Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 23:49, доклад

Краткое описание

Структура данной работы такова: введение, далее следуют разделы; первый раздел называется «Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы», в нём раскрываются биографии государя и патриарха, описывается их встреча, далее следует раздел «Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном», в котором выявляются причины начавшихся разногласий, затрагиваются проблемы церковной реформы, непосредственно повлиявшие на конфликт.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Царь Алексей Михайлович и Никон до начала церковной реформы.…………………….………………………………………....................4

1.1 Царь Алексей Михайлович……………………………………………........4

1.2 Никон…………………………………………………………………….........5

1.3 Знакомство Алексея Михайловича и Никона…..…………………….........6

1.4 Единство духовной и светской власти…….………………………………...8

2. Зарождение противоречий между Алексеем Михайловичем и Никоном ……………………………………………………………………………………11

2.1 Подготовка церковной реформы………………………………………….11

2.2 Церковная реформа………………………………………………………...12

3. Разрыв отношений между двумя государями…………………..………..15

3.1 Охлаждение отношений между царём и государем……………………..15

3.2 Окончательный разрыв отношений………………………………….........19

3.3 Возвращение и низвержение государя..………………………………….26

3.4 Разрешение спора двух государей………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………….....34

Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Сообщение «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон».docx

— 46.41 Кб (Скачать)

При прочтении  письма был вскрыт обман Зюзина, его подвергают допросу и пытке. Он признаётся в сговоре с Нащокиным  и Артамоном Матвеевым. Было выяснено, что Нащокин действительно свои-ми рассказами о том, что царь не гневается  на па-триарха, побудил Зюзина на смелое дело. Бояре приговорили Зюзина к  смертной казни, но Алексей Михайлович за-менил казнь ссылкой в Казань. Досталось и митрополиту Ионе. Царь поставил ему в ви-ну, тот  факт, что он брал благословение  от Никона; Иона только отлучили от должности  блюстителя патриаршего престола.

Никон был жестоко посрамлен. До сих  пор этот человек стоял твердо на своем: он отказывался править  патриаршим престолом, будучи, однако, в душе всегда готовым возвратиться, при условии, что его станут сильно просить и пообещают, что все  будет по его желанию, одним словом, если обойдутся с ним так, как  поступили в 1652 году при его посвящении на патриаршее достоинство. Теперь, после  стольких заявлений своего нежелания, он сам явился на свое патриар-шее  место в Москву, и был изгнан с этого места! Совершенно очевидно, как должна была озлобить его нелов-кая  услуга Зюзина. Никон еще раз попытался  ес-ли не быть на патриаршестве, то, по крайней мере, покончить дело без  вселенских патриархов, сколько-нибудь достойно для своего будущего суще-ствования. С этой целью он благословил избрать  другого патриарха, отрёкся от всякого  вмешательства в дела, просил лишь оставить за ним патриарший титул, монастыри, построенные им, со всеми их вотчинами, также хотел, чтобы новый патриарх не ка-сался их, и, чтобы эти мо-настыри  не подлежали мирским судам. Надеясь  на удовлетворение этих просьб, Никон  прощал и прощал всех, кого прежде прокли-нал. Предложение его было предварительно обдумано духовными деятелями и  боярами, с целью обсудить его  на предстоявшем соборе, но впоследствии оставлено без внимания.

Никон, осознавая, что ему не удается  покончить де-ла без восточных  патриархов, послал своего род-ственника, жившего в Воскресенском монастыре, пробраться в Турцию и доставить  пись-мо константинопольскому патриарху. В этом письме он изложил всю свою распрю с царем и боярами, порицал Уложение (как приведено выше), осуждал поступки царя, замечал, что Алексей Михайлович «весь род христианский отягчил данями сугубо и трегубо». Но больше всего жаловался на Паисия Лигарида, указывая на то, что он верует по-римски, а также принял от папы рукоположение, в Польше служил в костеле римско-католическую обедню, но несмотря на эти обстоятельства царь его приблизил к себе, слушается его и сделал председателем на соборе. Однако это письмо не дошло к Дионисию. За Никоном и всеми его поступками зорко следили его противники, послание Никона было доставлено государю и окончательно вооружило Алексея Михайловича против него.

Информация о работе Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон