Творчество В.А Серова и М.В. Нестерова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Введение предполагает знакомство с этапами биографии художника.
Основная часть представляет собой подробное изучение содержания, композиционного и образного решения произведений художника, их сравнительный анализ.
Заключение предполагает сформулированный вывод об особенностях творчества художника, его живописного языка

Оглавление

Введение. 5
Немного из биографии М.В. Нестерова. 6
Описание картин М.В. Нестерова. 7
Немного из биографии В.А. Серова. 16
Описание картин В.А. Серова. 18
Заключение. 30

Файлы: 1 файл

Nemnogo_iz_biografii_Nesterova.docx

— 2.88 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

по дисциплине

 

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Тема курсового проекта: «Творчество В.А Серова и М.В. Нестерова».

 

 

 

 

выполнил:                                                                   студент группы 821631 г 1

                                                                                           Шмелева М.А.

 

проверил:                                                                            доц. кафедры «Дизайн»

                                                                                               к. иск. С.В. Королева

 

 

 

 

 

 

Тула 2014 г.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт гуманитарных и социальных наук

 

 

 

 

 

Кафедра дизайна

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

по дисциплине

 

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

 

Студенту_____________________________________группы__________________________________

 

 

1.Тема курсовой работы:

 

 


 

2.Цель и задача задания:

 

 «Подробное изучение заданной темы. Формирование исследовательских навыков. Изучение метода работы с библиографическими источниками, с целью самостоятельного отбора изучаемого материала. Упражнение в формулировании собственных  мыслей, в грамотной письменной речи и правильном оформлении письменной работы».

3. Объем  курсовой работы:

15-20 листов машинописного текста; работа поясняется визуальным  рядом(диски, видео и т.д.)

4. Пояснительная  записка.

Формат пояснительной записки А4

Содержание (перечень вопросов подлежащих исследованию)

Введение----------------------_предполагает знакомство с этапами биографии художника.

Основная часть__представляет собой подробное изучение содержания, композиционного и образного решения произведений художника, их сравнительный анализ.

Заключение__предполагает сформулированный вывод об особенностях творчества художника, его живописного языка.

Литература (не менее 10 источников)____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок сдачи студентом законченного проекта __________________________________

 

Дата выдачи задания _____________________________________________________

 

 

     Преподаватель          ______________           доц. кафедры «Дизайн»

                                                                                 к. иск. С.В. Королева

                                                                                  

 Задание получил       ______________               «____»   ___________  2014 г. 

                                      (подпись студента)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема данного курсового проекта «Изучение творчества М.В. Нестерова и Серова».

«Серебряный век» - одна из самых замечательных эпох в истории русской культуры. Немало талантливых поэтов и художников прославили Россию в начале XX века, ныне их имена широко известны всему миру. Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой.Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды, картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова. Также, Нестеров был мастером тонкого лирического пейзажа. Полотна  Серова  широко известны, посвящены прошлому нашего Отечества и красоте родной земли. Не случайно историк искусства и художник Александр Бенуа говорил, что Серов отразил в своем творчестве всю русскую действительность и ее историю. Прекрасно написал о блестящем мастерстве Серова Валерий Брюсов, один из знаменитых поэтов «Серебряного века»: художник вошел в область, принадлежащую живописи, как в свое царство.

Его портреты стали ярчайшим отражением времени, силой таланта их автора исключительно ясно и емко проявив характеры многих современников художника. С течением лет именно содержание стало главной отличительной чертой произведений Валентина Александровича, открыв поклонникам его творчества всю глубину неординарной личности искреннего и честного художника-гражданина, не умевшего и не желавшего притворяться, остро переживавшего происходящую вокруг несправедливость. Кто знает, какие еще шедевры создал бы этот талантливейший живописец, проживи он хотя бы на десяток лет дольше. Рассмотрим более подробно биографии и творчество этих замечательных художников в данной курсовой работе.

 

 

 

Немного из биографии М.В. Нестерова.

 

Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942), русский художник. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты ("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская галерея). Знаменитое полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея), – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж. Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве.Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (О.М.Нестерова, или т.н. "Амазонка" (дочь художника), 1906; П.А.Флоренский и С.Н.Булгаков, или "Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1897; "Святая Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера -  "На Руси" ("Душа народа", 1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина "Молчание", 1903).

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова (1935) носит закрытый, «спецпропускной» характер.Умер Михаил Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.

Описание картин М.В. Нестерова.

1.Картина «Молчание» ,1903 г. Масло. Холст.

В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

2.Картина « Портрет академика Павлова» 1935 г. Масло. Холст.

На предложение группы ученых написать знаменитого физиолога, Нестеров склонен был ответить отказом, хотя относился с глубоким уважением к научным достижениям Павлова. Познакомившись с фотографиями Павлова, он не нашел в них ничего такого, что могло бы его "раззадорить". Но вот состоялась личная встреча, и Нестеров был потрясен самобытностью и непосредственностью, буйным темпераментом этого человека, разменявшего девятый десяток. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Пейзаж за окном – коттеджи, построенные для сотрудников Павлова - виден словно бы в туманной дымке. Краски портрета - "нестеровские", светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества.

3.Картина «Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)» 1917г. Масло.

В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге "Столп и утверждение истины". Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы - разные выражения. Священник в белой рясе - воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков - олицетворение неистового противления, яростного бунта.

4.Картина «Портрет Веры Игнатьевны Мухиной». 1940 г. Масло.

Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее щеки. В выражении глаз - неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца.

 

5.Картина «Великий постриг». 1898 г. Масло.

Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". Свое глубокое горе Нестеров излил в картине "Великий постриг". Тема ее - реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, - такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики - кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди - юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая - воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.

6.Картина «Дмитрий, царевич убиенный» 1895 г. Масло. Холст.

В 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для картины "Дмитрия - царевича убиенного". Здесь он идет в музей, переделанный из дворца царевича, где видит много икон с его изображением. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Это ликующий светлый мир. Нестеров любовно обласкивает кистью каждую его деталь - желтые цветы на первом плане, пушистую вербу, тонкие белые березки, покрытые весенним пухом. Вдали виднеется уютная церковь. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице. "Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича" - этого эффекта добивался Нестеров в картине. По сути же она утверждала весеннее ликование жизни вечной, вера в которую была так необходима в тот момент Нестерову. В картине использованы элементы иконы - нимб над головой царевича, Спас в небе, его благословляющий. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном - алой шапочкой царевича. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.

Информация о работе Творчество В.А Серова и М.В. Нестерова