Режиссерский замысел культурно-досуговой программы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

Специфика постановки культурно-досуговых программ заключается в том, что наибольшая эффектив-ность культурно-досуговой программы достигается тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссер. Однако в любом случае только после найденного и продуманного режиссерского решения начнется работа в определенном направлении по формированию сценария: поиск художественно-образного решения и изобразительного оформления постановки, организация музыкальной и световой партитур, отбор необходимых исполнителей и коллективов, и все остальное, из чего складывается режиссерская работа над постановкой.

Файлы: 1 файл

Режиссерский замысел культурно-досуговой программы.docx

— 29.55 Кб (Скачать)

Режиссер, кроме того, пишет  звуковую партитуру, включающую музыку и шумы, которая необходима для планомерной работы звукорежиссера. Им же создается световая партитура, где по эпизодам подробно расписываются все световые точки и переходы. Если режиссер не чувствует в себе способностей, лучше вообще не браться за постановку культурно-досуговой программы. Быть организатором - значит уметь руководить людьми, уметь объединять их усилия для выполнения определенной задачи.

Режиссеру-организатору необходимо постоянно учиться умению работать с людьми самыми различными: творческими и техническими работниками, для которых работа над созданием культурно-досуговой программы является отнюдь не вопросом искусства, а чисто производственным, причем весьма хлопотным, требующим от них не только умения и опыта, но и большой личной энергии. Поэтому для достижения своих творческих целей режиссер должен уметь влиять на работающих с ним людей.

Суметь убедить людей - это первая ступень работы организатора-руководителя. Следующая - мобилизовать их на выполнение задачи. Нужно досконально знать дело, которое организуется. Тогда вся работа режиссера будет строиться на высоком профессиональном уровне, авторитет его в коллективе будет расти, будут крепнуть его позиции. И еще одно необходимое качество - умение зажечь людей, заразить их своим замыслом, своей верой в успех дела, каких бы трудностей это не стоило.

Далеко не каждый человек, обладающий культурой и фантазией, может быть режиссером. Умение работать с людьми, увлекать их и вести за собой - неотъемлемое качество режиссера-постановщика культурно-досуговой программы. Не менее важное умение - работа с документами. Режиссерская документация включает: режиссерский план постановки; режиссерский монтажный план; музыкальную партитуру; световую партитуру; план использования киноматериала и диапроекций; рабочую схему; репетиционный план. Режиссерская документация разрабатывается непосредственно режиссером. Только он держит в своем внимании все компоненты постановки, все детали, все мелочи (реквизит, бутафория и т.д.). К ее составлению нужно приступать после утверждения сценария культурно-досуговой программы.

В режиссерском плане кратко излагаются основные компоненты будущей постановки, определяются последовательность номеров в эпизодах и последовательность самих эпизодов в программе, характеристика пролога, продумываются "мостики" между эпизодами и уточняется номер-эпизод62. Здесь следует хорошо разработать и характер мизансцен. Взять на заметку потребность в бутафории, реквизите, музыкальных инструментах, костюмах, фонограммах, определить сроки основных этапов работы над целостным сценическим произведением. В режиссерском плане должны быть намечены основные исполнители. Затем создается монтажный лист - графическое изложение режиссерского замысла. В нем точно расписываются все компоненты каждого номера, все средства его обеспечения, задания всем службам учреждения культуры.

Д.В. Тихомиров63 предлагает монтажный лист из двенадцати граф. Первая - номер по порядку. Нумерация  необходима при проведении монтировочных репетиций, когда все службы постановочной части пользуются в общении между собой цифровыми обозначениями. Вторая - эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссерскому плану. Третья - название номера и его характер. Здесь указываются автор и наименование произведения. Четвертая - выписываются исполнители: солисты, коллективы. Пятая - кому поручается аккомпанемент этого номера. Здесь желательно указывать необходимость оркестровок, а если номер идет под фонограмму, то нужно дать порядковый номер фонограмм. Шестая - заносятся все тексты, исполняемые на сцене, звучащие по радио. Сюда же выписываются дикторские тексты. Седьмая - записывается потребность в киноматериале, с указанием характера ленты и формата. Восьмая - указывается, в каком сценическом оформлении проходит номер. Девятая - свет. Заполняется световое решение каждого номера. В этой же графе записываются постановочные эффекты. Десятая - костюмы для исполнителей. В эту же графу заносятся все аксессуары костюма (кобура, веер и т.п.). Одиннадцатая - бутафория и реквизит. Двенадцатая - примечания. Некоторые режиссеры называют монтажный лист режиссерской партитурой.

Монтажная партитура включает в себя пять граф монтажного листа: эпизод, номер, исполнители, аккомпанемент, киноролики. Музыкальная партитура способствует общему развитию темы программы, обогащает ее, усиливает эмоциональное влияние на зрителей. Поэтому очень важно отобрать такие произведения и таких исполнителей, которые обеспечивали бы динамику программы и темперамент действия. Режиссер должен уметь при отборе музыкального материала отказаться от всего, что будет тормозить развитие программы.

Режиссерам-постановщикам  культурно-досуговых программ важно  уметь владеть и искусством светового  оформления. Свет ставить режиссеру  необходимо совместно с художником. Свет не дежурное дополнение к постановке, а одно из самых сильных выразительных средств. Световое решение, проходя через всю драматургию программы, соответствуя музыке, тексту, декорациям, создает художественный образ. Каждый номер в культурно-досуговой программе требует своего светового решения, зачастую сложного. Иногда необходимо составлять световую партитуру отдельного номера. Одновременно с этим проводятся технические монтировочные репетиции на сцене. Самым целесообразным было бы совместить монтировочные репетиции света и звука. После того, как все разобрались в технической, световой и звуковой партитуре, наступает время первых сценических репетиций.

Таким образом, интересный режиссерский замысел культурно-досуговых программ является важным условием, обеспечивающим успех как отдельной культурно-досуговой  программы, так и успех работы всего учреждения культуры.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Розовский М. Режиссер зрелища. - М.: Советская Россия, 1973.
  2. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре. М.: Сов .Россия , 1980.
  3. Туманов И.М. Режиссура массового праздника, театра-лизованного концерта, - М.: Просвещение, 1976.

Информация о работе Режиссерский замысел культурно-досуговой программы