Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 23:49, доклад

Краткое описание

Структура данной работы такова: введение, далее следуют разделы; первый раздел называется «Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы», в нём раскрываются биографии государя и патриарха, описывается их встреча, далее следует раздел «Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном», в котором выявляются причины начавшихся разногласий, затрагиваются проблемы церковной реформы, непосредственно повлиявшие на конфликт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы.…………………….………………………………………....................4

1.1 Царь Алексей Михайлович……………………………………………........4

1.2 Никон…………………………………………………………………….........5

1.3 Знакомство Алексея Михайловича и Никона…..…………………….........6

1.4 Единство духовной и светской власти…….………………………………...8

2. Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном ……………………………………………………………………………………11

2.1 Подготовка церковной реформы………………………………………….11

2.2 Церковная реформа………………………………………………………...12

3. Разрыв отношений между двумя государями…………………..………..15

3.1 Охлаждение отношений между царём и государем……………………..15

3.2 Окончательный разрыв отношений………………………………….........19

3.3 Возвращение и низвержение государя..………………………………….26

3.4 Разрешение спора двух государей………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Сообщение «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон».docx

— 46.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Сообщение  
на тему:

«Царь Алексей Михайлович  
и патриарх Никон
»

 

Исполнитель: 
Шевченко Любомир 
ученик МОУ СОШ №20 
Руководитель: 
Светлана Михайловна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Екатеринбург 
2010 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Царь  Алексей Михайлович и Никон  до начала церковной реформы.…………………….………………………………………....................4

1.1 Царь  Алексей Михайлович……………………………………………........4

1.2 Никон…………………………………………………………………….........5

1.3 Знакомство  Алексея Михайловича и Никона…..…………………….........6

1.4 Единство  духовной и светской власти…….………………………………...8

2. Зарождение  противоречий между Алексеем  Михайловичем и Никоном ……………………………………………………………………………………11

2.1 Подготовка  церковной реформы………………………………………….11

2.2 Церковная  реформа………………………………………………………...12

3. Разрыв  отношений между двумя государями…………………..………..15

3.1 Охлаждение  отношений между царём и государем……………………..15

3.2 Окончательный  разрыв отношений………………………………….........19

3.3 Возвращение  и низвержение государя..………………………………….26

3.4 Разрешение  спора двух государей………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список  используемой литературы……………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На протяжении почти всей своей многовековой истории  Россия оставалась и остаётся по сегодняшний  день носительницей православной истории, культуры. Несмотря на то, что страна многонациональна и в ней уживаются  разные религии и вероисповедания, приоритетной для русского народа является христианская религия. Все правители  государства, начиная с Владимира  Святого, были православными, русский  народ не мыслил свою жизнь без  церкви, без религии, он верил, что  так будет всегда. Но в 20 веке, когда  в стране установилась власть большевиков, и наше государство было объявлено  атеистическим, христианская религия  пришла в упадок, произошёл разрыв отношений между светской и духовной властью, начались гонения на верующих. Сейчас, в 21 веке, когда Россия возобновляет многовековые духовные традиции, и  православная религия вновь входит в жизнь русского народа, особенно важно знать, понимать и ощущать  её историю, развитие, чтобы снова  не повторить ошибок прошлого.

Проблемы  светской и духовной власти, поднимаемые  в данной работе, были актуальны  для России в любой период её исторического  развития. По каким законам жить? Подчиняться правовым нормам или  же следовать канонам церкви? Каждый человек самостоятельно выбирает свой путь. Но что, если этот выбор ложится  на плечи целого государства?

Объектом  изучения в данной работе является спор, возникший между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Предметы изучения: установление причин начавшегося спора, анализ конфликта, раскрытие личности царя и патриарха (для понимания поступков, совершённых  ими в период разногласий), а также  установление итогов и последствий  этих противоречий. Более того, следует  раскрыть на просто тему противоборства двух правителей (светского и духовного), но и показать при этом отношение  к этому вопросу народа, его  реакцию на происходящее.

Структура данной работы такова: введение, далее  следуют разделы; первый раздел называется «Царь Алексей Михайлович и Никон  до начала церковной реформы», в  нём раскрываются биографии государя и патриарха, описывается их встреча, далее следует раздел «Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном», в котором выявляются причины начавшихся разногласий, затрагиваются проблемы церковной реформы, непосредственно повлиявшие на конфликт. Последний раздел «Разрыв отношений между двумя государями» содержит детальное описание процесса охлаждения и разрыва отношений между царём и патриархом, далее следует заключение, подводящее итог проделанной работе, последним в структуре является список используемой литературы.

1. Царь Алексей Михайлович  и Никон до начала  церковной реформы

1.1 Царь Алексей Михайлович

Царь  Алексей Михайлович «Тишайший» (19.03.1629 - 29.01.1676).Царь всероссийский, сын Михаила  Фёдоровича Романова от второго брака  с Евдокией Лукьяновой Стрешневой. До пяти лет воспитывался по старинным  московским обычаям, под надзором нянек. Затем воспитателем юного царевича был назначен боярин Б.И.Морозов, человек  для своего времени эрудированный, который способствовал обучению будущего самодержца не только грамоте, но и почитанию древнерусских  обычаев. На четырнадцатом году жизни  Алексея Михайловича торжественно «объявили как наследника народу» (В.Ключевский), а на шестнадцатом он, лишившись отца и матери, вступил  на московский престол.

В первые годы своего царствования государь находился  под влиянием своего воспитателя, боярина  Бориса Морозова, злоупотребления властью  которого способствовали всколыхнувшему 25 мая 1648 г. Москву «соляному» бунту, тогда  Алексей Михайлович с трудом спас своего наставника.

Во всех делах и начинаниях царь продолжал, с одной стороны традиции старой Руси, с другой - вводил новшества. Именно при нём в Россию стали приглашаться на службу иноземцы. Большое значение государь придавал распространению  новой для России светской культуры, образования.

Алексей Михайлович отличался самыми примерными личными качествами, был добродушен до такой степени, что получил  прозвище «тишайший», хотя по вспыльчивости  нрава позволял себе грубое обращение  с придворными, но для того периода  времени это было почти нормой. Царь был чрезвычайно благочестив, любил читать священные книги, ссылаться  на них и руководиться ими; никто  не мог превзойти его в соблюдении постов. Чистота его нравов была безупречна: он был примерным семьянином, превосходным хозяином, любил природу  и был проникнут поэтическим  чувством, которое видно как в  многочисленных письмах, так и в некоторых его поступках. В правление Алексея Михайловича особенное развитие получили церковная и придворная обрядности, которые при государе осуществлялись с особенной точностью и торжественностью. Несмотря на превосходные качества этого государя как человека, он был неспособен к управлению: всегда питал самые добрые чувства к своему народу, всем желал счастья, везде хотел видеть порядок, благоустройство, но для этих целей не мог ничего вымыслить иного, как только положиться во всём на существующий механизм приказного управления. Считая себя самодержавным и ни от кого не зависимым, царь был всегда под влиянием то одних, то других; безукоризненно честных людей около него было мало, а просвещённых и дальновидных ещё меньше. Поэтому правление Алексея Михайловича представляет в истории печальный пример, когда под властью вполне хорошей личности строй государственных дел шёл во всех отношениях как нельзя хуже.

1.2 Никон

Патриарх  Никон, один из самых крупных, могучих  деятелей русской истории, родился  в мае 1605г., в селе Вельеманове, близ Нижнего Новгорода, от крестьянина  по имени Мины, и наречён в крещении Никитой. Мать умерла вскоре после его  рождения. Отец Никиты женился второй раз, но брак этот не принёс счастья, мачеха невзлюбила пасынка, часто его била и морила голодом. Когда мальчик  подрос, отец отдал его учиться  грамоте. Книги увлекли Никиту. Выучившись читать, он захотел изведать всю  мудрость божественного писания. Он отправляется в монастырь Макария  Желтоводского, где продолжает изучение священных книг. Здесь с ним  случилось событие, глубоко запавшее ему в душу. Однажды, гуляя с  монастырскими служащими, он встретил татарина, который во всём околотке славился тем, что искусно гадал  и предсказывал будущее. Гадатель, посмотрев  на Никона, сказал: «Ты будешь великим  государем над царством российским!»

Вскоре  у Никиты умирает отец, оставшись  единственным хозяином в доме, он женится, но церковь и богослужение неудержимо влекут его. Будучи человеком грамотным  и начитанным, Никита начал искать себе место, и через некоторое  время был посвящён в приходские священники одного села. Ему тогда  было не более 20 лет. Семья у Никиты не сложилась - умерли все дети, рождённые  в браке. Он принимает это за небесное указание, повелевающее ему отрешиться от мира. Будущий патриарх уговорил жену подстричься в московском Алексеевском монастыре, а сам ушёл на Белое  море и подстригся в Анезерском ските  под именем Никона. Как оказалось, жизнь в ските была довольно трудная, братия жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только в субботу  сходилась в церковь, богослужение длилось целую ночь, с наступление дня совершалась литургия. Над всеми был начальный старец по имени Елеазар. Несмотря на все трудности, Никон вместе Елеазаром совершил поездку в Москву за сбором милостыни на построение церкви. По приезду в скит между ними произошёл разлад, и Никон отправляется в Кожеозёрскую пустынь, находившуюся на островах Кожеозера. Он поселился на особом озере, отдельно от братии. Спустя некоторое время, Никон стал игуменом.

1.3 Знакомство Алексея  Михайловича и  Никона

На третий год после своего поставления, в 1646г. Никон, отправившись в Москву, явился с поклоном молодому царю Алексею Михайловичу. Царю до такой степени понравился кожеозерский игу-мен, что он велел ему остаться в Моск-ве, и, по царскому желанию, патриарх Иосиф по-святил его в сан архимандрита Новоспасского мо-настыря. Место это было особенно важно, и архи-мандрит этого монастыря скорее, чем многие дру-гие, мог приблизиться к государю: в Новоспас-ском монастыре была родовая усыпальница Рома-новых; набожный царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и давал на монастырь щедрое жалованье. Чем более беседовал царь с Никоном, тем более чувствовал к нему располо-жение. Алексей Михайлович приказал архимандриту ездить к нему во дворец каждую пятницу. Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за утесненных и обиженных; это очень понравилось царю.

Алексей Михайлович еще более пристра-стился к Никону и сам дал ему поручение  прини-мать просьбы от всех, кто искал  царско-го милосердия и управы на неправду судей; и архимандрит беспрестанно осаждали такие просители не только в его монастыре, но даже на дороге, когда он ездил из монастыря к  царю. Всякая правая просьба в скором времени исполнялась. Никон приобрел сла-ву доброго защитника и всеобщую лю-бовь в Москве, он становится видным духовным деятелем.

В 1648 году скончался новгородский митропо-лит  Афанасий. Царь всем прочим кандидатурам предпочел своего лю-бимца, и находившийся в это время в Москве иерусалимский  патриарх Паисий, по царскому желанию, рукопо-ложил Новоспасского архимандрита в сан новго-родского митрополита. Этот сан был вторым по значению в русской иерархии.

Алексей Михайлович был доверчив к тем, ко-го особенно любил. Помимо всех официаль-ных  властей, он возложил на Никона обязанность  следить не только за церковными делами, но и за мир-ским управлением, доносить ему обо всем и да-вать советы. Это приучило митрополита и в будущем заниматься мирскими делами. Когда в Новгородской земле начался голод, бедствие, как известно, очень часто поражавшее этот край, Никон отвел у себя на владычном дво-ре особую палату, так называемую «погребную», и приказал ежедневно кормить в ней нищих. Митрополит устра-ивал также богадельни для постоянного призрения убогих и брал у царя средства на их держание. Благодаря этим поступками Никон стал народным заступником и любимцем набожного царя. Однако он совершал поступки, которые уже в то время навлекли на него врагов: по царскому приказанию, он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы, и царь всегда слушал его. В письмах своих к Никону царь величал его «великим солнцем сияющим», «избранным крепкостоятельным пастырем», «наставником душ и телес», «милости-вым, кротким, милосердным» и т. п.; царь поверял ему свое мнение о том или другом боярине. Из-за этого бояре в Москве не любили Никона, считая его царским временщиком. Не сложились отношения и с подначальными духовными из-за чрезмерной строгости и взыскательности, мирские люди в Новгороде не питали к Никону рас-положения за крутой властолюбивый нрав, несмо-тря на его благие дела, которые, в сущности, бы-ли таким же делом обрядового благочестия, как и заботы о богослужении.

1.4 Единство духовной  и светской власти

В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Ни-кон, и  без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей  энергической ме-рою: он сразу наложил  на всех проклятие. Если бы это проклятие  было наложено только на неко-торых, то могло бы подействовать на остальных, но проклятие, наложенное без разбора  на всех, только ожесточило и сплотило новгородцев. Уже в этом поступке Никона виден его крутой и неподатливый характер. Ненависть к митрополиту  выразилась тем, что мятежники поставили  одним из главных на-чальников  Жеглова, митрополичьего приказного, состоявшего  у него в опале. Сам Никон в  своём письме к государю рассказывает, что когда он вышел уговаривать  мятежников, то они его ударили  в грудь, били кулаками и каменьями. «И ныне, -- писал он, -- лежу в конце  живота, харкаю кровью и живот весь распух; чаю скорой смерти, маслом соборовался»; но относительно того, в какой сте-пени можно доверять этому письму, следу-ет заметить, что в том же письме Никон сообща-ет, что перед этим ему было видение: увидел он на воздухе  царский золотой венец, сперва над  голо-вой Спасителя на образе, а  потом на своей со-бственной. В  этом рассказе видно стремление митрополита  к союзу светской и духовной власти в лице одного человека - Никона. Однако, несмотря на эти высказывания митрополита, царь во всем поверил Никону, хвалил его за крепкое стояние и страдание  и еще более стал благоговеть перед ним; наконец, Никон, уви-дев, что строгостью нельзя потушить мятежа, начал сам советовать царю простить виновным. Алексей Михайлович очень болезненно отреагировал на мятеж: усилилась охрана дворца, был создан новый приказ - Приказ тайных дел, начало тайной полиции.

Информация о работе Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон