Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:13, биография
«Моя бабушка когда-то рассказывала, что в самый патетический момент моего появления на свет вдруг заиграл музыкальный будильник, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Яншин. — Он исполнял популярную песню «По улице мостовой шла девица за водой». И под этот самый мотив я появился на свет. Вокруг роженицы было суматошно, волнительно, и вместо того, чтобы остановить будильник, бабка сунула его под подушку, и он продолжал там играть уже вместе с моим первым криком.
ЯНШИН
Михаил Михайлович
02.11.1902, Юхнов, Калужская обл. – 16.07.1976, Москва
Народный артист СССР (1955)
Лауреат Государственной
премии РСФСР имени К.С.
Лауреат Государственной премии СССР (1975)
Детство
Михаил Михайлович Яншин родился 20 октября (2 ноября) 1902 года в городе Юхнове Смоленской губернии. «Моя бабушка когда-то рассказывала, что в самый патетический момент моего появления на свет вдруг заиграл музыкальный будильник, — пишет в своих воспоминаниях Михаил Яншин. — Он исполнял популярную песню «По улице мостовой шла девица за водой». И под этот самый мотив я появился на свет. Вокруг роженицы было суматошно, волнительно, и вместо того, чтобы остановить будильник, бабка сунула его под подушку, и он продолжал там играть уже вместе с моим первым криком.
Через шестьдесят с лишком лет я эту песню «По улице мостовой...» напевал на спектакле «Нахлебник», играя роль Кузовкина. Вот видите какая образовывается дуга от рождения до одной из последних моих ролей в театре.
. Отец, Михаил Филиппович
Яншин, работал бухгалтером,
Детство будущего актера прошло
в Москве. Хотя его родители и
не принадлежали к миру искусства, но
они трепетно относились к музыке,
театру, знали многих артистов. Постоянно
посещая Художественный театр и
Оперный театр Зимина (в те годы
там блистал сам Федор Шаляпин)
Полюбив театр с ранних лет, Михаил Яншин уже не представлял без него жизнь. Будучи учеником Ольховского городского реального училища (1909-1916 гг), он участвовал в драмкружке, играя, правда, исключительно женские роли (сказались его невысокий рост и курносое лицо). Так в гоголевской «Женитьбе» Михаил исполнял роль Агафьи Тихоновны, а в «Ревизоре» - Марии Антоновны. Насколько удачными были эти первые шаги на сцене трудно сказать, но сам Михаил Михайлович признавался, что в то время актерских способностей в нем никто не находил…
Юность
После окончания реального училища Михаил Яншин три года учился в московском среднем Комиссаровском техническом училище, а в 1919 стал студентом Высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Баумана).
Революция и последующая за ней Гражданская война изменили жизнь Михаила Яншина. В 1919 году юноша, не окончив и первого курса, ушел добровольцем в Красную Армию. Два года он отслужил в войсках внутренней охраны, участвовал в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии.
В армии Яншин принимал участие в самодеятельности, которой руководили будущие известные артисты Рубен Симонов и Андрей Лобанов. Правда «блистал» юноша вовсе не как актер, - он писал афиши, рисовал декорации, стоял «на занавесе». Михаил Михайлович вспоминал курьезный случай: «Помню, шел спектакль «Революционная свадьба» С. Михаэлиса. Рубен Симонов играл главную роль - французского патриота, которого приговаривает к смертной казни австрийский герцог. Это происходило в первом акте. Стоя «на занавесе», я так увлекся сценой и игрой Симонова, что совсем забыл про свои обязанности. Приговор подписан - акт кончился, занавеса нет. Тогда после герцога приговор подписали один за другим австрийские офицеры - занавеса нет. Наконец, в полном отчаянии бумагу подписывает сам приговоренный... Нет занавеса! Здесь кто-то подбежал ко мне и закричал «Занавес давай!» Только тут я очнулся и закрыл занавес. Но на этом дело не кончилось. На аплодисменты я открыл занавес тогда, когда из суфлерской будки поднимался Осип Абдулов... В нашем спектакле он в тот вечер исполнял обязанности суфлера и выползал из своей будки, когда пошел занавес. Конечно, это вызвало неудержимый хохот у зрителей, а я был опозорен».
Желание стать актером
В 1921 году Михаил Яншин демобилизовался из Красной Армии. Свою будущую жизнь он решил связать со сценой. Но как быть, если никто не видел в нем актера?! Даже его друг Владимир Баталов (младший брат известного актера Николая Баталова), работавший помощником режиссера во Второй студии МХТ, на признание Михаила лишь расхохотался: «Помилуй, какие у тебя данные для того, чтобы стать актером».
Все это не остановило юношу,
и в 1922 году Михаил Яншин отправился
сдавать экзамены во Вторую студию
МХТ. Сам он видел себя трагическим
актером, поэтому и на экзаменах
читал соответствующие стихи. Патетическое
выступление юноши вызвало
Казалось, это был провал, но каково же было удивление Михаила, когда на следующий день он увидел свою фамилию в списках зачисленных…
МХАТ. В тени
В стенах студии Михаил Яншин провел два года. Молодой актер принимал участие в массовых сценах спектаклей: «Младость» (гимназист, дворник), «Узор из роз» (арапчонок, первый казачок), «Сказка об Иване-дураке и его братьях» по Л.Толстому (посол, отец) и других.
В 1924 году Михаил вместе с другими однокурсниками Н.П. Хмелевым, Б.Н. Ливановым и Н.М. Горчаковым был принят в труппу МХАТа, где и проработал всю оставшуюся жизнь.
Поначалу Яншин все также вводился на эпизодические роли: выборный («Царь Федор» Иоаннович А.Толстого), Добчинский («Ревизор» Н.Гоголя, режиссер К.Станиславский); слуга Бритна («Битва жизни» по Ч.Диккенсу, режиссер Н.Горчаков), Петрушка («Горе от ума» А.Грибоедова, режиссеры К.Станиславский, В.Немирович-Данченко) и др. Все изменилось в 1926 году…
МХАТ. Признание
В октябре 1926 года Яншина утвердили на роль Лариосика в спектакль «Дни Турбинных» (по роману Михаила Булгакова, реж. И.Судаков). Кумир Яншина Иван Михайлович Москвин накануне премьеры предрек ему: «Завтра ты проснешься знаменитым артистом». Так это и произошло. Сам Станиславский высоко оценил работу молодого актера, отметив, что эта роль органично слилась с индивидуальностью Яншина.
В последующие годы Михаил
Яншин очень много работал, зарабатывая
всеобщее признание. Среди его ролей:
садовник Антонио («Безумный день, или
Женитьба Фигаро» П.Бомарше), комсомолец
Вася (пьеса-шутка «Квадратура
На сценах других театров
Оставаясь актером МХАТ, Яншин с 1931 года начал пробовать себя на режиссерском поприще. Дебютировал он спектаклем «Шестая мира», поставленным в Московском Мюзик-холле совместно с Горчаковым. Затем вместе с Юрием Завадским он в 1932 году поставил в Центральном Театре Красной Армии спектакль «Мстислав Удалой» по И.Пруту. А в 1937 году в московском Театре сатиры им был выпущен спектакль «Мелкие козыри».
В довоенный период Михаил
Яншин успел также поработать
художественным руководителем Московского
театра лесной промышленности (1934-39 гг),
а с сентября 1937 по июнь 1941 был
художественным руководителем цыганского
театра «Ромэн». И опять – все
без отрыва от МХАТа! В театре «Ромэн»
под руководством Яншина вышли спектакли:
«Цыганы» по А.Пушкину, «Кровавая свадьба»
и «Чудесная башмачница» Ф.
Кино. Довоенные годы
Не оставил без внимания талантливого актера и кинематограф. Впрочем, в довоенные годы Михаил Яншин снимался немного и в небольших ролях телеграфистов, рабочих, солдат и т.д. Наиболее заметными работами актера тех лет стали: император Павел I в комедии-гротеске Александра Файнциммера «Поручик Киже» (1934) и Иван Лихо, инструктор по оседлости, ведущий терпеливую борьбу за привлечение цыган к колхозным работам в фильме Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата «Последний табор».
Годы войны
В 1941–1942 годах Михаил Яншин
жил на Кавказе. Здесь он организовывал
художественную самодеятельность среди
бойцов Советской Армии и Флота,
готовил концертные программы. Летом
1942 Яншин выехал в Свердловск, где
находилась основная часть труппы МХАТ,
и вместе со всеми осенью того же
года вернулся в Москву. На этот период
приходятся такие работы Михаила
Яншина, как: Сергей Горлов в спектакле
«Фронт» А.Корнейчука (режиссеры
Н.Хмелев, И.Раевский, Б.Ливанов, М.Яншин)
и Харитонов в спектакле «
Театр. 50-е – 60-е
В МХАТе Михаил Яншин сыграл 50 ролей. Благодаря многогранному таланту он одинаково успешно воплощал как комические, так и драматические образы. В золотую летопись театра вошли (помимо вышеупомянутых Лариосика и доктора Гаспара) его Сэр Питер в «Школе злословия» Шеридана, Козовкин в «Нахлебнике» Тургенева, Терентий Бублик в «Платоне Кречете». А чего стоит его полная драматизма роль Маргаритова в «Поздней любви» А.Островского. В этом образе Михаил Яншин выходил на сцену МХАТа 440 раз!
Добрая половина из работ Яншина в МХАТе были вводы. Возможно, они не стали событиями в жизни актера, но и в эти роли, уже имевшие успех до него, Яншин вносил свое, неповторимое, что так всегда привлекало зрителей. Среди таких удачных вводов: Градобоев в «Горячем сердце», Вафля в «Дяде Ване» и Симеонов-Пищик в «Вишневом саде».
За долгие годы работы в театре Яншин заслужил любовь миллионов советских зрителей. И не только советских. Ему аплодировали в Чехословакии, Польше, Англии, Франции, США, Болгарии, - все эти страны Михаил Михайлович посетил с гастролями в составе МХАТа.
Продолжал Михаил Яншин заниматься и режиссерской деятельностью. При его участии было поставлено немало спектаклей в МХАТе. А в 1950–1963 годах он, кроме того, был и главным режиссером Московского драматического театра им. К.С.Станиславского. На этой сцене Яншиным были выпущены спектакли: «Грибоедов», «В Лебяжьем», « Девицы-красавицы», «Бесприданница», «На улице Счастливой», «Дни Турбинных», «Чайка», «На рассвете» и другие.
Кино. Послевоенные годы
Своим лучшие роли в кино
Михаил Яншин создал в картинах по
произведениям классиков. Начало положил
его Нютин в блистательной
комедии Исидора Анненского «Свадьба»
(по произведениям Чехова), вышедшей
на экраны еще в годы войны. В той
картине снялось целое
Одна из блистательнейших
работ актера на экране - попечитель
богоугодных заведений Артемий
Филиппович Земляника в экранизации
гоголевского «Ревизора», осуществленной
в 1952 году режиссером Владимиром Петровым.
С какой неподражаемой
Не менее заметная работа - сэр Тоби Белч, дядя графини Оливии в «Двенадцатой ночи» режиссера Яна Фрида (экранизации одной из самых популярных комедий Уильяма Шекспира). Впрочем, несмотря на всенародный успех созданных им на экране образов, сам Михаил Яншин считал эти работы лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.
Мультипликация
Колоритный голос Михаила Яншина, услышав один раз, уже невозможно было забыть. Он был словно создан для мультипликации, потому его так часто приглашали озвучивать различных персонажей. Человечек («Федя Зайцев»), Крот («Дюймовочка»), Царь («Вовка в Тридевятом царстве»), Бегемот («Про бегемота, который боялся прививок») доктор Кракс («Внимание! В городе Волшебник!»), Бык («Козлёнок, который считал до десяти») – эти и другие персонажи стали любимы миллионами детей.
Режиссеры нередко приглашали
Яншина озвучивать бегемотов, видимо ассоциируя
габаритного актера с этим животным.
Помимо уже упомянутого «Про бегемота,
который боялся прививок», Яншин
озвучивал Бегемотов в
Личная жизнь
Михаил Яншин был женат
три раза. Первый раз в брак он
вступил в ноябре 1926 года. Его
избранницей стала ученица