Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 23:49, доклад
Структура данной работы такова: введение, далее следуют разделы; первый раздел называется «Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы», в нём раскрываются биографии государя и патриарха, описывается их встреча, далее следует раздел «Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном», в котором выявляются причины начавшихся разногласий, затрагиваются проблемы церковной реформы, непосредственно повлиявшие на конфликт.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы.…………………….………………………………………....................4
1.1 Царь Алексей Михайлович……………………………………………........4
1.2 Никон…………………………………………………………………….........5
1.3 Знакомство Алексея Михайловича и Никона…..…………………….........6
1.4 Единство духовной и светской власти…….………………………………...8
2. Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном ……………………………………………………………………………………11
2.1 Подготовка церковной реформы………………………………………….11
2.2 Церковная реформа………………………………………………………...12
3. Разрыв отношений между двумя государями…………………..………..15
3.1 Охлаждение отношений между царём и государем……………………..15
3.2 Окончательный разрыв отношений………………………………….........19
3.3 Возвращение и низвержение государя..………………………………….26
3.4 Разрешение спора двух государей………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы……………………………………………...35
От такой неожиданной речи в церкви поднял-ся шум; было трудно расслышать, что далее гово-рил Никон. Окончив свою речь, Никон разоблачился, ушел в ризницу, написал царю письмо, надел мантию и черный клобук, вышел к народу и сел на последней ступени амвона, на котором облача-ются архиереи. Встревоженный народ кричал, что не выпустит его без государева указа. Между тем царь уже узнал о том, что происходит в Успен-ском соборе. Алексей Михайлович дважды посылал к Никону боярина Трубецкого с требованиями прекратить гневить царя и не оставлять патриаршества. На что Никон в весьма резкой форме отвечал: «Даю место гневу царского величества. Бояре и всякие люди церковно-му чину обиды творят, а царское величество упра-вы не дает и на нас гневает, когда мы жалуемся. А нет ничего хуже, чем царский гнев носить». Боярин Трубецкой возражал, указывая на то, что патриарх самовольно называл себя государем и вступал в дела государства. Никон категорически не согласился с этим, о себе говорил, что «великим государем не сами назвались и в царские дела не вступаем-ся, а разве о правде какой говорили или от беды кого-нибудь избавляли, так мы, архиереи, на то заповедь приняли от Господа». Вдобавок он просил у государя себе келью; ему отвечали, что келий на патриаршем дворе много: может жить в любой. Затем Никон снял с себя мантию, вышел из церкви и отправился пешком на под-ворье Воскресенского монастыря.
Он пробыл
там два дня возможно, дожида-ясь,
что царь, по крайней мере, позовет
его и захочет с ним
Вслед
за Никоном приехал в
Казалось, дело было совершенно окончено. Правитель церкви сам отрекся от управления ей - случай не редкий в церковной истории; остава-лось избрать на его место другого законным по-рядком. Но Алексей Михайлович начал колебаться; с одной сторо-ны, в нем говорило прежнее дружеское чувство к Никону, а с другой -- бояре настраивали его про-тив бывшего патриарха, представляя ему, что Никон ума-лял самодержавную власть государя. Царь боялся раздражить бояр, не принимал явно стороны невидимого ими патриарха, но отправил через Афанасия Матюшкина Никону свое прощение, затем посылал к нему князя Юрия, приказывал передать, что все бояре на него злобствуют -- один только царь и посланный князь к нему добры. Между тем царь не посмел тогда просить его о возвращении в Москву в прежнем сане. Никон, как будто забыв о патриаршестве, деятельно занимался каменными постройками в Воскресенском монастыре, копал возле монастыря пруды, разводил рыбу, строил мельницы, благоустраивал сады, расчищал леса, всегда показывал пример рабочим, трудясь наравне с ними. Царь не раз жаловал ему щедрую милостыню на создание монастыря, на прокормление нищих и, в знак особого внимания, в большие праздники и свои семейные торжества посылал ему лакомства, которые он отдавал на трапезу всей братии.
3.2 Окончательный разрыв отношений
Смиренная жизнь Никона продолжалась недолго, вскоре он вновь начинает вмешиваться в дела церкви, это обстоятельство опять вооружило против него царя, и государь, по наговору бояр, запретил общаться и всячески контактировать с Никоном, он также приказал сделать обыск в его бумагах и перестал оказывать ему прежние знаки внимания.
В июле
1659 года Никон, узнав о том, что
делается в Москве с его бумагами,
написал царю довольно резкое письмо.
В нём патриарх укорял царя за обыск
в бумагах, за немилость по отношению
к духовному лицу, также был
вновь поднят вопрос об употреблении
термина государь по отношению к
Никону. «Если тебе, великий государь,
чего нужно было от нас, то мы бы для
тебя сделали все, что тебе подобает.
Все это делается, как мы слышали,
лишь для того, чтобы у нас не
осталось писания руки твоей, где
ты называл нас великим госуда-
Это письмо
крайне не понравилось Алексею
Никона
удалили с тем, чтобы во время
его отлучки решить судьбу бывшего
патриарха. В феврале 1660 года, в Москве,
был созван собор, который постановил
не только избрать другого патриарха,
но и лишить Нико-на чести архиерейства
и священства. Государь не решился
утвердить такой приговор и поручил
пересмотреть его греческим архиереям,
случайно в это время прибывавшим
в Москве. Греки, сообразив, что против
Никона вооружены сильные мира сего,
не только одобрили приговор русских
духовных, но еще нашли, в под-тверждение
справедливости этого приговора, какое-то
сомнительного свойства объяснение
правил Но-моканона. Тогда за Никона
заступился ученый киевский старец Епифаний
Славинецкий. Он в поданной царю записке
на основании церков-ного права ясно
доказал несостоятельность
Само собой разумеется, после этого письма примирение царя с патриархом стало невозможным. Между тем монастырский приказ, назло Никону, особенно ненавидевшему этот приказ, решил спорное дело в пользу Боборыкина. Никон, раздражен-ный этим до крайности, отслужил в Воскресенском монастыре молебен и вслед за этим велел прочитать жалованную грамоту царя на землю Во-скресенского монастыря, в доказательство того, что монастырский приказ решил дело неправильно, а потом произнес проклятие, выбирая пригодные слова. («Молитва его да бу-дет грехом, да будут дни его кратки, достоинство его да получит другой; дети его да будут сиротами, жена его вдовою; пусть заимодавец захватит все, что у него есть, и чужие люди разграбят труды его; пусть дети его скитаются и ищут хлеба вне своих опустошенных жилищ... Пусть облечется прокля-тием, как одеждою, и оно проникнет, как вода, во внутренности его и, яко елей, в кости его», и пр.) Боборыкин донес, что эти проклятия относи-лись к государю. Набожный царь пришел в ужас, собрал у себя архиереев, жаловался и говорил:
«Пусть я грешен; но чем виновата жена моя, и любезные дети мои, и весь двор мой, чтобы под-вергаться такой клятве?»
В это
время приближённым Алексея Михайловича
становится грек - митрополит газский,
Паисий Лигарид, уче-ный человек, получивший
образование в Италии; впослед-ствии
в Палестине он был посвящен в
архиерейский сан, но подвергся гонениям
иерусалим-ского патриарха
В июле 1663 года, в ожидании ответов от вселенских пат-риархов на посланные вопросы, царь отправил в Воскресенский монастырь к Ни-кону Паисия Лигарида с астраханским ар-хиепископом Иосифом, также вместе с ними поехали давние недоброжелатели патриарха: боярин князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Стрешнев и думный дьяк Алмаз Иванов.
Никон был крайне озлоблен на Паисия, которого еще не видел, так как надеялся, что приглашен-ный им грек будет за него просить милости у царя, но лишь теперь он осознал, что Паисий не только дает советы царю, направленные не во благо Никону, но даже говорит о том, что он неправильно носит звание патриарха, два раза полу-чивший архиерейское рукоположение: как митро-полит новгородский и потом как патриарх московский. Как только Никон встретил Лигарида, он обругал его, назвал самоставником, вором и собакой. Посыпались взаимные укоры, приехавшие бояре не забыли упомянуть тот факт, что патриарх называл себя государем и вступал в дела светской власти, также его обвинили в насылании проклятия на Алексея Михайловича и всю царскую семью. Начались допросы. Все, кто был в церкви во время обряда, совершённого Никоном над царской грамотой, не показали ничего обличающего и говорили о том, что патриарх относил своё проклятие не к царю. Интересен тот факт, что для Никона ничего не стоило изречь церковное проклятие по собственным делам.
Содержание бесед с Никоном были пересказаны царю. А Паисий Лигарид так передал своё впечатление о патриархе: «Лучше бы мне не видать такого чудища, лучше оглохнуть, чем слушать его циклопские крики! Если бы его кто увидел, то почёл за бешеного волка!» Естественно, что после таких донесений о примирении двух государей не могло идти никакой речи.
На следующий, 1664 год были получены ответы че-тырех патриархов, привезенные Мелетием. Эти отве-ты были как нельзя более против Никона, однако в них, как и в вопросах, не упоминалось его имя. Их главная суть состояла в том, что, по мнению вселенских патриархов, московский патриарх и все духовенство обязаны повиноваться царю, не должны вмешиваться в мирские дела; архиерей, пусть даже являющийся патриархом, если оста-вит свой престол, то может быть судим епископа-ми, но он также имеет право подать апелляцию константи-нопольскому патриарху, как самой верховной духовной власти, а, потеряв архиерейство, (даже при добровольном отказе), лишается тем самым свя-щенства.
Но в
этом вопросе возникли сомнения. Греки,
прибывшие в Москву и допускаемые
царем вмешивать-ся в церковную
смуту, которая возникла в русском
госу-дарстве, ссорились между собой
и доносили друг на друга. Так, например,
известен случай когда к царю явился
какой-то иконийский митрополит Афанасий,
называл себя (неправильно, как после
выяснилось) экзархом и родствен-ником
константинопольского патриарха; он всячески
засту-пался и хвалил Никона. В
то же время приходил другой грек, Стефан,
также как будто от константинопольского
патри-арха с грамотой, где патриарх
назначал своим эк-зархом Лигарида
Паисия. Стефан был про-тив Никона.
Афанасий иконийский уверял, что подписи
патриархов на ответах, привезенные
Мелетием, ложные. Царь, бояре и духовные
власти сбились с толку и отправили
в Константи-нополь монаха Савву
за справками о наехавших в
Москву греках, с просьбой к константинополь-скому
патриарху прибыть в столицу
и решить дело Никона своей властью.
Патриарх Дионисий отказался приезжать,
однако советовал царю либо простить
Никона, либо поставить вместо него
другого патриарха, а о греках,
озадачивших царя и его приближённых
своими противоречиями, дал самый
не-выгодный отзыв. Ни Афанасию иконийскому
(ко-торого не признавал своим родственни-
Отзывы
констан-тинопольского и
3.3 Возвращение и низвержение государя
Никон,
узнав, что его враги собирают
над ним грозу суда вселенских
патриархов, попытался снова сблизиться
с царем и написал ему письмо,
в котором предостерегал
Информация о работе Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон