Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа
В наши дни очень мало времени уделяется изучению истории возникновения и развития учреждений культуры, образовательных учреждений и тем более хореографических. Практически в каждом, достаточно развитом городе, существует множество ансамблей в которых обучают людей такому прекрасному искусству, как танцы.
Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод.
Введение………………………………………………………………………………………………………2
1.1. Танцевальное искусство ……………………………………………3
1.2.Периоды формирования системы балетного образования в России……………………………………………………………………………………………………4
1.3. Творчество Н. Лима…………………………………………………………4
1.4. Театр Петровской эпохи…………………………………………5
Раздел 2. Петербургские школы хореографии
2.1.Возникновение хореографического сюжетного балета в XVIII веке……………………………………………………………………………………………………………6
2.2. Творчество Леопольда Парадиза……………………………6
2.3. И. А. Дмитриевский………………………………………………………6
2.4. Появление балетных либретто………………………………7
2.5.
Раздел 3. Эволюция русского балета.
3.1. Школа Ж.Б. Ланде в Санкт- Петербурге…………7
3.2.Гильфердинг в Петербурге………………………………………….9
3.3. А.Я.Ваганова – первый профессор хореографии…….9
Раздел 4. Московское академическое хореографическое училище
4. 1. История возникновения………………………………………11
4. 2. Работа училища с 1920 по 1940 годы………………………11
4.3. В Нововведения в программе образования…….14
Раздел 5. «Педагогические вклады в Русский балет»
5.1. Творческая деятельность Шарля Дидло……………17
5.2.Эпоха Петипа………………………………………………………….......18
5.3.Хронологические подробности……………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………….20
С ростом промышленности, развития
всероссийского рынка и внешней торговли в России, резко
возросла потребность в грамотных людях.
В учебном плане большое место отводилось
изучению изящных искусств, в том числе и бального
танца. В качестве танцмейстера Шляхетного
корпуса, в Петербурге, в 1734 году был зачислен
француз Жан Батист Ланде. Он стал одним
из основоположников постоянного профессионального
хореографического образования в России.
Ланде вошел в историю мирового
балета только благодаря деятельности
в России. Его воспитанники, овладевая зарубежным
танцем, не забывали
национальных художественных
установок, применяя их к полученным знаниям.
Так вырабатывалась русская манера исполнения
зарубежного танца. Ланде за несколько
лет выучил кадет танцевать не хуже профессионалов.
Танец состоял из смены изящных поз и телодвижений.
Ноги поднимались не выше чем на несколько
вершков от пола. Виртуозными па являлись
заноски на высоких прыжках, исполнявшиеся сначала только
танцовщиками; мужской танец до конца XVIII
века опережал в развитии женский. Основа
балетной техники была близка современной.
Ею являлась выворотность ног, построенная
на тех же пяти позициях, что и сейчас.
Первое выступление кадетов Ланде на
профессиональной сцене увенчалось огромным
успехом, их стали постоянно приглашать
в придворные спектакли. Это обязывало
Ланде готовить кадетов к профессиональной
сцене, но они ежегодно выпускаясь из корпуса,
покидали сцену, и труд балетмейстера
оказывался бесполезным.
По его предложению 4 мая 1738 года в Санкт-Петербурге была основана придворная танцевальная
школа — «Танцо́вальная Ея Императорского
Величества школа» (впоследствии Вагановское училище). В 1738 году Ланде открыл балетную школу,
с разрешения императрицы Анны Иоанновны.
“Собственной Ее Величества танцевальной
школы”. Туда принимались дети “подлого
звания”, т. е. представители широких городских
масс. Школа и после смерти Ланде утверждалась,
прежде всего, как явление русской национальной
культуры.
Русская школа в балете- абсолютно
самобытное явление, как французское и итальянское, а взаимообогащение национальных
культур не слепое заимствование и подражание.
Вершинным проявлением начавшегося
театрального движения послужила деятельность
актера Федора Волкова. Он организует
в Ярославле любительскую труппу. Возводит
здание на 1000 мест и открывает театр оперой
Франческа Араий. И в 1756 году.
Перемены, произошедшие в труппе,
случайные исполнители-кадеты – уступили
место первым русским профессиональным
балетным артистам.
Выпускник балетной школы Афанасий
Топорков оказался отличным танцовщиком.
Он исполнял главные партии в “дворцовых
балетах “ , был придворным танцмейстером
,а затем уехав за границу, успешно выступал
в Вене.
Вместе с Топорковым окончила
школу Аксинья Сергеевна Баскакова. Она
не уступала в “ силе и прелести танца
“ знаменитой Тонине Рональде. Она покинула
сцену по болезни, после чего занималась
преподаванием. Баскакова
Считалась лучшей русской балериной
того времени.
На первых же порах своей деятельности
русских танцовщиков постигли большие
проблемы. Петербургское общество считалось невероятным,
чтобы исполнители из “подлого” сословия
могли хоть как-то сравниваться с иностранцами.
Место в труппе определялось
не талантом, а фамилией. Только лица, носившие
иностранные фамилии получали хорошие
партии в спектакле, и соответствующие
оклады. Русские же, не смотря на превосходство
в
искусстве пред иностранцами,
могли пользоваться только положением
дублеров и нищенской зарплатой.
3.2.Гильфердинг в Петербурге.
Будущий балетмейстер родился в
Вене (1710-1768), имел идею положить драматургию
в основу балета. Содержание раскрывалось
танцем и пантомимой в сопровождении музыки.
Первым опытом была трагедия Расина”
Британик”.
Гильфердинг, отменив маски,
оставил условный балетный костюм.
Сведения о работе, знаменитого уже за
пределами своей родины Гильфердинга дошли
до Петербурга. И в 1759 году балетмейстер
прибыл в Россию вместе с некоторыми артистами,
проявил себя как великий педагог.
С первых шагов в Петербурге,
работа Гильфердинга вызвала внимание
и живой интерес.
Он сначала начал ставить при дворе отдельные балетные
сценки-картинки. В них танцы были связаны
единством места и примитивной последовательностью
действия.
Про Гильфердинга современники
говорили, что он смотрит на жизнь открытыми
глазами, беря из нее сюжеты для своих композиций.
Поставленные им балеты с русскими
артистами имели большой успех, т.к. русскому
искусству была близка и понятна реалистическая
тенденция и содержательность балетов.
Гильфердинг, знакомя учеников
с новейшими достижениями зарубежной техники,
одновременно развивал их индивидуальность.
Появление сюжетного балета способствовало
творческому росту русских танцовщиков
и возбуждало интерес к этому роду искусства.
Существенно повлияла на балет русская драма.
Между ними завязались творческие связи.
Пьесы- сценарии для балетных спектаклей
писали известные русские драматурги, такие
как А. П. Сумароков.
Постановки имели законченное
драматическое содержание, острые конфликты
и четко развивающееся действие.
В Москве, которая нуждалась
в постоянном государственном театре не
меньше, чем Петербург, посредствам Федора
Волкова, Якова Шумского и Александра Сумарокова,
открыли театральный зал и определили денежное
содержание. Российский школа начала постепенно
занимать более важное место в жизни общества.
Перед русскими деятелями балета
теперь вставала задача – добиться самоопределения своего
искусства, на основе национальных установок.
и возбуждало интерес к этому
роду искусства.
3.3. А.Я.Ваганова – первый профессор хореографии.
От школы ведет родословную Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой.
С 1921 года в школе начинает работать А.Я.Ваганова - великий педагог, первый профессор хореографии. Агриппина Яковлевна родилась 14(26) июня 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра, отставного унтер-офицера. В 1889 году поступила в Санкт-Петербургское Императорское Театральное училище (ныне Академия Русского балета). Училась у педагогов А.А.Облакова, Е.О.Вазем, Л.И.Иванова, Х.П.Иогансона, П.А.Гердта. Закончила училище в 1897 году. В 1897-1916 годах - артистка Мариинского театра. Танцовщица строгой академической школы, прославилась как "царица вариаций" (исполняла сольные партии в "Раймонде", "Баядерке", "Дон Кихоте", "Коппелии" и др.) В 1915 году получила звание балерины. Среди главных партий: Наила ("Ручей"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок").
Педагогическую деятельность начала
в 1918 году, сначала в так называемой "Школе
Миклоса", затем в Школе Русского балета
А.Л.Волынского.
В 1921-51 годах в Петроградском- Ленинградском
хореографическом училище, ведущий педагог
классического танца, осуществила 29 выпусков;
среди учениц: М.Т.Семенова, О.Г.Иордан,
Н.А.Анисимова, Г.С.Уланова, Т.М.Вечеслова,
Н.М.Дудинская, Ф.И.Балабина, Г.Н.Кириллова,
А.Я.Шелест, О.Н.Моисеева, Н.А.Кургапкина,
А.Е.Осипенко, И.А.Колпакова.
В 1934-41 годах - руководитель и ведущий преподаватель
педагогического отделения училища, в
1946-51 годах - организатор и заведующая
кафедрой хореографии Ленинградской консерватории.
В 1931-37 годах - художественный руководитель
балета Театра им. Кирова (Мариинского),
где осуществила постановки в собственной
редакции балетов "Лебединое озеро"
(1933) и "Эсмеральда" (1935, 1948). В 1943-44
годах - художественный консультант балета
Большого театра; оказала большое влияние
на профессиональное становление М.М.Плисецкой.
Она воспитала несколько поколений выдающихся
балерин. Пытливый исследователь, вдохновенный
практик, она создала учебник "Основы
классического танца"(выдержала пять
изданий: 1934, 1939, 1948, 1963, 1980, переведена более
чем на 10 языков), развивая лучшие свойства
русской танцевальной школы: кантиленность,
гармоничность, выразительность, Ваганова
сделала замечательные открытия в области
координации движений, раскрепостила
корпус, что обусловило неповторимость
петербургской школы, ввела "новые руки"
- красивые, сильные и энергичные, которые
определили волевой характер танца.
Блестящая педагогическая деятельность
Вагановой и ее книга создали ей славу
великого педагога, а сформировавшаяся
в России система преподавания классического
танца во всем мире называется "методикой
Вагановой". Ваганова обобщила сценическую
практику русского балетного театра второй
половины XIX века (творчество М.И.Петипа),
традиции французской школы классического
танца (ее ярчайшим представителем в России
был Х.П.Иогансон), нововведения виртуозной
итальянской школы (Э.Чеккети), принципы
преподавания старших коллег Н.Г.Легата
и О.И.Преображенской. Вагановой впервые
из деятелей хореографии в 1946 году присвоено
звание профессора. Ваганова - народная
артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской
премии (Государственной премии СССР,
1946).
Скончалась 5 ноября 1951 года в Ленинграде.
Похоронена в некрополе "Литераторские
мостки" (Волково кладбище).
В 1957 году имя Вагановой присвоено Ленинградскому
хореографическому училищу (ныне Академия
Русского балета.
4. Московское академическое хореографическое училище
4.1. История возникновения
Московское академическое хореографическое училище, одно из старейших театральных учебных заведений, с деятельностью которого связано становление и развитие русской национальной балетной школы. Основано в 1773 как классы «театрального танцевания» при Московском воспитательном доме. С 1806 - Императорское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров, с 1911 училище стало специализированным хореографическим.
Воспитанниками училища были выдающиеся артисты балета И. К. Лобанов, Т. И. Иванова-Глушковская, Д. С. Лопухина (Ришар), А. И. Воронина-Иванова, Т. С. Крапакова-Богданова, Е. А. Санковская, К. Ф. Богданов, П. П. Лебедева, С. П. Соколов, В. Ф. Гельцер, О. Н. Николаева, А. И. Собещанская, П. М. Корпакова, Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлёва, Е. В. Гельцер, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашев, И. Н. Хлюстин, В. Д. Тихомиров, М. М. Мордкин и др. В 1920 училище передано в ведение Большого театра и получило название Государственной балетной школы, с 1931 - Балетный техникум, с 1937 - Московское хореографическое училище, в 1961 училищу присвоено звание академического.
В начале ХХ века школа претерпела сложные времена. Ставился даже вопрос о ее закрытии. К 1912 году закрылось драматическое отделение училища. Но, несмотря на все эти трудности, Московская балетная школа, благодаря работе В.Д. Тихомирова, Н.П. Домашева, Е.В. Гельцер и других, вырастила большое количество отлично подготовленных танцовщиков - С.В. Федорову, В.А. Рябцева, Л.А. Лащилина, М.Р. Рейзен, Л.А. Жукова, Е.Ю. Андерсон, Е.М. Адамович, В.В. Кригер, М.П. Кандаурову, И.В. Смольцова и многих других.
4.2. Работа училища с 1920 по 1940 годы.
В 1920 году было принято «Положение» о государственной балетной школе и после двухлетнего перерыва, она возобновила свою работу. По новому положению, училище передавалось Большому театру. Во главе его встали ведущие артисты, которым принадлежала решающая роль в развитии московского балета этого времени - А.А. Горский и В.Д. Тихомиров.
В 1922 году В.Д. Тихомировым были составлены «Требования», предъявляемые к учащимся государственной балетной школы при переходных испытаниях, а также «Требования», предъявляемые к лицам, окончившим школу и желающим поступить в Большой театр. В.Д. Тихомировым была составлена Программа классического танца, преподаваемого в школе, вскоре им же была составлена программа музыкального образования. В.Д. Тихомиров по-прежнему был верен русской школе классического танца и вложил немало сил в сохранение классического наследия и развитие хореографического образования. Расширился список изучаемых предметов. В него вошли: история театра, история балета, история изобразительного искусства, история сценического костюма.
Горский Александр Алексеевич (1871-1924), известнейший балетмейстер и педагог, реформатор балета, ученик великого М. Петипа, педагог, с именем которого связаны лучшие достижения московского балета в эти годы. Творчески разносторонний человек, скромный труженик, он отдал всю свою жизнь, все свои силы на развитие балетного искусства и Московского хореографического училища. Стремился преодолеть условности академического балета, заменял пантомиму танцем, добивался исторической достоверности оформления спектакля. Значительным явлением стал балет «Дон Кихот» в его постановке, который и по сей день в репертуаре балетных театров всего мира.
Свои лучшие спектакли (больше 50 балетов) он поставил на московской сцене. В них он стремился достичь общей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а так же утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
В 1922 году на сцене Нового театра в исполнении воспитанников училища был показан балет «Вечно живые цветы» Б. Асафьева, хореография А.А. Горского, в котором впервые была сделана попытка отобразить в балете современную жизнь.
В школе преподают в прошлом ведущие танцовщики театра А.А. Джури, Е.И. Шарпантье, Л. Жуков; мимику и грим ведут крупный театральный деятель А. Петровский, В.А. Рябцев, Е. И. Долинская, С.В. Чудинов, И.Е. Сидоров - прекрасный характерный танцовщик и мимический актер.
Постановка на сцене ГАБТ новых балетов «Красный мак» Р. Глиэра, «Пламя Парижа» Б. Асафева, «Лауренсия» А. Крейна, расцвет балета в национальных республиках, где в это время рождаются театры и хореографические училища, - все это, естественно, требовало и дальнейшего развития школы.
С 1923-1924 учебного года в училище начинает преподавать ведущий артист балета Н.И. Тарасов, с именем которого связана серьезная работа по созданию научной методики классического танца.
В 1931 году были созданы новые программы по специальным дисциплинам. Впервые в истории балета ставятся на научную основу вопросы обобщения огромного опыта, накопленного в области хореографического образования, впервые педагоги-хореографы приступают к аналитической работе. Создаются методические комиссии для выработки единой методики преподавания классического танца. Работа этих комиссий приводит позднее к организации в училище научно методического кабинета. Обязательными стали классы дуэтного и исторического танца, игры на фортепиано, ритмики, физкультуры, драматической выразительности, а также предмет «Хореодрама» (педагог И.А. Мосеев). Организовались специальные отделения для подготовки педагогов и балетмейстеров. Было введено обязательное семилетнее образование. К этому же времени относится и начало сотрудничества Московской и Петербургской балетных школ, так много давшее нашему балету.
Информация о работе Первые русские танцевальные школы (Петербургская, Московская)