Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:24, доклад
Большинство из нас, когда слышит слово театр, сразу вспоминают Шекспировские трагедии, комедии Еврипида, балет и тому подобное. Но мало кому придет в голову театр Теней, театр Ногаку, или такие имена как Тикамацу Мондзаэмон, которого еще называют японским Шекспиром. В этой работе речь пойдет о театральном искусстве стран азиатско-тихоокеанского региона, а именно Японии, Китая и Кореи. Театральное искусство в этих странах вплоть до конца 19 века развивалось своим путем. В следствии чего мы можем наблюдать наличие совершенно уникальных театральных жанров, таких как театр Ногаку, театр Теней. Как уже говорилось, речь в данной работе пойдет о театральных искусствах этих трех стран, с момента их зарождения до наших дней.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЯПОНИИ………………………………………….3
1.1 Театр Но……………………………….......….………………………… .....4
1.2 Театр Кабуки...........................................................................................6
1.3 Театр Сингеки..........................................................................................8
2. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КОРЕИ..............................................................10
2.1 Опера........................................................................................................11
2.2 Балет.........................................................................................................13
2.3 Мюзиклы..................................................................................................15
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ.............................................................16
3.1 Пекинская опера………………..……….……………………………….…20
3.2 Другие жанры………....……………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................
Первостепенное
значение приобрели оннагата (мужчины-воплотители
женских образов). Овладение ими тайн мастерства
потребовало многих лет неустанной тренировки.
К
середине XVII в. главным городам (Киото,
Осака и Эдо) разрешили построить здания
для постоянного пребывания трупп
кабуки, и уже в 1673 г. будущий великий актер
Дандзюро Итикава (1660 - 1704) дебютировал
на сцене театра Накамурадза в Эдо. Созданные
им пьесы арагото ("крутые"),
воспевавшие смелых героев, которые обладали
сверхчеловеческой мощью и с ее помощью
одолевали отрицательных персонажей,
пользовались громким успехом у эдосцев.
В спектаклях театра кабуки, как правило, воплощаются моральные ценности, превалировавшие в токугавскую эпоху. Именно они служат основой, на которой строятся сюжеты. Это, к примеру, инга--охо (закон карательной справедливости) - буддистская идея о неминуемом крахе злодея или о процветании и счастье долго страдавшей женщины. Идея мудзё (мимолетность всего существующего), также буддистского происхождения, иллюстрируется падением могущественного военного лидера или упадком высокомерной семьи. Достаточно обычен, далее, показ прямого конфликта некоторых идейных норм из арсенала конфуцианских традиций (долг, обязанности, сыновняя почтительность) с личными желаниями и страстрастями, что приводит к различного рода драматическим ситуациям.
Сильнейшее влияние давней театральной традиции на исполнение актерами кабуки своих ролей наглядно проявляется в так называемых формах (ката), т.е. в их стилизованных жестах и движениях. Поскольку от ката нельзя отойти по капризу актера, они способствуют поддержанию художественной целостности кабуки. К категории ката принадлежат татэ (стилизованные поединки), роппо (драматические уходы со сцены, сопровождаемые подчеркнуто преувеличенными жестами), миэ (принятие поз) и даммари (немые сцены). Примерами ката особенно изобилуют пьесы жанра дзидай-моно, в которых фигурируют члены военного сословия и действие выходит за рамки реалистичности. Но и в пьесах жанра сэва-моно актеры двигаются, сидят или говорят, придерживаясь требований ката. Костюмы, парики и грим в театре кабуки стараются в максимально возможной степени подогнать к существу той или иной роли. Так, костюмы для пьес жанра дзидай-моно особенно стилизованы и элегантны, как то и подобает аристократам и членам самурайского сословия. В свою очередь, в пьесах жанра сэва-моно точно отражаются моды японского общества времен Токугава. Костюмы, используемые в пьесах жанра сёсагото, отличаются извсканным дизайном, отделкой и красочностью. Парики классифицируются в зависимости от возраста персонажей, их социального статуса, занятий и прочих характеристик. Грим теснейшим образом связан с содержанием роли. Наиболее известным его видом является кума-дори - комплекс примерно ста стилей гримирования под маски, примеры которого встречаются преимущественно в пьесах жанра дзидай-моно.
СОВРЕМЕННЫЙ ЯПОНСКИЙ ТЕАТР(СИНГЕКИ)
Сингэки (буквально - "новый театр") - театральная форма, грубо сопоставимая с западным театром XX в. В отличие от традиционного японского театра (кабуки, Но), в котором важную роль играют танцы и мелодекламация, сингэки опирается на диалог и психологический реализм.
Лидеры движения за новый театр, зародившегося
на переломе между XIX и XX вв., исходили из стремления создать драму,
реагирующую на быстрые изменения в национальной экономике, политике, быту и
духовном настрое японского народа. Правомерно
утверждать, что движение развернулось
всерьез с появлением в стране переводов
пьес Генрика Ибсена. Наиболее горячим энтузиастом
творчества Ибсена был Каору Осанаи (1881-1928), который в 1909 г. создал собственную
театральную компанию Дзию Гэкидзё (Свободный театр) и до 1919 г. ставил западные
и новые японские пьесы.
Другая важная фигура движения за новый
театр, Сёё Цубоути (1859-1935). Он глубоко осознал необходимость специальной
подготовки актеров и актрис, способных
играть в современных пьесах. Дело в
том, что члены трупп, принадлежавших к
традиционному театру, для исполнения
ролей в сингэки не подходили. К тому же
следовало принимать во внимание то обстоятельство,
что и в кабуки, и в Но женские роли приходились
на долю мужчин. Поэтому Цубоути обратился
к любителям обоего пола и принялся тренировать
их именно в расчете на участие
в постановках, неведомых прежде в стране.
Его группа (Бунгэй Кёкай) была создана в 1906 г.
Следующим импульсом развития движения за новый театр послужило катастрофическое Кантоское землетрясение 1923 г., разрушившее большинство театральных зданий в столице. Уже в 1924 г. Осанаи построил небольшой театр, оснащенный самым совершенным по тогдашним меркам сценическим оборудованием. Этот театр (Цукидзи сёгэкидзё - "театрик Цукидзи") стал центром подготовки кадров для вновь формировавшихся трупп и ознакомил японскую аудиторию с внушительным количеством пьес (главным образом, европейских). Благодаря практической деятельности и идейному влиянию Осанаи, скорее театральные компании, а не отдельные драматурги, заняли главное место в движении за новый театр. Компания Осанаи внесла в театральный мир и политические мотивы, говоря конкретно, - марксистские идеи, которые широко распространялись тогда в сферах художественной и интеллектуальной жизни Японии.
Рост престижа театральных компаний и качества выпускаемых ими спектаклей стимулировали многих выдающихся романистов современности к работе для сцены. Среди них - Кобо Абэ (1924-1993), Юкио Мисима (1925-1970), Масакадзу Ямадзаки (1934-), и Минору Бэцуяку (1937-).
КОРЕЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В Южной Корее сегодня представлены самые разнообразные виды театрального искусства - драма, опера, чхангык, балет. Весьма популярны мюзиклы, в том числе оригинальные корейские. Особенностью южнокорейского театра является то, что в нем мало трупп со своим помещением и постоянным репертуаром. Подготовив при поддержке спонсоров тот или иной спектакль, в том числе с приглашением артистов со стороны, его показывают по всей стране, иногда за рубежом, а затем принимаются за новую работу.
О жанровом разнообразии южнокорейского театра можно судить, например, по прошедшему в 2002 г. в Национальном театре фестивалю «Влюбленная Чхунхян», в ходе которого было показано девять театральных версий на сюжет известного произведения классической корейской литературы - драма, опера, фольклорное действо, кукольный спектакль, современная музыкальная пьеса, чхангык, мюзикл на английском языке в исполнении детей, пхансори.
Начало профессиональному театральному искусству было заложено в 1949 г. созданием Национального театра, первым президентом которого стал выдающийся корейский драматург Лю Чхи Чжин. Все это вызвало всплеск театральной активности в стране, однако начавшаяся война и ее последствия негативно сказались на дальнейшем развитии театрального дела, вступившего в кризисную полосу.
Новый этап наступает в конце 1950-х гг., и на развитии корейского театра сказывалось американское влияние. Важным шагом своеобразной американизации корейского театра стало создание в Сеуле так называемого «Центра драмы». Он был основан в 1962 г. при финансовой поддержке Фонда Рокфеллера и стал главным центром постановки американских пьес и мюзиклов.
Старейший в Южной Корее Национальный театр всегда отличался сильным профессиональным составом. Здесь работают известные в стране актеры Ким Тон Вон, Ким Сун Юн, Ко Суль Бон, Кан Кё Сик, Ли Хо Чже, Чун My Сон, Квон Сун Дук, Сон Сук, Ким Син Тхэ и Ким Сун Не. Лидером труппы является художественный руководитель театра Чун Сан Чхоль. За годы работы было показано более 180 спектаклей. В репертуаре театра доминируют национальные пьесы, среди которых особенно популярны «Адмирал Ли Сун Син» и «Король Сечжон Великий».
В 1969 г. постановкой «Ожидание кумира» серьезно заявил о себе театр «Санволлим». Его режиссер - Им Ён Ун. Сегодня в театре работают прекрасные актеры Ким Сун Ок, Хам Хён Чжин, Ким My Сэн, Чхо Сун Чжа, Ким Ин Тэ, Чо Мён Нам и др. А самый первый спектакль во время зарубежных гастролей театра хорошо принимали зрители Франции, Ирландии, Польши.
Театр «Кыкдан сесиль», созданный в 1977 г., дебютировал постановкой спектакля «Крылья» по пьесе корейского автора Ли Сана. Постановку осуществил талантливый режиссер Чхэ Юн Иль. Последующие постановки спектаклей «Туман», «Кто там?», «Каденция» и т. п. подтвердили неординарность его режиссерского мышления. Почти со дня основания в его труппе работают талантливые актеры Чун Ха Ен, Ли Хун Хва, Ли Кан Бэк и мн. др., а основной репертуар театра формируется пьесами корейских драматургов.
В 1978 г. самостоятельным театром «Юнъу мудэ» стала группа студентов театрального отделения Сеульского национального университета, дебютировавшая спектаклем «Утреннее одиночество» по пьесе О Чон У, поставленным режиссером Ким Кван Римом. За годы своего существования театр представил на суд зрителей более сорока новых пьес. Его нынешний режиссер Чун Хан Рён и ведущие актеры театра О Чон У, Ким Кван Рим, Ким Сук Ман, Ким Мин Ги, Ли Сан У и Мун Сун Гун сумели создать запоминающие образы в спектаклях, обращенных к современности, к политической и общественной жизни современной Кореи.
Сегодня в театральной жизни страны стали заметными молодые театральные коллективы, созданные в 1980-х годах. Труппа театра «Кыкдан Мокхва» (режиссер О Тхэ Сук), созданная в 1984 г., хорошо известна постановками «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Трех-грошовой оперой» Б. Брехта. Ведущие актеры Чо Сан Гун, Хан Мён Гу, Хон Вон Ги и Чун Син Гак вместе со своим коллективом не раз удостаивались высоких наград на театральных фестивалях страны. В творческом багаже театра классические спектакли «Мечты обыкновенного человека», «Виниловый дом», «Огненная деревня» и т. п. Но особый колорит в репертуар театра вносят пьесы корейских авторов «Жена Чхунпхун» и «Лунный свет на реке Пэкма».
Большим разнообразием форм, методов сценических постановок и палитрой творческих исканий, а главное, духом новизны отмечены работы частных театральных трупп, большинство из которых были созданы в 60-70-е годы. Их появление стало своеобразной реакцией интеллигенции на кардинальные перемены корейского общества тех лет. Менее всего зависимые от официальной государственной опеки, они достаточно смело шли на любые эксперименты, подвергая острой критике негативные стороны жизни. Сегодня в стране хорошо известны такие коллективы, как «Юнхудан курипхэ» и «Кыкдан мичу», появившиеся одновременно - в 1986 г.; «Ханьян реперто-ри» и «Кыкдан пипха», рожденные в 1990-е годы. Частные театральные труппы, такие, как «Минчжун», «Кагё», «Кохян», «Сунчжва», «Кванчжан», «Тэха», «Сильхум», «Минъё» и др., большинство из которых было создано в 60-70-е гг., продолжают привлекать зрителей широким репертуаром, свободным духом и смелыми инновациями.
Уникальным явлением современного корейского театра можно назвать «мадангык» («театр открытой площадки»). Возникнув в 1970-е годы на волне демократических движений снизу, он протииопоставил себя активному вторжению в страну западной культуры. 11редставления театра «мадангык» проводятся на открытой круглой площадке, лишенной каких бы то ни было декораций. Зрители, сидящие вокруг сцены, оказываются вовлеченными в происходящие действие, а актеры общаются с ними, импровизируют по ходу спектакля, не меняя при этом смысла постановки. К началу 1990-х гг. в стране работало около 30 профессиональных коллективов «мадангык», объединенных в Ассоциацию корейского национального театрального движения.
На сегодняшний день в Корейской ассоциации национальных театров в одной только столице официально зарегистрировано 85 театральных коллективов. К этому нужно добавить 52 провинциальных коллектива и 60 местных отделений театра.
ОПЕРА
Развитие оперного искусства значительно обогатило музыкальную жизнь страны. За период с 1962 по 1995 г. на сцене театра Интернациональной оперы, основанного в 1948 г., было поставлено свыше 50 оперных спектаклей, 9 из которых являются оригинальными сочинениями корейских композиторов. Кроме этого в частном оперном театре, созданном в 1968 г. Ким Ча Куном, за это же время было поставлено 34 оперных спектакля, семь из которых принадлежат корейским авторам.
На сегодняшний день в стране хорошо известны Национальная оперная компания, основанная в 1962 г., и Сеульская «Метрополитен опера», созданная в 1975 году. Обе эти компании являются государственными и пользуются поддержкой правительства. Из частных театров заметны «Хёндай опера», «Азиатская опера», «Ённам опера», «Тэгу опера», «Чхуннам опера», «Мару», «Сансуль мудэ», а также некоторые провинциальные коллективы.
В 1950 г. была поставлена первая корейская оригинальная опера «Чхунхянчжон» по сюжету средневековой повести XVII века. Автором музыки, постановщиком, сценографом и режиссером был Хен Че Мён. На сегодняшний день на сцене национальных театров поставлено свыше 20 собственно корейских оперных спектаклей. Самым плодовитым композитором в жанре национальной оперы является композитор Чхан Иль Нам. Среди его лучших работ опера «Мастер Вонхё» - музыкальное повествование о жизни и деяниях великого буддийского монаха, а также очередная версия «Чхунхянчжон».
Среди западноевропейской классики, воплощенной на сцене корейских театров, отмечают постановку оперы «Пуритане» В. Беллини (Национальная оперная компания), оперетту «Веселая вдова» Ф. Ле-гара и «Кармен» Ж. Бизе (Оперная компания Ким Ча Куна), «Аида» Дж. Верди (Интернациональная опера). В каждом из этих оперных спектаклей блистали многие выдающиеся исполнители Кореи, составляющие славу не только национального, но и мирового искусства.
Информация о работе Театральное искусство Японии Кореи и Китая