Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:01, реферат

Краткое описание

На Кольском полуострове, как и на Севере Европы вообще, люди появились значительно позднее, чем на Юге. Только после отступления ледника, примерно 8 тысяч лет тому назад, здесь сформировались условия, необходимые для жизни людей. При этом большую роль сыграло теплое атлантическое течение Гольфстрим, которое, обогревая северо-западные берега Европы, изменило климат нашего Заполярья.

Оглавление

1. История появления древних Саамов……………………………………..1
2. Культура Саами.
2.1 Традиционные поселения и жилища……………………………..3
2.2 Социальная организация…………………………………………..4
2.3 Хозяйство Саамов…………………………………………………..5
2.4 Традиционная одежда………………………………………………6
2.5 Пища саамов………………………………………………………….8
2.6 Духовная культура и традиционные верования………………8
2.7 Язык саамов…………………………………………………………11
3. Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов……………………………………………….12
Заключение.

Файлы: 1 файл

культура и быт саамы.docx

— 116.01 Кб (Скачать)

Политика укрупнения сельского  хозяйства привела к тому, что  не более 20 % мужского саамского населения  были заняты оленеводством. Преобразования совхозов в ТОО этого положения  вещей не изменили.

 

 

Заключение.

Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000г. "О  едином перечне малочисленных народов  Российской Федерации" на Кольском полуострове представителями Коренных малочисленных народов Севера являются саамы. Численность саамов на территории Мурманской области по результатам  переписи населения РФ в 2002 г. составляет 1769 представителей.1 Большая их часть сосредоточена в Ловозерском районе, помимо этого они проживают в Кольском и в Ковдорском (с. Ена и п. Енский) районах.

В последнее столетие сформировалось ряд проблем связанных с сохранением  самобытной культуры саамского народа. Одной из них является саамский язык. Никогда во всей истории саамского  этноса вопрос языка и письменности не стоял так остро, как сейчас, саамский язык находится на грани  его полного исчезновения. Язык и  культура саамов имеют большое значение для русской и в целом для  мировой культуры. В основе, почти  четырехсот часто употребляемых  слов языков индоиранской и индоевропейской  групп народов, прослеживается корневая система слов саамского языка, диалектов - на которых говорят саамы Кольского  Севера. Саамский язык кроме практического  использования важен еще и  тем, что его необходимо изучать, как один из праязыков народов  мира. К сожалению, на сегодняшний  день исследованием языка Кольских саамов, его четырех диалектов  и шестнадцати говоров, не занимается ни один из языковых институтов России, в т.ч. и системы Академии наук. Не смотря на объективные трудности, в настоящее время по предложению  комитета по проблемам коренных малочисленных  народов Севера администрации области, Правительством Мурманской области, специалистами  комитета по образованию, Мурманского  государственного педагогического  института, Мурманского педагогического колледжа разрабатывается долгосрочная программа "Сохранение и развитие саамского языка, письменности и культуры", изучается вопрос открытия при Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования - кафедры саамского языка. Также, на правительственном уровне области, принято решение поддержать идею Союза саамов о создании международного саамского университета и непосредственно участвовать в формировании и реализации совместной программы" образования саамов Скандинавии и России.

Еще одной проблемой, для малых  этносов, в том числе и для  саамского народа являются процессы ассимиляции. Возрождение семьи, в  которой бы оба родителя были саамами, и в которой бы звучала саамская речь и царила национальная культура, безусловно, способствовало бы развитию этноса. На сегодня молодые саамские семьи единичны. Примерно до 80% саамов России в возрасте до 50 лет родились в смешанных межнациональных  браках. А отсюда забыт родной язык, безразличное отношение к национальным промыслам и как результат  утрата образа жизни. К сожалению, многие из саамов о принадлежности к национальности вспоминают только тогда, когда речь заходит о государственных льготах. Гарантом сохранения саамского этноса Кольского Севера является только саамская семья.

Согласно философии жителей  Севера земля не принадлежит человеку - это человек принадлежит земле, поэтому особенно важное место, при  рассмотрении существующих проблем  коренных народов Севера, должны занимать вопросы, связанные с территориями традиционного природопользования.

 

Литература.

Материалы Интернета:

  1. Библиотека ХРОНОСа – www.hrono.ru;
  2. Заметки краеведа – www.arctic.org.ru;
  3. Коренные малочисленные народы севера – www.ethnomuseum.murman.ru;
  4. КПДС "Коренные народы севера – Саамы" – www.arc.council.gov.ru;
  5. Материалы сайта Всемирной географии – www.wgeo.ru;
  6. Материалы Центра Охраны Дикой Природы – НП "Хибины" и ООПТ "Терский берег" – www.biodiversity.ru/kola;
  7. Саамы Кольского Севера – www.murman.ru;
  8. Этнологическая экспертиза: народы Севера России – www.ethnonet.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «АРТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ АРКТИКИ

КАФЕДРА ФОЛЬКЛОРА И ЭТНОКУЛЬТУРЫ НАРОДОВ АРКТИКИ

 

 

 

Реферат

«Культура и быт  народа Саамы»

Дисциплина: « Музыкальная  культура Арктики»

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 5 курса

заочного (ускоренного)

отделения РЭКЦ

Егоров Михаил Михайлович

Проверил:

профессор АГИИК 

 Шейкин Ю. И.

 

 

Якутск 2012г.

1 Национальный состав населения Мурманской области – www.wgeo.ru


Информация о работе Особенности социально-экономического развития районов проживания Кольских саамов