Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:27, реферат
Рим создал свою оригинальную цивилизацию, жившую на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его в огромную державу.
Введение
1. Из истории
2. Мода Древнего Рима
2.1. Эстетический идеал красоты
2.2. Виды и формы одежды
2.2.1. Текстиль
2.2.2. Мужская одежда
2.2.3. Женская одежда
2.2.4. Головные уборы
2.2.5. Обувь
2.3. Основные виды и формы причесок
2.3.1. Мужские прически
2.3.2. Женские прически
2.4. Украшения
2.5. Косметика
2.6. Парфюмерия
Вывод
Список литературы
Оглавление.
Введение |
3 |
1. Из истории |
4 |
2. Мода Древнего Рима |
6 |
2.1. Эстетический идеал красоты |
6 |
2.2. Виды и формы одежды |
6 |
2.2.1. Текстиль |
6 |
2.2.2. Мужская одежда |
7 |
2.2.3. Женская одежда |
10 |
2.2.4. Головные уборы |
11 |
2.2.5. Обувь |
12 |
2.3. Основные виды и формы причесок |
13 |
2.3.1. Мужские прически |
13 |
2.3.2. Женские прически |
14 |
2.4. Украшения |
17 |
2.5. Косметика |
18 |
2.6. Парфюмерия |
19 |
Вывод |
21 |
Список литературы |
23 |
Приложение |
Введение
Рим создал свою оригинальную цивилизацию, жившую на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его в огромную державу.
Под воздействием этих факторов скалывалась идеология, система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценностей, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному «предкам» обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима.
На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры и искусства. Последующие поколения не раз возвращались к одеждам, прическам Древнего Рима.
1. ИЗ ИСТОРИИ
Легенды рассказывают, что приблизительно в начале VI века до нашей эры на левом берегу реки Тибр, на землях, принадлежавших латинам, возник небольшой город — Рим. На этом месте пастух будто бы нашел близнецов Ромула и Рема, выкормленных волчицей. Предсказание гласило, что дети, рожденные племянницей царя, по достижении совершеннолетия лишат царя престола. Поэтому он приказал только что родившихся детей положить в корзинку и бросить в воды Тибра. Недалеко от того места, где пастух нашел детей, впоследствии Ромул основал город Рим (Рома) и стал в нем править. Римляне вели счет с 753 года до нашей эры.
Коренное население Древнего Рима называло себя патрициями, от латинского слова «натер» – отец. Они считали, что ведут свой род от основателей города. Постепенно население Рима увеличилось за счет притока рабов. Римляне, обладавшие храбрым, воинственным нравом, покоряли соседние земли, присоединяя их к своим. Новых жителей, в отличие от патрициев, стали называть плебеями. Несмотря на то, что некоторые плебеи были довольно состоятельными, они не имели никаких прав.
Историю Рима принято делить на два периода – Римскую республику (IV – I вв. до н.э.) и Римскую империю(I – V вв. н.э.). Времена Римской рабовладельческой республики были ознаменованы господством аристократов в Риме, расширением территорий за, счет завоеванных земель. К началу III в. до н.э. римляне покорили весь Апеннинский полуостров. Римская республика превратилась в сильнейшую рабовладельческую державу на Средиземном море.
Из Пунических войн с Карфагеном Римская республика вышла победителем, и Рим стал безраздельно господствовать на западном Средиземноморье.
Римляне безжалостно грабили завоеванные страны. Часть завоеванных сокровищ передавалась в римскую казну, но большая часть награбленных богатств доставалась рабовладельцам. Основная масса народа жила бедно, несмотря на приток рабов. Это приводило к восстаниям; самым значительным было восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака. Восстание потерпело неудачу, но оно способствовало ослаблению мощи Римской республики. Господство рабовладельцев держалось только благодаря сильным армиям, предводимым талантливыми полководцами. Один из них, Гай Юлий Цезарь, стал во главе государства, провозгласив себя диктатором. Римская республика превратилась в империю. Период Империи характерен небывалой роскошью: возводились дворцы и триумфальные арки, колонны в честь военных побед, храмы.
Греческая культура оказала влияние на быт населения и на всю римскую культуру. Но оптимизм, жизнерадостность, которые были присущи грекам, не соответствовали характеру и духу римлян. Они устраивали серьезные и торжественные праздники, которые мало походили на развлечения, скорее, – на оказание почестей богам. Нравы и обычаи римского общества времен Республики были весьма суровы. Лучшими качествами считались дисциплина и выполнение воинского долга. Во времена Империи экономика, культура, искусство, расцветшие в период Республики, стали неуклонно деградировать. Многочисленные придворные интриги, постоянная борьба за власть, междоусобные войны, голод, массовые эпидемии настолько ослабили и обескровили страну, что она не в силах была защищать свои границы от нашествия варварских племен.
2. МОДА ДРЕВНЕГО РИМА
2.1. Эстетический идеал красоты
Воинственный характер Римской республики, а затем Империи не мог не наложить свой отпечаток на идеал красоты древних римлян. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения, приспособленный к любым условиям мужественный воин.
Именно такие дошли до нас скульптуры, изображающие высоких, стройных, мускулистых, суровых воинов. Позднее этот идеал несколько изменился. После завоевания Древней Греции римляне стали считать достоинством атлетическое пропорциональное телосложение.
В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.
2.2. Виды и формы одежды.
2.2.1. Текстиль.
«Греческим рококо» называют римскую одежду. Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей. Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи.
Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые ткани типа парчи, которые становились все более популярными.
Цветовая гамма в римском костюме – яркая, красочная. Популярные цвета – желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Парадный цвет одежды – белый. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию – круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Также они напоминали греческие растительные мативы, меандр и критскую волну. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.
2.2.2. Мужская одежда
В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.
Мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги.
Туника – переродившийся греческий хитон – обычно имела несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику.
Так, например, знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника – две узких. Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум. Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда, так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.
Тога была верхней одеждой, сначала, представлявшей собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого гиматия.
После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок.
Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой наперед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх, и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.
Способ ношения тоги был таким же важным предметом обучения, как и риторика. Тога и туника дожили до своего возрождения в более позднее время. Видоизмененная туника появляется в готическое средневековье, а при итальянском Ренессансе тогу ученые носили в виде плаща.
В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Красиво задрапированная, белоснежная тога, пурпурная полоса придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина.
Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6x2 м или 6х1,8 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.
Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки – синус и расположенная выше умбо.
Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум – широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече).
Носили также лацерну – плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
С III в. н.э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик – длинная и широкая накладная одежда, глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами.
В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща – пенула – в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей – в костюме богатых щеголей.