Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:37, доклад
КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
Доклад
Карамзин
Николай Михайлович
1766г.-1826г.
Выполнил: Фурзиков Дима
КАРАМЗИН Николай
Михайлович (1766-1826), российский историк,
писатель, почетный член Российской АН
(1818). Создатель «Истории государства Российского»
(т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов
в Российской историографии. Основоположник
русского сентиментализма («Письма русского
путешественника», «Бедная Лиза» и др.).
Редактор «Московского журнала» (1791-92)
и «Вестника Европы» (1802-03).
* * *
КАРАМЗИН Николай Михайлович [1 (12) декабря
1766, село Михайловка (Преображенское) Бузулукского
уезда Симбирской губернии (по другим
данным — село Богородское Симбирского
уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня)
1826, Петербург, Таврический дворец], российский
историк, писатель, реформатор русского
языка; журналист и издатель.
Детство, учение,
окружение
Родился в семье помещика среднего достатка
Симбирской губернии М. Е. Карамзина. Рано
потерял мать. С самого раннего детства
начал читать книги из библиотеки своей
матери, французские романы, «Римскую
историю» Ш. Роллена, сочинения Ф. Эмина
и др. Получив первоначальное образование
дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске,
затем — в одном из лучших частных пансионов
профессора Московского университета
И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки; слушал
также лекции в Московском университете.
В 1781 начал службу в Преображенском полку
в Петербурге, где подружился с А. И. и И.
И. Дмитриевыми. Это — время не только
напряженных интеллектуальных занятий,
но и удовольствий светской жизни. После
смерти отца Карамзин вышел в отставку
в 1784 поручиком и более никогда не служил,
что воспринималось в тогдашнем обществе
как вызов. После недолгого пребывания
в Симбирске, где он вступил в масонскую
ложу, Карамзин переехал в Москву и был
введен в круг Н. И. Новикова, поселился
в доме, принадлежавшем новиковскому
Дружескому ученому
обществу (1785).
1785-1789 — годы общения с Новиковым, в это
же время он также сблизился с семьей Плещеевых,
а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала
нежная платоническая дружба. Карамзин
издает свои первые переводы и оригинальные
сочинения, в которых отчетливо виден
интерес к европейской и русской истории.
Карамзин — автор и один из издателей
первого детского журнала «Детское чтение
для сердца и разума» (1787-1789), основанного
Новиковым. Чувство благодарности и глубокого
уважения к Новикову Карамзин сохранит
на всю жизнь, выступая в последующие годы
в его защиту.
Европейское путешествие,
литературная и издательская деятельность
Карамзин не был расположен к мистической
стороне масонства, оставаясь сторонником
его деятельно-просветительского направления.
Возможно, охлаждение к масонству стало
одной из причин отъезда Карамзина в Европу,
в которой он провел более года (1789-90), посетив
Германию, Швейцарию, Францию и Англию,
где он встречался и беседовал (кроме влиятельных
масонов) с европейскими «властителями
умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне,
И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др.,
посещал музеи, театры, светские салоны.
В Париже он слушал в Национальном собрании
О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел
многих выдающихся политических деятелей
и со многими был знаком. Видимо, революционный
Париж показал Карамзину, насколько сильно
на человека может воздействовать слово:
печатное, когда парижане с живейшим интересом
читали памфлеты и листовки, газеты; устное,
когда выступали революционные ораторы
и возникала полемика (опыт, которого нельзя
было приобрести в России).
Об английском парламентаризме Карамзин
был не слишком восторженного мнения (возможно,
идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил
тот уровень цивилизованности, на котором
находилось английское общество в целом.
«Московский журнал»
и «Вестник Европы»
Вернувшись в Москву, Карамзин начал издавать
«Московский журнал», в котором опубликовал
повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный
успех у читателей, затем «Письма русского
путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина
в ряд первых русских литераторов. В этих
произведениях, а также в литературно-критических
статьях выражалась эстетическая программа
сентиментализма с его интересом к человеку
независимо от сословной принадлежности,
его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы
возрастает его интерес к истории России;
он знакомится с историческими сочинениями,
основными опубликованными источниками:
летописными памятниками, записками иностранцев
и т. п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта
1801 года и восшествие на престол Александра
I стало воспринимавшееся как собрание
примеров молодому монарху «Историческое
похвальное слово Екатерине Второй» (1802),
где Карамзин выразил свои взгляды о существе
монархии в России и обязанностях монарха
и его подданных.
Интерес к истории мировой и отечественной,
древней и новой, событиям сегодняшнего
дня превалирует в публикациях первого
в России общественно-политического и
литературно-художественного журнала
«Вестник Европы», издававшегося Карамзиным
в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько
сочинений по русской средневековой истории
(«Марфа Посадница, или Покорение Новагорода»,
«Известие о Марфе Посаднице, взятое из
жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг
Москвы», «Исторические воспоминания
и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих
о замысле масштабного исторического
труда, а читателям журнала предлагались
отдельные его сюжеты, что позволяло изучать
читательское восприятие, совершенствовать
приемы и методы исследования, которые
затем будут использованы в «Истории государства
Российского».
Исторические
труды
В 1801 Карамзин женился на Е. И. Протасовой,
умершей через год. Вторым браком Карамзин
был женат на сводной сестре П. А. Вяземского,
Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил
счастливо до конца дней, найдя в ней не
только преданную жену и заботливую мать,
но и друга и помощника в исторических
занятиях.
В октябре 1803 Карамзин добился от Александра
I назначения историографом с пенсией
в 2000 руб. для сочинения российской истории.
Для него были открыты библиотеки и архивы.
До последнего дня жизни Карамзин был
занят писанием «Истории государства
Российского», оказавшей значительное
влияние на русскую историческую науку
и литературу, позволяющей видеть в ней
одно из заметных культурно-формирующих
явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав
с древнейших времен и первых упоминаний
о славянах, Карамзин успел довести «Историю»
до Смутного времени. Это составило 12 томов
текста высоких литературных достоинств,
сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических
примечаний, в которых были опубликованы
и проанализированы исторические источники,
сочинения европейских и отечественных
авторов.
При жизни Карамзина «История» успела
выйти двумя изданиями. Три тысячи экземпляров
первых 8 томов первого издания были раскуплены
меньше чем за месяц — «пример единственный
в нашей земле», по словам Пушкина. После
1818 Карамзин опубликовал 9-11 тома, последний,
12 том вышел уже после смерти историографа.
«История» несколько раз издавалась в
19 в., а в конце 1980—1990-х годов вышло более
десяти современных изданий.
Взгляд Карамзина
на обустройство России
В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины
Павловны Карамзин написал записку «О
древней и новой России в ее политическом
и гражданском отношениях», в которой
изложил свои представления об идеальном
устройстве Российского государства и
подверг резкой критике политику Александра
I и его ближайших предшественников: Павла
I, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка
не была ни разу опубликована полностью
и расходилось в рукописных списках. В
советское время она воспринималась как
реакция крайне консервативного дворянства
на реформы М. М. Сперанского, однако при
первой полной публикации записки в 1988
Ю. М. Лотман вскрыл ее более глубокое содержание.
Карамзин в этом документе выступил с
критикой неподготовленных реформ бюрократического
характера, проводимых сверху. Записка
остается в творчестве Карамзина самым
полным выражением его политических взглядов.
Из записки «О
древней и новой России»
Карамзин тяжело пережил кончину Александра
I и особенно восстание декабристов, которому
был свидетелем. Это отняло последние
жизненные силы, и медленно угасавший
историограф скончался в мае 1826.
Карамзин являет собой едва ли не единственный
в истории отечественной культуры пример
человека, о котором у современников и
потомков не осталось каких-либо двусмысленных
воспоминаний. Уже при жизни историограф
воспринимался как высочайший нравственный
авторитет; это отношение к нему остается
неизменным до сих пор.