История прически древнего рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Рим создал свою оригинальную цивилизацию, жившую на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его в огромную державу.

Оглавление

Введение
1. Из истории
2. Мода Древнего Рима
2.1. Эстетический идеал красоты
2.2. Виды и формы одежды
2.2.1. Текстиль
2.2.2. Мужская одежда
2.2.3. Женская одежда
2.2.4. Головные уборы
2.2.5. Обувь
2.3. Основные виды и формы причесок
2.3.1. Мужские прически
2.3.2. Женские прически
2.4. Украшения
2.5. Косметика
2.6. Парфюмерия
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат история прически.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Она существовала издавна в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно не подпоясанной.

Одежда римской бедноты  и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани.

 

2.2.3. Женская  одежда

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III—IV вв. н.э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Женщины носили на теле тупику-интиму, поверх которой знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Сверху надевалась накидка  палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие  размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания  тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений  служили вышивка, бахрома, ювелирные  изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III – IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Римлянки носили также  такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью  которого как бы уплощали грудь, так  как маленькая грудь считалась красивой.

 

2.2.4. Головные уборы

Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. В Древнем Риме голову покрывали, так же как и в Древней Греции, крайне редко. Мужчины надевали головные уборы только во время военных походов или многочасовых театральных представлений. Аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток.

Воины носили шлемы разнообразной  формы, сделанные в большинстве из кожи или металла, закрывающие щеки и переносицу. Верхняя часть шлема украшалась гребнем, хвостами из шерсти животных, металлическими пластинами. Шлемы полководцев и знатных патрициев изготовлялись из драгоценных металлов, инкрустировались эмалями, чеканкой.     

Римляне заимствовали у греков традицию украшать головы во время торжеств и пиров венками, но надевать их имели  право не все граждане. Юноши  венков   не   носили. Венками  увенчивали  головы победителей-триумфаторов. Для изготовления венков использовались не только натуральные растения, но и искусственные цветы – из шелка, металлических пластин, – сильно надушенные ароматическими веществами. Ценились красиво сплетенные венки. Большое значение имели сорт и цвет растений в венке. Так, листья дуба, лавра, мирта символизировали гражданственность, силу и власть. А также были венки из золота.

Головными уборами женщин были ленты – витта – на голове означала, что женщина – матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту. Так же носили покрывала, в торжественных случаях надевали небольшие диадемы из дорогих металлов, инкрустированных перламутром, пластинами и розетками из камней. При выходе на улицу на прическу накидывали покрывало или вуаль. На ночь для сохранения прически надевали сетки, сплетенные из тонких золотых или серебряных нитей, мешки из тонких сортов льна, шарфы из легкого шелка.

Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги.

 

2.2.5. Обувь

Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов, сенаторов, обувь для посещения сената, а также различные варианты сандалий. Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками. Обувь римлянок – это мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. Римская беднота и рабы в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Особую моду на обувь  ввели артисты: иногда они надевали так называемые соцци – низкие, плоские ботинки, вроде тапочек, иногда же – котурны – ботинки на высокой деревянной подошве, с помощью которых артисты, особенно в трагедиях, оптически стремились казаться выше и тем самым символизировать неземные существа. В истории моды котурны многократно повторялись: в период Возрождения, например, они стали характерной чертой куртизанок.

Типичной была и обувь  римских воинов – так называемые калиге, подошва которых была закреплена гвоздями. Сам ботинок был сделан из ремешков, как сандалии, и шнуровался высоко над щиколоткой.

 

2.3. Основные виды и формы причесок

2.3.1. Мужские прически

Парикмахерское искусство  у древних римлян, так же как  у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.

Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие – довольно коротко.

Молодые римляне чисто  выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.

Во времена Римской  империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые  черты  вычурности  и изнеженности.  Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров. Таким примером был Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), римский полководец и император. В античном мире он считался идеальной личностью. Скульпторы сумели передать в его портретах пылкий темперамент, ум, духовную и физическую красоту, а также беспощадность, тщеславие. Римляне подражали ему в прическе: прямые пряди вместо сильно завитых волос – возврат к староиталийским формам, прическам этрусков. Греческие идеалы были вытеснены. «Римскими» прическами считались прически, которые носили в Италии в III в. до н.э. Прически стали более строгими. Императоры Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон, 42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) и Траян (Марк Ульпий Траян, 53 – 117 гг. н.э.) носили короткие прически, которые были разновидностями прически Августа. Император Тит Флавий Веспасиан (39 – 81 гг. н.э.) носил прическу из полудлинных волос, слегка завитых, сохраняя верность римским традициям. Римский поэт Вергилий в прическе подражал этрускам. Крупные пряди зачесанных на лоб слегка вьющихся волос напоминали силуэт латинской буквы S. Во времена часто менявшихся «солдатских императоров» мужские прически были из коротких волос, встречались даже очень короткие, типа «ежик». Плешивость маскировали при помощи накладных волос, носили парики. Прически на париках зависели от разных обстоятельств – поры дня, погоды. Во времена Империи все прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа императора Марка Аврелия Антония, прозванного Каракаллой.

После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль; так же как и у древних греков, причесывание стало важной церемонией. За выполнением прически, ее сохранением наблюдали специальные рабы – тонсорес и кипасис. Патриции много часов проводили за туалетом. Рабы выполняли прически горячей завивкой, делали и  «мокрую» холодную укладку. Стригли особыми серповидными бритвами. Каждый выполнял свою операцию.

 

2.3.2.Женские прически

Женские прически в период Римской республики делались из длинных  волос. Волосы, разделенные прямым пробором, укладывались сзади в тугие объемные пучки. Делали надо лбом валик, который называли нодус.

Римские матроны имели  от природы темные волосы и по римским законам не должны были их цвет изменять. Прически с пучками носили женщины, принадлежащие к разным сословиям. С расширением связей с другими странами появились новые силуэты и формы причесок – типа египетских («геометрических»), греческих узлов. Прически типа греческого узла приобрели некоторую тяжеловесность, они стали более плотными, менее нарядными. Прически можно разделить на два основных вида – с разнообразными плетениями из кос и завивкой волнами. Остальные прически были вариантами этих двух видов. Во времена Империи законодательницами мод в области причесок стали императрицы. Поэтому прически условно стали называть по их именам, например типа Домны, типа Береники, типа Агриппины. Прически времен Империи были настолько изысканны и разнообразны, что знаменитый поэт, знаток мод Овидий Назон писал, что легче пересчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок. Прически меняли несколько раз в день; эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съемные детали для перемены причесок. Прически постепенно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос. Сложные, многоярусные прически требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами-париками.

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки  волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка. В период Империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки. Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым. На торжествах прически украшали жемчугом – он ценился дороже всех камней. Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители.

Распространился обычай носить светлые парики. А наиболее экстравагантные аристократки  осмеливались  носить  цветные  парики.

Парики рыжего цвета  носили в основном куртизанки, танцовщицы. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-ортотрикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.

Культура Рима периода  Республики пронизана интересом  к личности, внутреннему миру человека. Скульптурные портреты правдиво передают черты портретируемого. Изображали не героев, а людей. Суровый взгляд, строгость, четкость линий причесок присущи всем портретам.

«Плита надгробия» – скульптурное изображение четырех человек: двух женщин и двоих мужчин. У женщин прически с нодусами. Мужские прически – длинные пряди почти прямых волос, спускающихся низко на лоб.

Большое влияние на формирование моды в период Империи оказывали скульптурные мраморные портреты императоров и императриц.

«Императрица Агриппина» – скульптурное изображение матери императора Нерона, второй жены Клавдия. Прическа изящна, состоит из разного вида локонов. Ряд локонов надо лбом, от него волосы расходятся крупными волнами. На висках параллельные ряды круто завитых локонов, уложенных четко объемными полушариями. На лбу легкая челка, состоящая из мелких колец. За ушами закреплены змеевидные спускные локоны, которые распределены по обе стороны шеи.

«Домиция»: голова императрицы  украшена высокой прической. Рамка  каркаса позволяет расположить  волосы в виде улиток густой массой. Лоб с двух сторон закрыт изящными локонами, что придает лицу треугольную форму.

«Скульптурный портрет времен императора Траяна». Прическа молодой женщины поражает красотой, оригинальностью, необычностью формы. Над головой в виде нимба возвышаются локоны, прикрепленные на невидимый проволочный каркас, который дает прочность и устойчивость прическе. Крупные завитые локоны уложены по кругу, создавая видимость волосяного кокошника. Волосы затылочной части заплетены в мелкие, тонкие косички и уложены в круглый пучок, проколотый тонкой длинной шпилькой с круглым навершием.

«Скульптурный портрет императрицы Юлии Домны». В ее прическе представлено другое направление моды – вся прическа выполнена в виде волн из завитых волос. На затылке низко укреплен широкий, плотный пучок.

 

2.4. Украшения

Во времена Римской  республики к украшениям относились сдержанно. Употребляли необходимые застежки, пряжки, булавки. Суровые нравы Республики запрещали излишества, поэтому серьги, кольца надевали крайне редко. Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши. Часто украшения являлись признаком сословной принадлежности.

Информация о работе История прически древнего рима