История витража

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:12, реферат

Краткое описание

Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно.

Файлы: 1 файл

витраж.docx

— 648.81 Кб (Скачать)

 

                                                                    

История   витража 

Слово "витраж" произошло от французского vitre (оконное стекло).

Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё  в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.

Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством  в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень  неоднородно.

Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы  витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами  при раскопках были обнаружены три  стеклянных фрагмента изображения  Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним  из уцелевших образцов витражей считается  голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.

Самыми старыми законченными витражами  Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. В изготовлении этих витражей использовалась техника закрашивания и тонального оттенения.

Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась в  одиннадцатом веке. В трактате германского  монаха Теофила примерно в 1100 году были изложены особенности средневекового процесса изготовления витражей, во многом остающиеся неизменными и по сей день. Процесс начинается с изготовления цветного стекла. Речной песок смешивается с поташом, флюсом и известью (естественно существует огромное количество вариантов). В Средние века стекло варили в сферических печах, используя в роли тиглей керамические горшки. Окислы металлов, из которых изготавливаются краски, добавлялись в расплавленное стекло. При этом получался довольно узкий спектр тонов. Стекло же имело большое количество изъянов в виде пузырей, затемнений, неоднородностей цвета. Подобные дефекты придают средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря игре цвета.

Одна витражная панель в Средние  века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки  изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись  свинцовыми Н-образными полосками. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие  окна делили на панели площадью несколько  квадратных дециметров, которые прикреплялись  к расположенной снаружи металлической  решетке.

В начале второго тысячелетия нашей  эры (Романский период) в архитектуре  стало значительно больше элементов, которые украшали витражами. И появились  они опять-таки в соборах, где  толстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередь и стали украшать витражами. Вначале в таких витражах использовался  геометрический или растительный орнамент с преобладанием красного и синего цветов, как и в так называемых «Аравийских окнах» (отдельные части  стекла вставлялись в мрамор или  камень), появившихся в Европе примерно во второй половине тринадцатого столетия. Постепенно рисунок усложнялся, в  нем появились человеческие фигуры. Наиболее типичен для того времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу.

Новым этапом считаются витражи  в Королевской церкви аббатства  Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

На средневековом Востоке тоже делали витражи. Восточные витражи  собирали из отдельных кусочков стекла, которые скреплялись между собой  раствором (в том числе цементным).

В эпоху Возрождения витражи  в полной мере становятся картинами  с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных  художников. В XVI в. получили распространение  небольшие кабинетные витражи для  украшения комнат.

К нам витражи пришли из Европы, и применение их у нас началось значительно позднее. Но, так же как  и в Европе, их устанавливали в  основном в церквях. Позднее их стали  применять и для декоративного  оформления внутренних интерьеров частных  домов.

В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.

Надо сказать, что витражи у  нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена  был изделием дорогостоящим.

Недоступность витражей для широких  слоев населения при остром желании  их все-таки иметь, например, в советский  период привела к появлению различных  технологий-заменителей.

 

 

Техника  работы с витражами

 

В настоящее время известно несколько  техник, в которых могут быть выполнены  витражи. 1)Техника Тиффани. Технология изготовления витражей Тиффани названа по имени ее родоначальника, художника и дизайнера Луиса Тиффани. В конце 19 века он впервые создал опаловое стекло, которое обладало необыкновенными эстетическими свойствами. Богатые оттенки и неповторимый внутренний свет стекла поражали воображение. Изысканные плавные рисунки, получавшиеся благодаря новой технике, были удивительны для эпохи, знавшей только строгую геометрию свинцовых витражей.Изящество и тонкость витражей в технике тиффани делает их похожими на расписные стекла. В современных интерьерах они особенно популярны как раз благодаря своим широким декоративным возможностям.Для изготовления таких витражей не применяют направляющий профиль, как для классических конструкций. Кусочкам цветного стекла вначале придают нужную форму. Затем плотно обтягивают их по краям медной лентой или фольгой. Из этих кусочков выкладывают рисунок, крепко скрепляя части между собой оловянным припоем с обеих сторон. Чтобы декорировать эстетически не очень привлекательные оловянные стыки, их покрывают медной или черной патиной. Готовое полотно витража заключают в профиль, что увеличивает прочность конструкции.

Данная технология позволяет создавать  контуры рисунка незначительной толщины, всего в 1-2 мм. Поэтому ее широко применяют для создания миниатюрных, изящных витражных композиций. Для  нанесения особенно тонких линий  используют специальную краску, которая  при дальнейшем обжиге прочно вплавляется  в стекло.

Сегодня, чтобы уменьшить вес  изделия, наряду с силикатным стеклом  используют акриловое. С помощью  такого «облегченного» витража можно  декорировать даже подвесные потолки.

Качественно изготовленный витраж имеет аккуратные линии пайки, без  заусенцев, углублений от пятен кислоты. Изделия, изготовленные в Китае, могут отличаться плохим качеством  пайки на оборотной стороне. Между  кусочками стекол не должно быть трещин, зазоров и сколов. Выявить подобные дефекты можно, если просмотреть  витраж на свет.

В витражах с латунной арматурой  нужно обратить внимание на саму латунь - она не должна быть помятой. Угол спила  рамки для стыка должен составлять ровно 45 градусов. В витраже хорошего качества лишний припой снят и отполирован, а места стыков гладкие.

Витражи в технике тиффани часто используют для изготовления стеклопакетов, наружных входных дверей. Обычно их защищают триплексом, противоударной или пуленепробивной пленкой. Это позволяет достичь желаемой степени прочности конструкции, и вместе с тем сохраняет ее высокие декоративные качества.

 

 

 

2)Классический витраж. Метод изготовления классического витража возник еще в средние века. Именно на его основе позже появились другие витражные технологии. Для изготовления классического витража используют кусочки цветных стекол. Между собой их скрепляют свинцовой, латунной, медной, алюминиевой арматурой. Самые первые классические витражи были изготовлены с помощью свинцовой протяжки. Материалы для их производства - простое листовое стекло, свинцовая профильная арматура или протяжка.

В изготовлении витража на свинцовой  арматуре есть несколько обязательных этапов. Они включают подготовку рисунка, изготовление арматуры, нарезку и  обработку стекол. И, конечно, собственно сборку витража, когда кусочки цветных  стекол соединяют между собой  свинцовой протяжкой. Специалисты  компании Стеклосфера отмечают, что полученная таким образом конструкция не отличается достаточной для современных условий прочностью. Поэтому подобные витражи сейчас производятся крайне редко.

Свинцовый паяный витраж также изготавливают  на основе свинцового профиля. Профиль  образует рисунок, а кусочки цветного стекла запаиваются в него. Стеклянные кусочки нужной формы нарезают или  отливают по шаблонам. Данная технология позволяет соединять крупные  куски стекла, поэтому с ее помощью  можно изготовить витражи больших  размеров. Варьируя виды свинцового профиля, который может быть разной толщины, создают и миниатюрные, и масштабные витражные композиции.

Использование латуни вместо свинца при изготовлении витражей позволило  значительно увеличить прочность  изделий. Но, будучи более прочной, чем  свинец, латунь уступает ему в пластичности. Изгибать латунный профиль тяжело. Поэтому латунные витражи имеют  преимущественно крупный геометрический рисунок правильной формы. Его отличают прямые линии и дуги большого радиуса. Возможности техники и творческая мысль художников мастерской позволяет комбинировать витраж с другими видами искусства. Наиболее распространенным является сочетание витража и ковки. Жесткие, но пластичные линии металла выразительно сочетаются с художественным стеклом. Эффектно смотрятся вставки зеркальных фрагментов среди многоцветных стеклянных россыпей. В других случаях, благодаря вкраплению благородного хрусталя, витраж получает индивидуальную красоту и неповторимость. С помощью витража усиливается индивидуальный дух помещения. 

 

 

 

3) Фьюзинг. В переводе с английского fusing – плавка, плавление, спекание. Подобная технология не требует использования металлических элементов для соединения частей витража. Части рисунка с помощью специального клея фиксируют на отдельном листе стекла. Это могут быть кусочки цветного стекла, стеклянные гранулы, даже проволока – всего 2-3 слоя. Затем всю конструкцию помещают в печь. Процесс спекания длится от 15 до 18 часов, в зависимости от нюансов технологического процесса. Температурный режим, который при этом устанавливается, определяется толщиной стекла и особенностями рисунка. После спекания лист представляет собой единый пласт, обладающий необыкновенной декоративностью.

Технологии позволяют делать некоторые  части рисунка объемными. Отдельные  элементы могут только слегка выступать  над остальной поверхностью витража, или же иметь значительную выпуклость. Одна из технологических новинок  – роспись витражного стекла стеклянной пудрой, смешанной со специальным  клеем. После обжига такое стекло приобретает сложную и объемную фактуру. Толщина готового изделия  и его рельеф также зависят  от особенностей технологического процесса. В целом фьюзинг – довольно трудоемкая технология. Но полученное в результате стекло обладает хорошей прочностью и высокими декоративными качествами.

 

 

 

 

 

 

4)Пескоструйная гравировка . Используется для создания витражей на бесцветном или слегка тонированном стекле. Это позволяет композиционно обыграть интерьер помещения в тех случаях, когда сильный акцент, который вносит традиционный цветной витраж, неуместен.

Технология:С помощью специального компрессионного аппарата на поверхность стекла под высоким давлением подается абразивная смесь. Основой ее является очень мелкий и чистый кварцевый песок. Твердые частички повреждают стекло, оставляя на нем белесые точки. Результатом такой обработки является матовая, завуалированная поверхность.

Область применения:

  • сплошное матирование поверхности стекла;
  • нанесение на стекло узора, рисунка или надписи;
  • двусторонняя гравировка;
  • придание фактуры участку поверхности, рельефности изображению;
  • глубокая рельефная гравировка;
  • создание комбинированных витражей с псевдовитражами, фьюзингом, росписью по стеклу.

Узоры и рисунки:с помощью пескоструйной обработки можно нанести на стекло рисунки любой сложности, от простых орнаментальных композиций до пейзажных и портретных картин. Для создания такого витража изображение рисуют в графическом редакторе и наносят на полимерную пленку. Перед пескоструйной обработкой вырезанный плоттером шаблон закрепляют на стекле.

Очень эффектно смотрится двусторонняя пескоструйная гравировка по стеклу. Одна и та же композиция гравируется  с лицевой и изнаночной стороны  изделия так, чтобы каждый элемент  был матовым с одной стороны  и прозрачным с другой. Это придает  изображению глубину и ажурность. Двусторонние витражи в технике  пескоструйной гравировки стекла непроницаемы для взгляда, что позволяет использовать их для отделения приватных зон, гардеробных, санузлов.

Фактура поверхности, подвергнутой пескоструйной  обработке, может быть матовой, бархатистой  или рельефной. Многоступенчатая гравировка с последовательной заменой шаблонов позволяет создавать красивый трехмерный эффект.

Пескоструйные витражи можно украсить цветными декоративными деталями. Особой выразительностью отличается сочетание  фьюзинга и пескоструйного рисунка.

Для защиты шероховатой поверхности  полученного изображения от пыли и загрязнений, на рабочую поверхность  стекла наносится специальный лак. При добавлении в него пигментирующих химических веществ, получаются цветные  пескоструйные витражи.

 

 

 

 

 

Область применения

 

С помощью витражей можно «играть» с пространством, применяя те или  иные приемы зонирования и не опасаясь при этом, что установленные витражные  перегородки приведут к уменьшению освещенности помещения. Использование  витража в интерьере придает  ему неповторимую легкость и воздушность, вносит в него цветовую игру. Витраж не поглощает свет, а рассеивает его по всему помещению, чем и  достигаются удивительные визуальные эффекты.

Художественный витраж представляет собой рисунок, созданный на стекле специальными красками. Он имитирует  цветное стекло. Во всех квартирах  имеются разные ниши, которые требуют  особого внимания – недостаточно выразительная мебель и множество  предметов, которым нужно ваше внимание. Для всего этого можно использовать художественные витражи. Например, они  подходят для:

Информация о работе История витража