Собор Василия Блаженного: история, форма, интерпретации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Собор является доминантой архитектурного ансамбля Красной Площади. Устраивалась Красная площадь как пространство для обстрела неприятеля, подступающего к Кремлю, позже превратилась в торговую, а после строительства храма Василия Блаженного к нему через площадь стали проходить крестные ходы, и площадь получила нынешнее свое название (красивая). По своей принадлежности собор в настоящее время является филиалом Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Задачами курсовой работы являются следующие:
- систематизировать и обобщить имеющиеся данные по истории собора Василия Блаженного;
- определить особенности формы собора Василия Блаженного;
- рассмотреть основные из существующих интерпретаций собора Василия Блаженного.

Оглавление

Введение 3
1. История собора Василия Блаженного 5
2. Структура и форма собора Василия Блаженного 10
3. Интерпретации происхождения архитектуры собора Василия Блаженного 19
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

Тема курсовой работы: «Собор Василия Блаженного: история, форма, интерпретации». Актуальна и выбрана не случайно. С одной стороны учитывалось значение собора, с другой – то, что в современной специальной литературе исследований, посвященных непосредственно ему очень не много. Прежде всего, отмечу, во избежание путаницы, что Собор Василия Блаженного имеет несколько имен, используемых в разные времена – и Храм Покрова Божьей Матери, и Храм Покрова на Рву, и Покровский собор – всё это о нем же. До XVII века обычно назывался Троицким. Так как прежде на этом месте стояла церковь во имя Троицы. Постройка собора заняла достаточно большой временной отрезок – каждая из его составляющих – знаменовала победу русских войск в Казанской военной кампании. А непосредственно название – собор Василия Блаженного, которое в большее степени было обиходным, появилось по преданию таким образом – часто в Москве видели юродивого Василия Блаженного, ушедшего из дому в юности и праздно скитающегося по столице. Отличался он тем, что имел дар исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь юродивого. Так храм стал называться этим же именем.

Но, так или иначе, собор и в прошлые времена, и в настоящий момент остается одной из самых знаменитых достопримечательностей страны. Аналогов Собору Василия Блаженного нет нигде в мире – среди русских построек не было ничего подобного, но и в более древней византийской строительной традиции тоже. Он характерен именно для Московского царства середины XVI столетия, когда стремление к монументальности, усложнению и повествовательности проявилось не только в архитектуре, но и в литературе, иконописи, ювелирном искусстве. Он поражал путешественников в XVI веке, а со временем и для иностранцев, и для нас самих стал символом отечественной истории и национального характера.

Есть несколько версий по поводу авторства собора - либо это был русский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, либо Барма и Постник - два разных человека, трудившихся над собором в разное время, чем и объясняется необычность форм храма. Существует версия присутствия западно-европейского архитектора, но в её пользу говорят лишь арочные пояса куполов храма, характерные для итальянского Возрождения. Есть версия и восточного архитектора, помогавшего русским, поскольку главы собора похожи на главы мечетей.

Собор является доминантой архитектурного ансамбля Красной Площади. Устраивалась Красная площадь как пространство для обстрела неприятеля, подступающего к Кремлю, позже превратилась в торговую, а после строительства храма Василия Блаженного к нему через площадь стали проходить крестные ходы, и площадь получила нынешнее свое название (красивая). По своей принадлежности собор в настоящее время является филиалом Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Учитывая вышесказанное, еще раз подтверждается необходимость и важность курсового исследования. Целью которого является изучение и анализ истории, форм и интерпретаций Собора Василия Блаженного.

Задачами курсовой работы являются следующие:

- систематизировать и  обобщить имеющиеся данные по  истории собора Василия Блаженного;

- определить особенности  формы собора Василия Блаженного;

- рассмотреть основные  из существующих интерпретаций  собора Василия Блаженного. 

  1. История собора Василия Блаженного

 

 

Насколько необычен собор Василия Блаженного внешне, настолько специфична и история его постройки. Так, интересен тот факт, что возводились не все церкви сразу, а каждая часть общего ансамбля была посвящена отдельному историческому событию.

Дело в том, что в первой половине XVI века, в годы правления ханов из крымского рода Гиреи Гиреев, Казанское ханство постоянно совершало нападения на Московскую Русь, насчитывалось уже около 40 походов на русские земли, причем разорялись они под чистую. Попытки защитить себя, а также по возможности увеличить свою территорию у русских войск ни в 1547, ни в 1549 году успехом не увенчались.

Поэтому перед третьим походом, в 1552 году, перед тем как самолично возглавить 150-тысячное войско, Иван Грозный, уповая на помощь высших сил, и дал обет в случае победы построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. На протяжении всей войны, в честь каждой крупной победы ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда русское войско с триумфом возвратилось в Москву, было принято решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную.

Царь повелел «поставити церковь древяну святаго чюдотворца Николы Вятцкого и с его образа таков же образ написати и новонаписанный образ святаго чюдотворца Николы поставити в новопоставленом храме у Покрова Святей Богородицы надо рвом»1. Освящение этого деревянного храма митрополит Макарий совершил 29 июля 1555 года. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1559 году были «священны церкви приделы в Новом городе у Фроловского мосту, которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятье, в которые дни Божия помочь и победа была православному царю над бусурманы».     В Степенной книге говорится о том, что творение русских мастеров «поставлено бысть премудро и дивно разныя церкви на едином основании... на возвышение чюдес Божиих о взятии Казаньскаго царствия и Астараханьскаго царствия». Главный престол был освящен 29 июня 1561 года, о чем свидетельствует надпись, открытая в верхнем ярусе храма. Ставя вопрос о том, по чьему замыслу был воздвигнут собор Покрова на рву, выдающийся историк архитектуры Н. И. Брунов пишет: «Первое имя, которое приходит в голову, это имя главы Церкви – митрополита Макария»2.

В память значительных побед в Казанской военной кампании возле церкви Святой Троицы («Троицкой, что на Рву», - так как через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел широкий ров, засыпанный в 1813 г.), возводились храмы в честь святого, чью память отмечали в тот день. К окончанию войны было воздвигнуто 7 деревянных храмов. В 1555-1561 гг. на месте деревянных церквей по приказанию Ивана IV зодчими Бармой и Постником Яковлевым был выстроен новый храм. Первоначально планировалось соорудить храм с семью приделами, но ради симметрии плана был добавлен восьмой придел, посвященный земной славе  Иерусалима, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.

Собор состоит из восьми столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа.

Центральный храм посвящен Покрову Богоматери: что также связано с историей военных действий – Казань взяли 1 октября в праздник Покрова. Здание возвели из кирпича (из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу «под кирпич».

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший новое название всему собору.

Весь собор вначале не имел ясно выраженного главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой обход как извне, так и изнутри. В отличие от монументального внешнего облика собора, интерьеры его оставляют впечатление тесного лабиринта, прерываемого вертикальными пространствами раскрытых изнутри столпов. Самый большой из них - Покровской церкви высотою от пола 46 м - имеет внутреннюю площадь 64 м2. Переходы, связывающие столпы, выполняли роль внутренней паперти, главным украшением которой являются выходящие на нее порталы церквей. В подклеть ведет внутренняя лестница, расположенная в северо-восточном углу главного храма.

Есть гипотеза, что архитектура храма являются результатом взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры: деревянной и каменной. Интересен прием кладки куполов, похожий на выработку итальянцев - конструктивная система сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей, поставленных «на угол», образует видимый снизу четкий динамичный узор. В 1593 г. были заново сделаны над главами собора маковицы, сгоревшие в пожаре 1583 г.

Значительные изменения в облике Покровского собора произошли в XVII в. В 1672 г. в юго-восточном углу собора сооружают одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – еще одного чтимого Московского юродивого, похороненного тут в 1589 г. В 1680 г. собор отремонтировали и одновременно в аркадах подклети разместили тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней.

Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, надстроенный над вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах. Над открытыми ранее лестницами появилась кровля на ползучих арках и четыре шатровых рундука над площадками. Была перестроена и звонница. В этот же период появляется первая орнаментальная роспись. В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью, желтой на голубом фоне, посвященной истории создания храма. Она была уничтожена в 1772 г. 
Дальнейшие изменения в облике здания произошли при ремонте собора в 1761-1784 гг. Были окончательно заложены арки подклети, в западной части которого разместили жилье для причта. Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного перестроили в ризницу. Снаружи сняли керамическую надпись XVII в, а с центральной башни - дополнительные главки из белого камня. Все здание - внутри и снаружи - покрыли «травчатыми» орнаментами. Тогда впервые в центральном храме появилась тематическая роспись, которая была повторена масляными красками в 1845-1848 гг. В 1812 г. собор был разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован. При отступлении французов был дан приказ о его уничтожении, однако выполнить его не успели. В 1817 г. архитектор О.И. Бове, реконструируя Красную площадь, отремонтировал подпорную стену, выложив ее камнем и увенчав чугунной оградой.

Первые попытки реставрации собора были предприняты в 1890-х гг., когда центральный шатер освободили от железного покрытия, сделанного в XVIII в. С 1923 по 1949 г., с перерывом на время войны, был проведен большой цикл исследований, позволивших реконструировать подклетную часть собора в ее первоначальном виде.

В интерьере собора была раскрыта и воссоздана почти полностью фресковая живопись стен и сводов обходных галерей и площадок гульбища, в пяти башнях живопись XIX в. заменена побелкой. В галерее между центральной и западной башнями освобожден от штукатурки с росписью XIX в. уникальный для мировой строительной практики XVI в. кессонированный полоток, на котором восстановлена первоначальная фресковая роспись «под кирпич». В четырех башнях реконструированы иконостасы по древнему образцу с иконами XVI-XVII вв. Во время реставрационных работ в 1954-1955 гг. была восстановлена наружная роспись «под кирпич».

При проведении работ была открыта неизвестная ранее в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без графических чертежей. Все стены здания пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль «пространственного чертежа». Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой врубками как по горизонтали, так и по вертикали, до начала кирпичной кладки были выполнены контуры будущего сооружения и определены размеры и местоположение всех элементов его архитектурной формы и декора.

В 1920-х гг. храм был передан обновленцам. В 1923 г. часть собора была превращена в музей, окончательно храм был закрыт в 1929 г., тогда же почти все колокола звонницы были изъяты и переплавлены. В 1936 г. рассматривался проект сноса собора, как существенной помехи для демонстраций, но проект не был приведен в исполнение (по одной из предполагаемых историй за то, чтобы собор был оставлен высказывался сам Сталин). Долгие годы Собор был филиалом Государственного Исторического музея. Первое богослужение состоялось 14 октября 1991 года. Богослужения проводятся по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, регулярно в воскресные дни и на второй день Святой Пасхи священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

 

2. Структура и  форма собора Василия Блаженного

 

 

Собор Василия Блаженного насчитывал в старину 25 куполов (с учетом символогии – обозначение Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его). В настоящее время куполов над храмом по числу престолов всего 10: Покрова Богородицы, Святой Троицы, Входа в Иерусалим, Григория Армянского, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Иоанна Милостивого, Николая Чудотворца Великорецкого, Адриана и Наталии и один купол над колокольней.

Собор Василия Блаженного отличает то, что внутреннее пространство имеет четко выраженное членение, как и наружные объемы (рис. 1).


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Покровский собор на рву — храм Василия Блаженного, 1555-1560 гг.

Собор отличается сложной композицией, центральной частью которой является храм, представляющий собой восьмерик на четверике, крытый шатром. К храму примыкают восемь приделов в виде восьмигранных башен с шатрами: четыре из них ориентированы по частям света, другие четыре расположены между ними по концам диагоналей плана3.

Каждая из церквей собора – четыре осевые и четыре между ними меньшего размера – венчают луковичные главы, сгруппированы все вокруг девятой столпообразной церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский. Стоит заметить, что в своей истории собор не единожды реставрировался. Причем в процессе работ часто добавлялись некоторые особенности. Поэтому представленный в настоящее время нам собор имеет не первозданный архитектурный вид.

В частности, в XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, декоративная обработка глав (которые изначально были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (которой ранее не было). В основной - Покровской церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора. Особенность Покровского собора – отсутствие подвальных помещений. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, который состоит из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.

Информация о работе Собор Василия Блаженного: история, форма, интерпретации