Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Собор является доминантой архитектурного ансамбля Красной Площади. Устраивалась Красная площадь как пространство для обстрела неприятеля, подступающего к Кремлю, позже превратилась в торговую, а после строительства храма Василия Блаженного к нему через площадь стали проходить крестные ходы, и площадь получила нынешнее свое название (красивая). По своей принадлежности собор в настоящее время является филиалом Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Задачами курсовой работы являются следующие:
- систематизировать и обобщить имеющиеся данные по истории собора Василия Блаженного;
- определить особенности формы собора Василия Блаженного;
- рассмотреть основные из существующих интерпретаций собора Василия Блаженного.
Введение 3
1. История собора Василия Блаженного 5
2. Структура и форма собора Василия Блаженного 10
3. Интерпретации происхождения архитектуры собора Василия Блаженного 19
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами.
В принципе такая конструкция – когда отдельные объемы (церкви) были поставлены на едином подклете, роль которого, наряду с эстетической, состояла в защите основных помещений от капиллярного и конденсационного увлажнения. Это изобретение русских зодчих было достаточно «апробировано» к середине XVI века. Судя по сохранности материалов большинства конструкций подклета Покровского собора, соответствующих первоначальному плану, в нем была прекрасно организована система естественного проветривания.
До настоящего времени музейным сотрудникам, находящимся в отдельных помещениях подклета (первого этажа), приходится для борьбы со сквозняками подручными средствами закрывать вентиляционные продухи, что, конечно, нарушает и без того изменившуюся схему проветривания. Также идея многопридельного храма (священного города) была блестяще реализована технически, а точнее теплотехнически.
Вырастающие из единого основания (подклета) отдельные церкви в нижней части были объединены сводами галереи, создавая защищенное от атмосферных воздействий невысокое пространство, из которого, как из общих сеней, существовали входы в каждую церковь. При этом верхние части каждого из столпов, гармонично и упорядоченно расположенные, воспринимаются как самостоятельные архитектурные объемы. Впоследствии идея такого решения была использована при строительстве церкви Иоанна Предтечи в Дъякове (1560-е годы) и развита при возведении двухпридельных храмов: церкви Троицы в с. Хорошово (1596—1598 гг.), Троицы с. Вяземы (1597—1599 гг.) и ряда других.
Заботы об обеспечении сохранности здания храма и условиях пребывания в нем людей, отмеченные уже во время строительства Покровского собора, проявлялись и в дальнейшем по мере изменения представлений об уровне «комфортности», необходимом при проведении богослужений4.
В изменении первоначального облика собора и состоянии его церквей определенную роль сыграло то обстоятельство, что в каждом приделе был отдельный причт, заботившийся только о своем храме. Причты выделяли свои паперти из общих когда-то галерей, делали деревянные перегородки, обитые войлоком»5. В XIX веке галереи приобрели единообразное остекление по всему периметру собора.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен небольшой бесстолпный храм — придел святого Василия Блаженного. Он уже сооружен без подклета, т. е. его основной объем расположен в уровне единого подклета Покровского собора, но не связан с общей системой проветривания. Чуть раньше появились фигурные главы церквей, существенные перестройки были произведены в XVII веке при Федоре Алексеевиче.
Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Резные кирпичные порталы-входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор внутренней галереи. Южный портал сохранен в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.
Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня ее освещают слюдяные фонари XVII в. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.
Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов, ребра которых выполнены из фигурного кирпича. На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку.
Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора.
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом. Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности. Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками вплотную друг к другу расположены иконы ХVI — начала ХVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают вышитые пелены с традиционным изображением Голгофского креста.
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского. Одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова Богоматери, и обуславливает смещение Царских ворот вправо. Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон ХVI – ХVIII вв.
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Одна из больших церквей (всего их четыре) представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным убранством. Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» ХVII в.
Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Это одна из четырех малых церквей собора (высотой 15 м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей. Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. В день их памяти (2 октября) 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань. Это одна из четырех больших церквей Покровского собора, высотой 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий». В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора. Это одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота — 28 м.
Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом. В 2005—2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.
Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм. Это одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.
На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса. Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный». Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви.
Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Её основание представляет массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой.
Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки, предназначенные для усиления звука колоколов. Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.
Необычность замысла, отсутствие хотя бы отдаленно напоминающих аналогов архитектуре собора Василия Блаженного вызывают интерес у исследователей. Поэтому стоит отметить наиболее распространенные интерпретации её.
Одной из часто упоминающихся в литературных источниках является теория особенностей архитектуры собора, приверженцы которой пытаются проследить эволюционное развитие московской архитектуры, отмечают раннюю датировку церкви в Дьякове, творческое использование мотивов деревянного зодчества.
В виду чего предполагают создание самобытной русской архитектуры, свободной от византийской традиции и итальянских образцов. Но положения данной теории очень слабо подтверждаются фактами и достаточно обоснованно опровергаются её противниками.
Предположения о влиянии на творческое сознание зодчих, построивших собор, художественных идей итальянского Ренессанса основано на формальном подобии многообъемных композиций Чинквеченто с собором Покрова на Рву6.
Разгадку нетрадиционной композиции пытались увидеть в известной истории о «нечаянном» обретении девятого престола при закладке собора. В поздней летописи указывается: «.. повеле им эдати церкви каменны заветныя, 8 престолов, мастеры ж Божиим промыслом основаша 9 престолов, не якож поведено им, но яко по Бозе разум даровася им в размерении основания» позволяли говорить о корректировке зодчими программы Ивана IV. Создание уникальной центрической композиции связывали с творческим замыслом мастеров.
Однако исследования этапов строительства собора показали, что замысел учреждения девятого престола Николы Великорецкого мог появиться до закладки каменного собора, еще при существовании деревянного, так как царь получил известие о явлении чудотворного образа и приказал привезти его в Москву еще до начала строительного сезона - весны 1555 г.7
Таким образом, изменение первоначального замысла - переход от восьмипрестольчого храма к девятипрестольному, - что, как считается, и позволило создать уникальную центрическую композицию, лишается интриги и своего смысла корректировки зодчими первоначальной программы.
Да, конечно можно не выявлять особенностей, достаточно принять мнение некоторых историков (например И.Е. Забелина) о том, что задумка постройки собора именно в таком виде целиком на выдумке строителя-архитектора, однако согласовавшего замысел с царем и его личными представлениями. Но знания о специфике канонического искусства мешают сделать это и утвердиться в словах историков.
Информация о работе Собор Василия Блаженного: история, форма, интерпретации