Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа
В наши дни очень мало времени уделяется изучению истории возникновения и развития учреждений культуры, образовательных учреждений и тем более хореографических. Практически в каждом, достаточно развитом городе, существует множество ансамблей в которых обучают людей такому прекрасному искусству, как танцы.
Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод.
Введение………………………………………………………………………………………………………2
1.1. Танцевальное искусство ……………………………………………3
1.2.Периоды формирования системы балетного образования в России……………………………………………………………………………………………………4
1.3. Творчество Н. Лима…………………………………………………………4
1.4. Театр Петровской эпохи…………………………………………5
Раздел 2. Петербургские школы хореографии
2.1.Возникновение хореографического сюжетного балета в XVIII веке……………………………………………………………………………………………………………6
2.2. Творчество Леопольда Парадиза……………………………6
2.3. И. А. Дмитриевский………………………………………………………6
2.4. Появление балетных либретто………………………………7
2.5.
Раздел 3. Эволюция русского балета.
3.1. Школа Ж.Б. Ланде в Санкт- Петербурге…………7
3.2.Гильфердинг в Петербурге………………………………………….9
3.3. А.Я.Ваганова – первый профессор хореографии…….9
Раздел 4. Московское академическое хореографическое училище
4. 1. История возникновения………………………………………11
4. 2. Работа училища с 1920 по 1940 годы………………………11
4.3. В Нововведения в программе образования…….14
Раздел 5. «Педагогические вклады в Русский балет»
5.1. Творческая деятельность Шарля Дидло……………17
5.2.Эпоха Петипа………………………………………………………….......18
5.3.Хронологические подробности……………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………….20
Для обмена опытом в Москву приезжает группа петербургских педагогов во главе В.А. Семеновым: М.А Кожухова, А.И. Чекрыгин, М.М. Леонтьева, Е.П. Гердт. Так началось взаимопроникновение двух школ. Этот опыт не мог не сказаться положительно на всей учебе и творческой жизни московской школы.
В 1932-1933 учебном году силами школы был поставлен балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» в редакции А.М. Монахова и А.И. Чекрыгина. Спектакль завершился большим дивертисментом, в котором приняли участие ученики средних и старших классов.
После удачного выпуска 1933 года педагоги школы начинают уделять внимание специальному и общему образованию. Теперь в школе изучают математику, физику, химию. Расширяется преподавание специальных теоретических дисциплин - истории театра и балета, изобразительного искусства.
В задачи предмета «Производственная практика» входило освоение спектаклей из репертуара Большого театра классического наследия, современных балетных спектаклей и постановок молодых балетмейстеров. Это позволяло учащимся знакомиться с различными хореографическими формам.
В 1933-1934 учебном году создается аспирантура с 3-х летним сроком обучения, которая в 1937 году была переименована в педагогическое отделение техникума. Это было нужное и важное начинание - артисты, закончившие свою карьеру танцовщиков, могли получить стройную систему педагогического образования. Отделение просуществовало до Великой Отечественной войны и внесло определенную лепту в хореографическое образование в стране.
В 1937 году училище создает новый детский балет «Аистенок» на музыку Д.Клебанова, хореографы А.И.Радунский, Н. Попко, Л. Поспехин. Спектакль «Аистенок» был включен в репертуар Большого театра. В эти годы училищу удалось привлечь в свои стены видных балетмейстеров Л.В. Якобсона, К.Я. Голейзовского, В.П. Бурмейстера.
Голейзовский Касьян Ярославович (1892-1970), русский балетмейстер. Участник новаторских опытов Фокина и Горского. Музыкальность и богатая фантазия определили самобытность его искусства. В своем творчестве добивался современного звучания классического танца.
Эксперименты Голейзовского, его поиски соответствия балетного движения эмоциональной выразительности музыки, а также обращение к конструктивизму как в сценическом оформлении танцев, так и в хореографии привлекли к нему внимание. В Голейзовском видели лидера авангарда 1920-х годов. В 1925 он поставил в Большом театре балет «Иосиф Прекрасный» (музыка С.Н.Василенко); бурные дискуссии вызвали новизна пластики, оформление спектакля Б.Р.Эрдманом, а отчасти и тема: конфликт между личностью и властью.
В 1936 году в Московском хореографическом училище впервые открылось национальное отделение, а в 1939 году состоялся его первый выпуск. Обучение велось в сжатые сроки. Успеху в работе МХУ тех лет способствовал талантливый состав педагогов: В.А.Семенов, А.М.Монахов, А.М.Мессерер, С.М.Мессерер, А.И.Чекрыгин, Е.П.Гердт, Н.И.Тарасов, Е.И.Долинская, Л.И.Рафаилова, Т.С.Ткаченко, Е.А.Лапчинская, А.М.Руденко, В.Д.Голубин, А.А.Царман, А.В.Кузнецов, А.А.Варламов, П.А.Гусев. Из выпускников 30-годов ХХ века ведущее положение в театре заняли О.В.Лепешинская, С.Н.Головкина, И.А.Тихомирова, Л.К.Черкасова, Ю.Н.Кондратов, А.В.Чичинадзе, Е. Г.Фарманянц.
В 1938 году на Всесоюзном совещании хореографических училищ страны обсуждалась единая программа и единый метод обучения преподавания классического танца, который до сих пор отсутствовал в школах. На совещании было рассмотрен важный и обширный круг вопросов: о подготовке кадров преподавателей для училищ, о взаимоотношениях театра и школы, об изучении танцевального фольклора, о применении системы К.С. Станиславского с учетом особенностей и специфики хореографии, о совместной педагогической работе педагогов-специалистов и педагогов общеобразовательных дисциплин, о более сжатых сроках обучения талантливых детей.
В результате этого в МХУ и была создана экспериментальная группа с шестилетним сроком обучения, первые выпуски которой подтвердили правильность этого начинания.
Результатом научно-исследовательской работы, проводимой в эти годы в училище, было создание первого учебно-методического пособия по классическому танцу - «Методика классического тренажа», авторами этого труда, подготовленного научно-исследовательским кабинетом училища и изданного в 1940 году, были педагоги Н.И. Тарасов и А.И. Чекрыгин, В.Э. Мориц.
В том же году училищем был подготовлен к изданию историко-литературный труд о Московском театральном училище - «Воспоминания балетмейстера» А.П. Глушковского.
4.3. В Нововведения в программе образования
В 1946 году состоялась премьера балета «Снегурочка» П. Чайковского и концертного номера «Суворовцы», которые были поставлены для школы молодым талантливым хореографом и педагогом школы В.А. Варковицким. В 1949 году педагог старших классов А.М. Мессерер ставит 3-ий акт балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и дивертисмент. В 1949 году показана новая работа училища - 2-ой акт балета П. Гертеля «Тщетная предосторожность». В 1951 году был подготовлен балет в 3-х действиях П.И. Чайковского «Щелкунчик», хореография В. Вайнонена, и балет «Тщетная предосторожность».
В школе работают педагоги Н.И.Тарасов, Е.П.Гердт, А.М.Мессерер, С.М.Мессерер,Т.С.Ткаченко, М.В.Васильева-Рождественская (талантливая балерина, исследователь, педагог - внесла большой вклад в хореографическую науку, вернув к жизни забытые образцы хореографии прошлых веков. В ее книге «Историко-бытовой танец» воссозданы европейские бытовые танцы средневековья, эпохи возрождения, XVIII и XIX веков. Специальные главы посвящены истории бытового танца в России.), М.А.Кожухова, А.В.Кузнецов, М.Т.Семенова, В.Е.Яновская.
В 1947 году Московским и Ленинградским хореографическими училищами был снят полнометражный фильм о методике преподавания классического танца, авторами сценария были великие педагоги А.Я. Ваганова и Н.И. Тарасов.
С 1948 года в школе возобновляется работа научно-методического кабинета, в которой участвует весь состав преподавателей специальных дисциплин. К руководству отделениями классического танца привлекаются старшие педагоги училища: по женским классам - М.А. Кожухова, по мужским - Н.И. Тарасов.
В 1948 году в училище открывается специальная кафедра народно-характерного танца, которой руководит А.В. Кузнецов. На кафедре создается программа изучения целого ряда танцев народов России, продолжается работа над академическим характерным танцем, входящим в репертуар театра, упорядочивается и дальнейшая разработка характерного экзерсиса (станок и середина). На основе практической работы педагога в классе в процессе детальных коллективных обсуждений подвергается углубленному изучению система преподавания специальных дисциплин в училище. Тщательно пересматриваются и совершенствуются учебные программы, в которых закрепляется важный раздел - об обязательном прохождении театрального репертуара, налаживается связь школы с театром, прерванная войной.
Ведется огромная работа по созданию спектаклей, концертных программ. Работа над репертуаром прививает так необходимые ученикам сценические навыки, знакомит с историческими стилями, способствует развитию танцевальности, артистической выразительности и общему художественному совершенствованию.
В эти годы на сцены театров Москвы и других городов выпускаются Н.Фадеечев, А.Богуславская, Б.Хохлов, И.Уксусников, Г.Ледях, М.Лиепа, Л.Богомолова, Г.Ситников, М.Конратьева. Л.М.Лавровский на обсуждении государственного экзамена сказал: «Любой театр, в который они попадут, получит высококвалифицированные кадры. Для педагога это очень большая удача и для школы это радостное явление».
В 1960 году директором Московского хореографического училища стала только что завершившая сценический путь известная балерина С.Н. Головкина. Через 27 лет после окончания Московского училища она вернулась в него вновь, обогащенная огромным опытом. С.Н. Головкина принесла с собой в школу глубокое понимание новых требований театра, широту кругозора, негаснущий творческий темперамент экспериментатора и фанатическую увлеченность новой профессией - профессией педагога.
Художественным руководителем был назначен Ю.Г. Кондратов - в прошлом выпускник Московского хореографического училища, ведущий солист Большого театра.
С первых дней школа включилась в работу: готовился новый учебный план в связи с переходом школы с девятилетнего на восьмилетнее образование.
В сентябре 1961 года вышло «Положение об открытии двухгодичных курсов подготовки педагогов для хореографических училищ». С 1962 года началась планомерная и постоянная работа по обучению будущих преподавателей танцевальных дисциплин. Лекции по специальным дисциплинам сочетались с практической работой в классах ведущих педагогов училища. За двадцать с лишним лет работы этих курсов их закончили педагоги, присланные на стажировку из всех училищ России. Многие из них и сегодня являются основным педагогическим составом училищ нашей страны и стран ближнего зарубежья.
В 1964 году был утвержден новый учебный план. Срок обучения в школе сокращался с девяти до восьми лет. Пятый класс училища, который соответствовал восьмому классу общеобразовательной школы, становился рубежным, определяющим дальнейшую специализацию. Создавалось два отделения: классического танца и русско-классического танца. К этому времени были созданы новые программы по специальным предметам и перестроены программы искусствоведческих дисциплин. Освободившееся время отводилось на сценическую практику. В 1964 году художественным руководителем школы стал Леонид Михайлович Лавровский. Воспитанник Ленинградского хореографического училища, известный балетмейстер, человек большой культуры, блестящий знаток классического танца. Лавровский глубоко понимал и жизнь школы во всей ее специфике, и задачи, которые перед ней стояли. С его приходом в школу, прежде всего, решались проблемы сценической практики. Весь свой талант, весь опыт Лавровский отдал школе. За три года его работы появились одноактные балеты «Танец цветов» Р.М. Глиэра, «Вальс» и «Болеро» М. Равеля, вершина творчества Лавровского в училище - «Классическая симфония» С. Прокофьева. Была им восстановлена и «Пахита» Л. Минкуса.
1967-1968 учебный год начался в
новом здании. Оно представляло
все необходимое для жизни
и учебы будущим артистам
В 60-70 годы ХХ века большое место в творческих поисках, которые вело училище, занимали вопросы преподавания актерского мастерства, так как сокращение обучения на один год заставило педагогов искать новые методы и формы обучения. В младших классах был введен курс гимнастики, специально выработанный училищем совместно с Научно-исследовательским институтом физиологии детей и подростков и Институтом физической культуры.
Ширились и крепли связи московской школы с хореографическими училищами страны. Со всех концов съезжались в Москву педагоги-хореографы, чтобы перенять опыт своих коллег. В 1964 году приказом Министерства культуры СССР на Московское академическое хореографическое училище возлагаются обязанности методического центра страны. Педагогов школы приглашают к себе хореографические школы Канады, Дании, Финляндии, Швеции, Монголии, Польши, ГДР.
В эти годы в школе преподает прекрасный состав педагогов: С.Н. Головкина, П.А. Пестов, Л.Т. Жданов, Н.В. Золотова, Б.Г. Рахманин, И.В. Уксусников, Г.Н. Кириллова, Г.К. Кузнецова, Н.В. Беликова, И.А. Воронина, И.С. Ивлиева, Е.Г. Фарманянц, К.С. Зацепина, К.Б. Рихтер, Е.Б. Малаховская, Н.В. Чистова, Л.С. Литавкина, Л.К. Черкасова, А.В. Жуков, Е.А. Лапчинская, Л.И. Рафаилова, А.А. Климов, Е.П. Валукин, В.А. Кошелев.
В 70 годы ХХ века Московское академическое хореографическое училище начинает снимать фильм «Основы классического танца», ставший уникальной работой всего педагогического состава и учащихся академии с первого по выпускной класс. В фильм вошли разделы: экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжки, вращение, сценическая практика. Продолжительность каждой из частей - 60 минут. Авторы первых частей сценария фильма - С.Н. Головкина и Л.М. Лавровский. В репетициях и съемках были заняты ведущие педагоги, исполняли движения ученики школы, многие из которых теперь известные деятели хореографического искусства - М. Леонова, А. Богатырев, В. Гордеев, М. Дроздова.
5. «Педагогические вклады в Русский балет».
5.1. Творческая деятельность Шарля Дидло.
В начале XIX века большое значение для школы, которая к тому времени стала именоваться Императорским театральным училищем, имела многолетняя творческая деятельность французского балетмейстера и педагога Шарля Дидло. Тогда же начало формироваться национальное своеобразие Русского балета, стилистические особенности русской балетной школы, сочетающей лучшие черты ведущих мировых балетных школ - французской и итальянской.
Уже в первых движениях юных танцоров
ощущалась русская исполнительская манера,
мягкость, певучесть, самобытность национального характера.
Педагогом, определившим далее развитие
балетной школы, сталИван Иванович Вальберх (см.приложение №3), первый русский балетмейстер,
воспитавший немало талантливых артистов,
среди которых яркая танцовщица и драматическая
актриса Евгения Колосова. Вальберхподготовил школу и труппу театра
к приходу Шарля Дидло.
Дидло приехал в Петербург в 1801 году и стал
полным хозяином петербургского балета.
Он обратил главное внимание на школу
и стал ее руководителем. Дидло преподава
Для Дидло, как впоследствии и для его соотечественника Петипа, Россия стала второй родиной, а русский балет на рубеже XVII-XIX веков уже во многом превосходил крупнейшие иноземные театры. Провозвестницей эры романтического балета явилась Мария Тальони, первая Сильфида, прилетевшая в Петербург в 1837 году. Балет "Сильфида" принес ей мировую славу. В 1841 году в Петербург приехал швед Христиан Иогансон, ученик А.Бурнонвиля, и остался здесь навсегда. Он работал в школе до конца своих дней, до 1903 года. Среди его учеников были П.Гердт, Н.Легат, М.Кшесинская, А.Павлова, Т.Карсавина, А.Ваганова. Большое влияние на русскую балетную школу оказало романтическое искусство французского танцовщика и балетмейстера Жюля Перро, который работал в Петербурге с 1848 по 1859 годы. Однако определяющее воздействие на развитие школы оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа, приехавшего в Петербург в 1847 году.
Информация о работе Первые русские танцевальные школы (Петербургская, Московская)