Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 16:53, курсовая работа
В наши дни очень мало времени уделяется изучению истории возникновения и развития учреждений культуры, образовательных учреждений и тем более хореографических. Практически в каждом, достаточно развитом городе, существует множество ансамблей в которых обучают людей такому прекрасному искусству, как танцы.
Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод.
Введение………………………………………………………………………………………………………2
1.1. Танцевальное искусство ……………………………………………3
1.2.Периоды формирования системы балетного образования в России……………………………………………………………………………………………………4
1.3. Творчество Н. Лима…………………………………………………………4
1.4. Театр Петровской эпохи…………………………………………5
Раздел 2. Петербургские школы хореографии
2.1.Возникновение хореографического сюжетного балета в XVIII веке……………………………………………………………………………………………………………6
2.2. Творчество Леопольда Парадиза……………………………6
2.3. И. А. Дмитриевский………………………………………………………6
2.4. Появление балетных либретто………………………………7
2.5.
Раздел 3. Эволюция русского балета.
3.1. Школа Ж.Б. Ланде в Санкт- Петербурге…………7
3.2.Гильфердинг в Петербурге………………………………………….9
3.3. А.Я.Ваганова – первый профессор хореографии…….9
Раздел 4. Московское академическое хореографическое училище
4. 1. История возникновения………………………………………11
4. 2. Работа училища с 1920 по 1940 годы………………………11
4.3. В Нововведения в программе образования…….14
Раздел 5. «Педагогические вклады в Русский балет»
5.1. Творческая деятельность Шарля Дидло……………17
5.2.Эпоха Петипа………………………………………………………….......18
5.3.Хронологические подробности……………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………….20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.2.Периоды формирования системы балетного
образования в России………………………………………………………………
1.3. Творчество Н. Лима…………………………………………………………4
1.4. Театр Петровской эпохи…………………………………………5
Раздел 2. Петербургские школы хореографии
2.1.Возникновение
Раздел 3. Эволюция русского балета.
3.1. Школа Ж.Б. Ланде в Санкт- Петербурге…………7
3.2.Гильфердинг в Петербурге………………………………………….9
3.3. А.Я.Ваганова – первый профессор хореографии…….9
Раздел 4. Московское академическое хореографическое училище
4. 1. История возникновения………………………………………11
4. 2. Работа училища с 1920 по 1940 годы………………………11
4.3. В Нововведения в программе образования…….14
Раздел 5. «Педагогические вклады в Русский балет»
5.1. Творческая деятельность Шарля Дидло……………17
5.2.Эпоха Петипа…………………………………………………………..
5.3.Хронологические подробности……………………………………19
Список используемой
Введение.
В наши дни очень мало времени уделяется изучению истории возникновения и развития учреждений культуры, образовательных учреждений и тем более хореографических. Практически в каждом, достаточно развитом городе, существует множество ансамблей в которых обучают людей такому прекрасному искусству, как танцы.
Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод.
Балет — синтетическое искусство, в котором танец - главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой — либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный — классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный — балет-симфония, балет-настроение, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства – балетный спектакль. Постепенно рождались хореографические формы, передающие в живых картинах пластическую красоту движений, создавались и ломались традиции.
Балетный спектакль как таковой начал формироваться в Европе в XVI веке. С тех пор искусство балета прошло долгий и сложный путь становления и развития.
В переводе с латинского языка само слово «классический» означает «образцовый». Классическими мы называем образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Классическими мы называем и лучшие, первоклассные балетные спектакли – зарубежные, русские, советские. А их создателей балетмейстеров причисляем к классикам хореографии.
Классический танец формировался путём долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Он вбирал в себя достижения различных танцевальных культур, перерабатывал движения разнообразных народных плясок, пантомимных действий – искусства мимов и жонглёров, движения трудовых и бытовых танцев.
Развиваясь в течение длительного времени, классический танец обрёл точные и узаконенные формы, сосредоточил в себе огромное количество разнообразных движений человеческого тела.
В каждом из них работают одаренные люди, в большей или меньшей степени. Но в любом случае, это не уменьшает их заслуг перед нацией, так как все они несут в мир прекрасное, ибо нет ничего более красивого, чем хорошо поставленный и исполненный танец, в который каждый вкладывает свою душу, и постановщик и исполнитель.
История Академии Русского Балета – это не только история одной А.Я.Вагановой. Очень много замечательных преподавателей посвятили свою жизнь становлению Академии. Ранее, когда Академия Рсского Балета только создавалась, она носила название: «Русская балетная профессиональная школа». В дальнейшем ее переименовали в Ленинградское хореографическое училище. И уже только после того, как в ней сначала обучилась, а потом и стала преподавать А.Я.Ваганова, которая к тому времени уже стала первым профессором хореографии, это учреждение переименовали в «Академию Русского Балета имени А.Я.Вагановой».
Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии убедительное свидетельство особой культуры, сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой национальный колорит. Народное искусство всегда было основой, фундаментом прогрессивного профессионального творчества.
Я считаю, что те, кто занимается танцами, должны знать историю академии. Это все равно, что гражданин определенного государства, должен знать историю этого государства. Ведь только зная историю, мы можем делать что-то новое, либо улучшать старое. А следя за развитием и изучая историю Академии мы должны стремиться сделать что-то подобное А.Я. Вагановой, а возможно еще лучше. И только тогда мы сможем гордиться своей страной, в которой будет значительно больше отличных актеров балета. Мы должны внимательно и всесторонне изучить историю Академии. Основываясь именно на этом, мы сможем воспитать новое поколение лучшим. А изучая историю А.Я. Вагановой мы должны не только следовать ее методике, но и по возможности улучшать ее, ибо прогресс движет миром. Ее сила духа, ее вдохновение вложенные в работу, должны воспитывать нас, побуждать на профессиональное развитие, заставлять работать лучше, интереснее. В наше время многие не знают выдающихся артистов балета и театра. Но те которые знают, зачастую даже и не представляют, кто их сделал такими, какими мы их видим на сцене. Ведь они стали лучшими не сами, их воспитали. И отдавая дань преподавателям, и увеличивая уровень развития, мы просто обязаны изучать и помнить тех, кто ковал историю становления русского балета.
Цель моей курсовой работы:
1. Изучить литературные источник,
позволяющие проследить
2. Выявить особенности школ.
3. Освоить и изучить развитие первых танцевальных школ в России.
1.1. Танцевальное искусство
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах. Однако, применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.
Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом.
первый (1710-1756 гг.) — период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы в Санкт-Петербурге, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);
второй (1756-1829 гг.) — период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов; в этот период в 1773 году открылись танцевальные классы при Московском воспитательном доме, ставшие основой Московского театрального училище (ныне — Московской государственной академии хореографии);
третий (1829-1917 гг.) — период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;
четвертый (1917-1991 гг.) — период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.
В XVII веке усилился процесс экономического,
политического и культурного подъема
России как могучей многонациональной
державы. Развивались международные отношения
нашей родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами.
Русские путешественники знакомились
с театром на Западе. Балет вызывал особый
интерес, потому что язык музыки, танца,
пантомимы, доступен каждому. Привлекала
и пышность балетных зрелищ: смена декорации,
роскошь костюмов. Подобные зрелища могли
прославить могущество централизованного
государства. Учитывали, и политическую,
и воспитательную роль театра.
Алексей Михайлович запретил
искусство скоморохов, учредил театр.
Вряд ли, создавая, его царь исходил из
глубоких культурных побуждений, просто
он знал от послов, что при каждом европейском
дворе есть театры, и не хотел отставать.
8 февраля 1673 года в селе Преображенском
был поставлен первый русский балет “Балет
об Орфее и Евридике”, по приказу царя.
Балет того времени кроме танца и пантомимы,
включал пение и декламацию. Своих специалистов-актеров
еще не было, и Алексей Михайлович поручил
подыскать их за границей, но удачными
поиски оказались только в Немецкой слободе,
где жили работавшие в России иностранцы.
Позднее актеров заменили выходцы из московских
мещан. Среди наемных иностранных военных
специалистов, нашли офицера инженерных
войск, Николу Лиму,
который организовал царский балет
за 7 дней, выполняя обязанности балетмейстера,
танцовщика и педагога. Кто он происхождению
и национальности- неизвестно. Есть версия,
что 1.3. творчество Н. Лима
Лима был шотландцем, эмигрировавшим
во Францию. В период существования театра
Алексея Михайловича, Николай Лима бессменно
руководил его балетом.
В 1676 году царь умер. Театральные представления
прекратились, а балеты не ставились более
полувека.
В развитии русского сценического
танца, балет Алексея Михайловича существенной
роли не сыграл. Это была лишь очередная
царская “потеха”, которая занимала своей
необычайностью и новизной. Исполнение
танцев не отвечало русским требованиям,
было чуждо даже верхушке Московского
государства. Тем не менее, очень узкий
круг зрителей - царь и придворное боярство,
смогли познакомиться с зарубежной театральной
культурой и сравнить с ними русское искусство.
Наконец введение театра в дворцовый быт
пошатнуло косное представление русской
знати о греховности подобных зрелищ.
Все эти факты были необходимым этапом
на пути развития русского сценического
искусства.
1.4. Театр Петровской эпохи.
В годы царствования Петра I
в быт вошли новые для России бальные танцы
– от церемониально медленных (менуэт,
англез, полонез) до быстрых импровизационного
характера.
В 1718 году Петр I обнародовал
свой указ об ассамблеях, положивший начало
публичным балам в России. По указу, придворные
устраивали у себя дома собрания, куда
без особого приглашения съезжалось петербургское
общество, и играли в шахматы, шашки, танцевали.
Вход “подлому люду” и крепостным был
запрещен.
За исключением старых и немощных,
танцевать обязаны были все, иначе подвергались
штрафу- осушению кубка большого орла.
Преподаватель танцев стал необходимейшей
фигурой в дворянском обществе. Их выписывали
из-за рубежа. Танцмейстер должен был кроме
танцев, внушать правила европейского
светского обхождения. Эти танцы подготовили
почву для возникновения форм сценического
танца. Русские исполнительские традиции,
помогали приобрести танцу русскую национальную
окраску.
В отличие от театра Алексея
Михайловича, созданного исключительно
в увеселительных целях, театр Петра 1го
был общедоступным, и царь ставил перед
ним широкие просветительские задачи.
Подготовка масс населения к восприятию
реформ. Сама постройка театра, предопределяла
его публичное значение. Он строился в
Москве, на торговой Красной площади, где
сейчас Исторический музей.
Дело с балетом в Москве не налаживалось:
не хватало исполнителей, да и сам руководитель
- Кари Коккий, халатно относился к своим
обязанностям. Московский театр не оправдал
надежд царя: искусство иноземных исполнителей
совершенно не интересовало широкие городские
массы, а иностранный репертуар и форма
танцев были непонятны и чужды зрителям.
Петр I ликвидировал театр в Москве, не
возобновив его и в Петербурге.
В 1755 году Петр III учредил балетную
школу при театре в Ораниенбауме, просуществовавшую
до его убийства, в 1762 году, после чего
штат был распущен, а воспитанники школы
определены в петербургскую труппу.
2.1. Возникновение
В 1764 году был открыт Воспитательный
дом. Туда принимали сирот и подкидышей
до 4х лет. Когда дети подрастали, их обучали
ремеслам, наукам и всевозможным искусствам,
включая танцы. Таким образом, театральная
школа Москвы отличалась от петербургской
социальным составом учеников.
В 1778 году состоялся первый экзаменационный
спектакль.
Учителями были итальянские
танцовщики.
2.2. Творчество Леопольда Парадиза.
С осени 1778 года преподавание
перешло к танцовщику и
Серьезный танец- прообраз современного
классического . Это был “благородный”
танец, приличествующий персонажам трагедий
классического театра- царям, богам и мифологическим
героям.
Комический танец отличался
виртуозностью, допускал утрировку движений
и импровизацию. Им пользовались при исполнении
гротескных и экзотических танцев, свойственных
комедиям театрам классицизма.
Полухарактерный объединял
танцы пасторальные, пейзанские и фантастические,
олицетворяя силы природы или человеческой
страсти, а также мифологические - пляски
фурий, нимф, сатиров и т. п.
2.3. С 1782 года во главе театра встал знаменитый
русский драматический актер И. А. Дмитриевский.
В 1784 году балетная школа Воспитательного дома
перешла в ведение Петровского театра, который
содержал антрепренер Михаил Меддокс,
и состояла при этом театре до его пожара
в 1806 году. С того времени московские театры,
а с ними школа, перешли на попечение казны
и также как петербургские получили название
“императорских”.
С 1784 года ведет родословную
Большой театр, хотя здание его было открыто
лишь в 1825 году.
Значение этого периода заключается в том,
что в России была основана государственная
балетная школа, в которой обучались только
русские – представители широких масс
народа, бережно хранившие свои традиционные
эстетические установки в искусстве танца.
2.4. Появление балетных
либретто.
В середине XVIII века балы, маскарады
и театр стали все более распространены
при дворе. Вступившая на престол в 1741
году Елизавета Петровна, всем театральным
жанрам предпочла балет.
В 1742 году Елизавета издала указ
об учреждении в Петербурге первой русской
профессиональной балетной труппы: тем,
кто “похотят для увеселения честные
кампании и вечеринки с пристойной музыкой
или… комедии иметь, токмо с таким подтверждением,
чтоб при тех вечеринках никаких непорядков…
не происходило”.
Французское хореографическое
образование того времени основывалось
преимущественно на углубленном, длительном
и всестороннем изучении менуэта. Этот
танец, по мнению педагогов, способствовал
выработке изящества, благородства и грации,
необходимые для серьезного танца. Кроме
того, он включал в себя большинство движений
танца сценического.
Русские быстро усвоили
Исключительная легкость и быстрота
освоения технических приемов как французского,
так и венецианского танца, объяснялись
тем, что в русской народной пляске характерными
чертами исполнения женщин было благородство,
изящество и грация, свойственная французской
школе, а мужчин отличала высокая виртуозность,
присущая итальянским исполнителям. Это
позволяло русским танцорам свободно
пользоваться приемами зарубежных школ,
подчиняя их своим художественным национальным
установкам. Поэтому утверждение историков,
что русская школа в балете-лишь механическое
соединение французских и итальянских
школ, в корне неверны и порочны.
Раздел 3. Эволюция
русского балета.
3.1. Школа Ж.Б. Ланде в Санкт-
Петербурге.
Информация о работе Первые русские танцевальные школы (Петербургская, Московская)