Витраж

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа, представляет собой картину, выполненную в технике росписи по стеклу. Для работы я выбрала тему новогоднего торжества и в качестве эскиза я взяла изображение новогодней ёлки.
Тема витраж мне очень близка, поэтому я решила взять её для своей курсовой. С помощью витража как никогда лучше можно передать всю яркость и контрастность моей работы.
Витраж – это обобщенное название разнообразных способов изготовления витража. Традиционный витраж выполнен в виде кусочков стекла спаянных между собой. Но сейчас существуют разные техники росписи цельного стекла.

Оглавление

Введение....................................................................................3
1.Теоретическая часть
1.1 История витража................................................................5
1.2 Виды витражей…………………….................................11
2.Практическая часть
2.1 Инструменты и материалы............................................20
2.2 Техника безопасности....................................................21
2.3 Техника выполнения......................................................22
Заключение...............................................................................23
Список литературы..................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая Винокурова.docx

— 208.19 Кб (Скачать)

Министерство общего и профессионального образования свердловской области.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Нижнетагильский техникум информационных технологий, сервиса и предпринимательства»

 

 

Курсовая работа

Витраж

 

 

                                                             Выполнила: Винокурова В.О.

                                                 Учащаяся: гр. 305

                                                 Профессия: ИХОР

Преподаватель: Голото Е.Ю.

                                                          Мастер п/о Голото Е.Ю

 

 

Нижний Тагил

2012

Содержание

 

Введение....................................................................................3

1.Теоретическая часть

    1. История витража................................................................5
    2. Виды витражей…………………….................................11

2.Практическая часть

2.1 Инструменты и материалы............................................20

2.2 Техника безопасности....................................................21

2.3 Техника выполнения......................................................22

Заключение...............................................................................23

Список литературы..................................................................30

Приложение..............................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Данная курсовая работа, представляет собой картину, выполненную в технике росписи по стеклу. Для работы я выбрала тему новогоднего торжества и в качестве эскиза я взяла изображение новогодней ёлки.

Тема витраж мне очень близка, поэтому я решила взять её для своей курсовой. С помощью витража как никогда лучше можно передать всю яркость и контрастность моей работы.

Витраж – это обобщенное название разнообразных способов изготовления витража. Традиционный витраж выполнен в виде кусочков стекла  спаянных между собой. Но сейчас существуют разные техники росписи цельного стекла.

Цель данной курсовой работы проанализировать возможности передачи зрительного образа и технологии выполнения витража.

Задачи:

  1. Изучить по данной теме необходимую литературу.
  2. Собрать материал для разработки и выполнения росписи по стеклу.
  3. Создать проект оформления  изделий из стекла в технике витраж.
  4. Дать анализ данной разработки и описать технологическую последовательность выполнения росписи по стеклу.

Актуальность:

В настоящее время витраж не только не потерял своей актуальности, но даже стал популярен! Витраж широко применяется в оформлении интерьеров. Витраж отлично уживается с любым стилем интерьера - от классики до хайте-ка. Он всегда уместен на кухне, в ванной, гостиной или кабинете. Витражные окна не только привносят уют в дом, но и позволяют создать яркое пятно в интерьере, скрыть не слишком презентабельный вид из окна, защитить от чужих глаз.

Благодаря своей светопропускной способности, плоскость витража может служить прекрасным приёмом зонирования, не нарушающим целостности

восприятия пространства. Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета. Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его, позволяет создавать в интерьере необычные цветовые решения. В интерьере витраж может использоваться не только в виде окон или панно, но и в виде различных декоративных изделий, например ширмы, плафоны люстр или светильников, декоративная посуда. Применение витража многогранно и не повторимо.  С помощью витража можно придать интерьеру удивительный уют и комфорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

  1. Теоретическая часть
    1. История витража

 

Витраж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В ранне христианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.

Возрождение витражей

В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent — прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла. Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа еще не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.

 Витражи Санкт-Петербурга

Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей . Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо.

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметьева, Мальцовых, П. М. Воробьева. Результаты их деятельности до нас не дошли.

Имитации витражей

Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи. Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.

Середина XIX века

До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание. Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре (нем. Königlich Bayrische Hofglasmalerei) по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером.. В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века. Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.

Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России .

Витражи Императорского стеклянного завода

Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции. Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил свое существование.

Витражи периода эклектики

Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода.

Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — Фигуративные витражи в конференц-зале С. петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.

Конец XIX — начало XX века

В конце XIX века наступил новый этап в развитии витражного искусства, которое за короткий период 1880—1910-х годов достигло необычайного расцвета в странах Европы, Англии и Америке. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Информация о работе Витраж