произведениях драматурга отразился кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ мировоззрения. Его театр является своеобразной энциклопедией интеллектуального развития движения Греции второй половины V ст. до н.э. Еврипид заставлял зрителей думать про своё место в обществе, про отношение к жизни.

              Отцом комедии считается Аристофан. Он написал 40 комедий. Известны его пьесы “Лисистрата”, “Всадники”, “Мир”, “Облака”, “Жабы”. Ведущая тема творчества Аристофана – мир.

 

      Олимпийские игры

Важным элементом культуры жизни древних греков были Олимпийские игры, которые проводились раз в четыре года на юге Греции, в Олимпии. В период игр (ни длились пять суток) устанавливалось священное примирение. К участию в соревнованиях допускались только свободные греки, которые не были под судом и не скрывались в бесчестных действиях. Женщины не должны были появляться в Олимпии под угрозой смерти.

              Соревнования состояли из бега колесниц, пятиборства (бег, метание диска, кидание шеста, прыжки, борьба). Самый древний вид соревнования – бег на колесницах – всегда оставался наиболее популярным у зрителей и небезопасным испытанием. Победители награждались венками из листьев оливы. Возвращение победителя домой сопровождалось триумфом. В его честь устанавливались статуи на городской площади в Олимпии. 

 

      Эллинизм

Еще во второй половине IV ст. до н.э. на арену истории вышла новая политическая сила – Македония, которой не могли противостоять греческие города – державы. Завоеваниями Филиппа Македонского, а потом его сына Александра закончилась политическая независимость Эллады. Огромная держава Александра Македонского раскинулась от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. Но после смерти правителя она быстро распалась. На её руинах наследники Александра создали новые монархии, которые вели между собой бесконечные войны. Греко – македонская держава, держава Селевкидов во главе с Сирией, Египет Птолемеев были среди них самыми сильными. Пришла эпоха эллинизма – объединение под эгидой монархии эллинской и восточной культур. Эти культуры взаимно влияли одна на другую. Результатом стало создание особенного культурного конгломерата, где ведущую роль играла греческая культура.

 

      Архитектура и искусство эллинизма

Искусство эллинизма было тесно связано с наукой и техникой, природоведением и философией. Архитектура эллинистических городов развивала греческие традиции, но на первый план выходит уже не культовое, а светское строительство. Вместе с храмами строятся дворцы, театры, гимназии. Самыми грандиозными сооружениями считались Серапеум в Александрии, построенный Пармениском в III ст. до н.э., храмы Аполлона в Дидыме (III – II ст. до н.э.), Зевса в Афинах (170 г. до н.э. – II до н.э.), Артемиды в Магнесии (II ст. до н.э. – 129 г. до н.э.).

Интересным сооружением был известный Фароский маяк, построенный возле Александрии (ок. 300 г. до н.э.). – одно из семи чудес света. Величественным архитектурным монументом был и Пергамский алтарь, построенный в начале II ст. до н.э. Терраса алтаря находилась на двадцать пять метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. Оттуда открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями. Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружение.

Продолжается развитие монументальной скульптуры, предназначенной для общественных сооружений, храмов, площадей. Ей свойственно грандиозность и величие. Статуя бога Гелиоса создана в III ст. до н.э. Харесом из Линда – прославленный Колос Родосский. Сначала Харес соорудил железный каркас и облепил его глиной. Потом фигуру покрыли бронзовыми листками. Всего на статую ушло 12 т бронзы. Колос Родосский простоял только 66 лет. В 224 г. до н.э. он был разрушен сильным землетрясением.

Шедеврами эллинистической скульптуры считаются Афродита (Венера) Милосская, созданная Александром, Ника Самофракийская и Афродита Анадиомена неизвестных мастеров.

В этот период строятся большие библиотеки (в Пергаме, Антиохии, Александрии). Самой большой библиотекой была Александрийская. Сюда завозили книги со всех стран античного мира. В I ст. до н.э. её собрание насчитывало 700 тыс. сувоев. Тут работали выдающиеся деятели культуры - Евклид, Эратосфен, Феокрит.

      Развитие науки периода эллинизма

Особого развития приобретают астрономия, ботаника, география, математика, медицина.  Синтезом математических знаний древнего мира стала работа Евклида “Элементы”. Архимед Сиракузкий сформировал основной закон гидростатики, сделал несколько важных технических выводов. Аристарх из Самоса в III ст. до н.э. выдвинул гипотезу, что Земля и планеты оборачиваются вокруг Солнца по орбитам. Эратосфен вычислил радиус Земного шара. Он же утверждал, что все моря создают единый океан. Теофраст, ученик и наследник Аристотеля, создал “Историю растений”, где систематизировал накопленные до начала III ст. до н.э. знания в области ботаники. Возникают новые философские течения: киников (Кратет, скептиков (Тимон Скептик), стоиков (Зенон, Хрисипп, Сфер), эпикурейцев (Эпикур).

Информация о работе Зарубежная история Древней Греции и Древнего Рима