Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 23:49, доклад

Краткое описание

Структура данной работы такова: введение, далее следуют разделы; первый раздел называется «Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы», в нём раскрываются биографии государя и патриарха, описывается их встреча, далее следует раздел «Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном», в котором выявляются причины начавшихся разногласий, затрагиваются проблемы церковной реформы, непосредственно повлиявшие на конфликт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы.…………………….………………………………………....................4

1.1 Царь Алексей Михайлович……………………………………………........4

1.2 Никон…………………………………………………………………….........5

1.3 Знакомство Алексея Михайловича и Никона…..…………………….........6

1.4 Единство духовной и светской власти…….………………………………...8

2. Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном ……………………………………………………………………………………11

2.1 Подготовка церковной реформы………………………………………….11

2.2 Церковная реформа………………………………………………………...12

3. Разрыв отношений между двумя государями…………………..………..15

3.1 Охлаждение отношений между царём и государем……………………..15

3.2 Окончательный разрыв отношений………………………………….........19

3.3 Возвращение и низвержение государя..………………………………….26

3.4 Разрешение спора двух государей………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Сообщение «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон».docx

— 46.41 Кб (Скачать)

В 1652 году умирает патриарх Иов. Блюстителем  патриаршего престола, до избра-ния  нового патриарха, был назначен ростовский митрополит Варлаам. По прибытии Никона, был со-зван духовный собор. Все знали, что царь же-лал избрания Никона, но бояре не хотели видеть его на патриаршем престоле. «Царь выдал  нас митрополиту, -- говорили они, -- никогда  нам такого бесчестья не было». Для  соблюдения буквы устава выбрали  двух кандидатов; Никона и иеро-монаха Антония, того самого, который некогда  был учителем Никона в Макарьевском монастыре. Жребий, как будто на зло  царю, пал на Антония. Последний, вероятно, в угоду царю, отказался от претензий  на патриарший престол. Тогда стали  просить Никона. Никон отрекался, пока, наконец, 22 июля царь Алексей Михайло-вич, окруженный боярами и бесчисленным наро-дом, в Успенском соборе, перед  мощами св. Фи-липпа, стал кланяться  Никону в ноги и со слеза-ми умолял принять патриарший сан.

«Будут  ли меня почитать, как архипастыря  и отца верховнейшаго и дадут  ли мне устроить цер-ковь?» -- спросил  Никон. Царь, а за ним духовные власти и бояре покля-лись в этом. 25 Июля Никон сделался патриархом. Начиная  с этого времени, государь и патриарх ещё больше сближаются, все важные государственные решения принимаются  только с благословения Никона, который  становится важной персоной в государстве  после Алексея Михайловича.

Таким образом, до начала церковной реформы  царь Алексей Михайлович и митрополит Никон составляли единство политической и духовной власти. Этому способствовал  сам государь: мягкость характера, добродушие, его неспособность к государственному управлению. Никон же, пробыв десять лет приходским священником, поневоле усвоил всю грубость окружавшей его  среды и перенёс ее даже на патриарший престол. Властолюбие, присущее ему  в большей степени, могло бы сделать  из патриарха влиятельного государственного деятеля. Однако история не терпит сослагательных наклонений, и Никон, добившийся расположения самого государя смог получить почти  безграничную духовную власть. В основе союза патриарха и царя лежали общие мировоззренческие взгляды  на религию, на догматы православия, её место в жизни человека (Алексей  Михайлович и Никон были глубоко  религиозными людьми). Возможно, царь, не находящий поддержки своих  идей среди боярства, увидел в Никоне человека, способного поддержать любые начинания ещё не очень опытного правителя.

2. Зарождение противоречий  между Алексеем  Михайловичем и  Никоном

2.1 Подготовка церковной  реформы

Важнейшее дело предпринял Ни-кон в церковном  строе богослужения. Давно уже, еще  со времен Максима Грека, замечались разно-речия в богослужебных книгах; естественно, возникала мысль о  вкравшихся в этих кни-гах искажениях, о необходимости найти и узако-нить единообразный правильный текст. Эта  потребность усилилась с введением  книгопечатания, так как книгопечатание, распространяя сочинения и расширяя круг чита-телей, давало последним побуждение искать правильную трактовку сочинений  и возмож-ность удобнее замечать и сравнивать разноречия. Печатный текст внушал к себе больше доверия, чем написанный от руки, так как  предполагалось, что приступавшие к  печатанию люди искали средства пере-дать издаваемое правильно. Введение книгопеча-тания  поставило воп-рос об исправлении  богослужебных книг: при вся-ком  печатании разноречие списков вызывало не-обходимость справщиков, которые  должны были из многих различных списков  выбирать то, что, по их убеждениям, надлежало  признать правиль-ным. По мере умножения  печатных книг церков-ного содержания, этот вопрос всё больше занимал умы  людей.

Ещё иерусалимский  патриарх Паисий, посещавший Москву в 1649, обратил внимание Алексея Михайловича  на существенные различия между московской и греческой церковью. Государь очень  встревожился этим известием, чтобы  решить этот вопрос он отправляет Троицкого  келаря Арсения Суханова на Восток за сведениями. Но пока келарь странствовал, Москву успели посетить другие греческие  духовные особы, также сделавшие  замечание о несходстве русских  церковных обрядов с греческими, а на Афоне (центр православного  монашества) монахи сожгли богослужебные  книги московской печати как противные  православному чину богослужения. С  этого момента Никон начинает всерьёз задумываться над тем, чтобы  унифицировать церковные службы, обряды, иконы, а также богослужебные  книги.

2.2 Церковная реформа

Никон убеждает Алексея Михайловича в  проведении церковной унификации, поэтому  циркуляром 1653 года патриарх предписал  приступать к реформе. А в 1654 созывается собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов, царь и бояре  также присутствовали. Никон произносит речь, в которой высказывает свои взгляды на равенство церковной и светской власти: «Два великих дара даны человекам от Вышняго по Божьему человеколюбию - священство и царство. Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают человеческое житие; ничто не делает столько успеха царству, как почтение к святителям (святительская честь); все молитвы к Богу постоянно возносятся о той и другой власти... Если будет согласие между обеими властями, то настанет всякое добро человеческой жизни». Также в своей речи патриарх указал на необходимость исправить нововведения в церковных чинах. Собор решил «достойно и праведно исправлять, сообразно старым харатейным и греческим спискам». Свой проект реформ Никону пришлось отложить, так как Московское государство начало войну за Малороссию; патриарх с особым рвением благословлял царя на эту войну своим советом. Отправляясь в поход, Алексей Михайлович доверил патриарху, как своему ближайшему другу, свою семью, Москву, поручил ему наблюдать за правосудием и ходом дел в приказах. С отъездом царя из столицы Никон стал называть себя «великим государем», и как верховный правитель государства, писал грамоты (например, о высылке подвод на службу под Смоленск), в которых выражался так: «Указал государь, царь, великий князь всея Руси, Алексей Михайлович, и мы, великий государь…» По возвращению царя патриарх опять занялся церковными преобразованиями. Своих противников по делам реформы Никона подверг гонениям. После Собора он интерпретировал в свою пользу ответ на реформы греческого патриарха (1655) и кон-сультации главы Антиохийской церкви. Заручившись поддер-жкой царя, Никон сконцентрировал в своих руках всю полно-ту церковной власти, для чего в 1655 и 1658 гг. созывались со-боры. Уже тогда поведение патриарха по отношению к царю предвещало разногласия в вопросе о власти. Однако тактичный Алексей Михайлович «тишайший» избегал скандала. Ещё в 1649 году Никон дал серьёзный повод для разногласий с царём: патриарх выступил против Соборного Уложения, по которому духовенство становилось подсудным светскому суду, он открыто назвал Уложение «беззаконной книгой», «проклятым законоположением». Никон выступал за восстановление судебного и иного иммунитета церкви, как это и предписывалось каноном.

В условиях назревавшего разрыва с царем  все более четко проявлялись  политические замыслы Никона. Лейтмотив  взгля-дов Никона выражен им же самим  в словах: «Я русский и сын русского, но мои убеждения и вера -- греческие». В слове «гре-ческие» прослеживается не просто грекофильство патриарха, а стремление возрождения византинизма. Также как и Москва -- третий Рим, Никон стремился к возвеличиванию русской цер-кви. Объективно первой среди равных признавалась констан-тинопольская патриархия, но Никон желал идеологического обоснования русской церкви как самой большой из православ-ных и единственной независимой от господства мусульманской Турции. Идея объединения православных церквей под главен-ством Москвы и освобождения Константинополя от турок была одинаково близка светской и духовной власти. До этого вожделенного события Москва обустраивалась как Царьград. Патриарх курировал строительство Новоиерусалимского мона-стыря и в идее византинизма находил поддержку царя.

Несмотря  на явные противоречия между царём  и патриархом, в деле реформ они  сохраняли единогласие почти  во всех вопросах, исключая проблемы власти. Алексей Михайлович не шёл на открытый конфликт, понимая, что самостоятельно провести церковные реформы он не сможет, заручиться поддержкой сторонников  реформаторского движения у него не получилось бы, так как их было крайне мало, да и выразителем всех идей являлся патриарх. Для Никона было также не выгодно разрывать  отношения с царём по ряду причин: первая и самая важная состояла в  том, что государь мог лишить патриарха  сана и устроить на него опалу; а  вторая причина - свёртывание реформ, которое также могло произойти  после конфликта.

3. Разрыв отношений  между двумя государями

3.1Охлаждение  отношений между  царём и патриархом

До сих  пор историки не знают в подробностях, как произошло охлаждение царя Алексея  Михайлови-ча, прежде считавшего патриарха  своим лучшим другом. В 1656 году Никон  был еще в силе, и следствием его влияния является несчастная война, предпринятая против Швеции. В 1657 го-ду, по-видимому, отношения между  царем и патриархом еще были дружественные. В это время Никон занимался  постройкой нового монастыря. В сорока верстах от Москвы ему понравилось  ме-сто, принадлежавшее Роману Боборыкину, на ре-ке Истре. Никон купил у владельца  часть его зем-ли с селом и  начал основывать там монастырь. Сперва он построил деревянную ограду с башня-ми, а в середине деревянную церковь и пригла-сил на освящение  церкви царя Алексея Михайловича. «Какое прекрасное место», -- сказал царь, -- «как Иерусалим!»

Патриарху понравилось это замечание, и  он заду-мал создать подобие настоящего Иерусалима. Между тем он дал пале-стинские названия окрестностям своей начинаю-щейся  обители, интересно, что гору, с которой  любовался царь, патриарх назвал Никон  Елеоном. Пока Никон занимался своей  новой обителью, на Алексея Ми-хайловича  начали оказывать влияние враги патриарха, бояре Стрешнев, Никита Одоевский, Трубец-кой и другие. Они, видимо, задели чувстви-тельную струну в сердце царя, указав ему, на то, что он не один самодержец, что, кроме него, есть еще другой великий государь. Алексей Михайло-вич, не ссорясь с Никоном, стал отдаляться от него. Никон понял это и не ис-кал объяснений с царем, но вельможи, заметив-ши, что патриарх уже не имеет прежней силы, не утерпели, чтобы не дать ему это почувствовать.

Сам царь развил в этом человеке властолюбие, он приучил его вмешиваться в  государственные дела, и патриарху  трудно было держаться в сторо-не от них. Зависимость церкви от государственной  власти казалась ему нестерпимой, по мере того, как он терял прежнюю  силу и влияние на го-сударственные  дела. Летом 1658 года наступила явная  размолвка. В Москву приехал грузинский царевич Теймураз; по этому поводу во дворце был большой обед. Никона не пригласили, хотя прежде в подобных случаях ему оказывали честь, приглашая его в первую очередь. Патриарх послал своего боярина, князя  по имени Димитрий, за каким-то церковным  делом (так он сам го-ворил), но, вероятнее  всего, для того, чтобы высмотреть, что творится во дворце. Окольничий Бог-дан Матвеевич Хитрово, расчищавший  в толпе путь для грузинского  царевича, ударил по голове палкой патриаршего  боярина. Когда же боярин назвал себя и цель своего прихода, «не дорожись»  сказал Хитрово и еще раз ударил Димитрия по лбу.

Патриарший  боярин вер-нулся к Никону и пожаловался  на обиду.

Никон написал царю письмо, в нём он просил суд за оскорбление своего боярина.

Государь  отвечал ему собственноручно: «Сыщу  и по времени сам с тобою  видеться буду». Однако прошел день, другой: царь не повидал-ся с Никоном и  не учинил расправы за оскорбле-ние  его боярина.

Наступило 8 июля, праздник иконы Казанской  Богородицы. В этот праздник патриарх обычно служил со всем собором в  храме Казанской Божьей Матери. Царь с боярами присутствовал на богослужении. Накануне, когда пришло время со-бираться к вечерне, Никон послал к царю свя-щенника с вестью, что он идет в церковь. Алексей Михайлович не пришел; не было его в церкви и  в день праздника. Патриарх понял, что  царь озлобил-ся на него.

10 июля  был праздник ризы Господ-ней.  Тогда, по обычаю, царь присутствовал  при патриаршем богослужении  в Успенском соборе. Никон посылал  к царю перед вечернею, а потом и перед заутренею. Царь не пришел и послал к Никону своего спальника (дежурного в покоях царя), князя Юрия Ромодановского, который сообщил:

- Царское  величество на тебя гневен: оттого  он не пришел к заутрени  и повелел не ждать его к  святой литургии.

Никон спросил: за что царь на него гневается?

Юрий  Ромодановский отвечал:

- Ты  пренебрег его царским величеством  и пишешься великим государем,  а у нас один вели-кий государь -- царь.

Никон возразил на это:

- Я называюсь  великим государем не собою.  Так восхотел и повелел его  величество. На это у меня и  грамоты есть, писанные рукою  его царско-го величества.

Ромодановский сказал:

- Царское  величество почтил тебя, яко отца  и пастыря, и ты этого не  уразумел; а ныне царское величество  велел тебе сказать: отныне  не пишись и не называйся  великим государем; почитать тебя  впредь не будет.

Самолюбие Никона было уязвлено до крайней степени. Он стал думать и решился произнести торжественно отречение от патриаршей кафедры, вероятно, рассчитывая, что  кроткий и набожный царь испугается и поспешит помириться с первосвятителем. В тот же день, после посещения  Ромодановского, он сказал о своем  намерении пат-риаршему дьяку Каликину, который уговаривал Никона не делать этого; но патриарх стоял на своём. Каликин  сообщил это известие другу Нико-на - боярину Зюзину, он в свою очередь, велел передать патриарху, чтобы  он не гневил государя; иначе -- «захочет воротиться на-зад, да будет поздно». Никон призаду-мался, стал писать к  государю, но потом передумал. Он приказал купить себе простую палку, с какой  ходили в то время попы.

В тот  же день патриарх отслужил в Успенском  соборе литургию, а во время причастия  отдал при-каз, никого не выпускать  из церкви, потому что он намерен  прочитать поучение. Рассказав сначала  слово из Златоуста, Ни-кон повёл  речь о себе. «Ленив я стал», -- сказал он, -- «не гожусь быть патриархом, окоростевел  от лени, и вы окоростевели от моего  неучения. Называли меня ере-тиком, иконоборцем, что я новые книги завел, камнями хотели меня побить; с этих пор я вам не патриарх...»

Информация о работе Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон