Технология создания коллектива самодеятельного творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:
Функционирует в сфере свободного времени.
Деятельность добровольная.
Деятельность общедоступная.

Оглавление

1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества
2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества
3. Стадии и законы движения (развития) коллектива самодеятельного творчества
4. Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Технология организации творческого коллектива.docx

— 48.02 Кб (Скачать)


Содержание

 

1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества

3. Стадии и законы движения (развития) коллектива самодеятельного творчества

4. Планирование и учет работы коллектива самодеятельного творчества

Список использованной литературы

 

1. Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

 

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

Признаки  коллектива:

1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.

2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.

3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления.

Отличительные признаки коллектива самодеятельного  творчества:

Функционирует в сфере свободного времени.

Деятельность  добровольная.

Деятельность  общедоступная.

Деятельность  осуществляется в связи с внутренними  потребностями личности.

Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.

Коллектив самодеятельного  творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.

 

2. Технология создания коллектива самодеятельного творчества

 

Технология  создания коллектива самодеятельного  творчества состоит из нескольких блоков.

1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.

Для этого  необходимо собрать определенную информацию в том или ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:

направленности  интересов (музыка, вокал, хореография, театр, прикладное творчество и т.д.);

степени массовости распространения соответствующих  интересов;

заинтересованности  в реализации интересов в процессе групповой деятельности;

степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.

Необходимо  выявить конкретных носителей данного  интереса.

Методы выявления  интересов:

социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях.

беседы с  работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми.

В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:

провести  лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и  показом концертных номеров или  видеоматериалов;

пригласить  в учреждение культуры аналогичный  коллектив и продемонстрировать их творчество;

использовать  средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;

провести  выставку-презентацию;

проведение  конкурсов, викторин, диспутов с устоявшейся  клубной аудиторией.

2 блок. Информационный или рекламный.

Приняв решение  о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие. Для этого можно использовать все виды рекламы, которые можно разделить следующим образом: реклама в СМИ (пресса, радио, телевизионная и видеореклама), наружная реклама.

Самым популярным и приоритетным средством рекламирования, безусловно, является СМИ. Каждое из средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет) имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.

Реклама в  прессе получила широкое распространение  и по объему затрат уступает лишь рекламе  по телевидению. Она намного дешевле телевизионной, но качество воспроизведения рекламных объявлений обычно невысокое.

Следующий вид  рекламирования - радио. Основные преимущества радио перед другими СМИ - 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают везде, поэтому рекламные объявления охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от их расположения. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.

Наиболее  престижным средством размещения рекламы  является телевидение, потому что телевизионная  реклама включает в себя изображение, звук, движение, цвет, вследствие чего оказывает на рекламную аудиторию  значительно большее воздействие, чем объявление в других СМИ. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и, вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно, если основывается на компьютерной графике.

Еще один вид  рекламы - это наружная реклама. Преимущество ее в том, что щиты с наружной рекламой размещаются вдоль оживленных мест. Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью дать информацию о наборе в коллектив самодеятельного творчества. Наружная реклама подразделяется на четыре типа. Первый тип - это стационарные средства наружной рекламы, которые характеризуются постоянным местом размещения. К ним относятся: щитовые установки, тумбы, объёмно-пространственные конструкции, флаговые композиции, наземные панно.

Второй тип  - временные средства наружной рекламы и информации. К ним относятся следующие виды: штендеры - выносимые щитовые конструкции, реклама на временных ограждениях, "ходячая реклама" (или "люди-сэндвичи") - носимые рекламные конструкции, реклама на подъёмных воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.

Третий тип  наружной рекламы - реклама на транспорте (общественном, пассажирском, легковом, грузовом). У транспортной рекламы несколько преимуществ перед другими видами. Во-первых, она мобильна. Во-вторых, с помощью наземного городского транспорта можно сразу охватить различные группы населения. На красочные троллейбусы и автобусы обращают внимание не только пешеходы и пассажиры, но и водители автотранспорта.

Существует  два вида транспортной рекламы - внутренняя и внешняя. К внутренней относится реклама в салонах городского транспорта - рекламные постеры, приклеенные внутри транспортных средств, красочные наклейки на окнах, яркие стикеры, звуковые сообщения. Это очень эффективное место для восприятия рекламной информации, т.к есть время и условия для её восприятия. Внешняя транзитная реклама размещается на боковых сторонах транспортных средств, сзади и на крышах. Внешние рекламные панели очень похожи на уличные рекламные щиты, и для их разработки используются те же принципы.

К четвёртому типу наружной рекламы относятся  рекламно-зрелищные мероприятия. Это публичные акции, воздействующие как на их участников, так и на потребителей рекламы. Такие рекламные акции подразделяются по типу мероприятия - с перемещением или без перемещения по городу, в заявленном месте проведения (рекламно-зрелищные мероприятия и представления, митинги и пикеты с использованием рекламы, распространением рекламных материалов в виде буклетов, брошюр и иной печатной продукции).

Первая волна  рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая - начале июня, перед каникулами и отпуском, с тем, чтобы было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается непосредственно перед началом учебного года - в середине августа.

3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.

Получив информацию о создании коллектива самодеятельного  творчества из СМИ, афиш, растяжек и  т.п., потенциальные участники самодеятельности могут позвонить или придти в учреждение культуры, чтобы поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:

установить  дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;

оборудовать и красиво оформить место встречи;

проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;

оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место учебы или работы, адрес);

подготовить к занятиям аудиторию, оборудование, реквизиты, методическую литературу, костюмы  и т.п.;

разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную структуру, название.

В данный период продолжается дальнейшее распространение  рекламного материала, в котором  в обязательном порядке должна быть точная информация о первом сборе.

4 блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.

Существует  несколько методик приема в коллектив  художественной самодеятельности.

1. Отбор по способностям. Поскольку коллектив самодеятельного художественного творчества связан с выработкой художественной продукции, такой подход вполне оправдан. Но в данном случае нарушается принцип самодеятельности и свободы выбора досуговых занятий.

2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.

Таким образом, руководителям самодеятельного  коллектива необходимо использовать оптимальные  ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).

При проведении первой встречи с участниками  самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие  условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:

ознакомить  участников или их родителей с  проектами организационных документов;

объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

выработать  совместное решение об организации  работы коллектива на первом этапе  его создания;

составить расписание - дни и время репетиционных занятий.

права и обязанности  участников коллектива;

уточнить  некоторые правила пользования  реквизитом, оборудованием, а также  правила технической и пожарной безопасности.

Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного  творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

По окончании  набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

3. Стадии и законы движения (развития) коллектива самодеятельного творчества

 

Любой коллектив  в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его  качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии работы коллектива:

Стадия первичного синтеза.

Стадия дифференциации.

Стадия синтеза.

Стадия первичного синтеза - начальная стадия, когда коллектив только создается, участники знакомятся друг с другом, руководителем. Начинается адаптация коллектива к условиям деятельности, к требованиям руководителя.

Руководитель  знакомит участников с целями и задачами коллектива, близкими и далекими перспективами  деятельности. Распределяет роли с учетом подготовленности, опыта работы, личных пожеланий участников, определяет режим работы. Он также предъявляет необходимые требования к соблюдению режима жизни и деятельности коллектива, при этом особое внимание уделяет контролю исполнения, формирует ответственное отношение к заданию. Присматриваясь к индивидуальным особенностям членов коллектива, руководитель привлекает наиболее сознательных членов к решению общих задач.

На стадии дифференцирования заканчивается взаимное изучение, на основе которого происходит "сближение" людей в соответствии с их интересами и общим складом характера.

Наиболее  сознательные и деятельные люди образуют группу актива. Они раньше других усваивают требования, оценивают их жизненную значимость и стремятся поддержать руководителя.

Образуется  и другая группа - добросовестных исполнителей. Эти люди запоминают свои обязанности, сознают необходимость дисциплины и порядка, делают свое дело, но "голоса" не подают, инициативы не проявляют. Они пока не участвуют в общественной работе, стремятся получить более легкий участок работы.

При определенных условиях может сформироваться и группа дезорганизаторов, мешающая работе коллектива. К этой группе относятся разные люди - недисциплинированные, ленивые, люди с чрезмерной амбицией, тщеславием и т.д.

С образованием микрогрупп меняется тактика руководителя. Теперь он предъявляет требования не только от своего имени, но и от имени актива. Более того, он передает некоторые функции активу, например контроль за исполнением распоряжений, побуждает актив к проявлению инициативы, творческому отношению к работе.

Установлено, что если руководитель требует только от себя лично, эти требования рассматриваются  как внешние, если же требования от имени актива, то они охотно принимаются  и реализуются быстро. С начала деятельности актива вступает в силу закон саморегуляции коллектива. Актив требует, контролирует, задает тон в исполнении, формирует общественное мнение, которое регулирует поведение коллектива и личности.

Информация о работе Технология создания коллектива самодеятельного творчества